Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Типы групповых отношений у африканских человекообразных обезьян, современного человека и ранних гоминин






Виды Устойчивые социальные связи Контактная агрессия Доминирование Альянсы
Горилла В Н Д П КА Н
Шимпанзе , * В Н Д П КА ДрП
Бонобо , , Н Н Д* Д* КА ДрП
Современный человек , , В Н Д Д* КА ДрП
Ранние гоминины , , ? Н Д Д* КА ДрП
* - тесные дружественные связи между самками возможны при некоторых условиях; В - высокий; Н - низкий, Д - самцы доминируют над самками; П - самки подчиненные по отношению к самцам; Д* - самцы и самки могут доминировать над противоположным полом при определенных условиях; КА - конкурентные альянсы; ДрП - дружественные предпочтения; Н - отсутствуют;? - не возможно предсказать (Butovskaya, 1999).

У бонобо связи между самками значительно более выражены. Поскольку большинство взрослых самок в группах у бонобо не родственники, единственным объяснением данного феномена является тот факт, что при переходе в новую группу они активно практикуют стратегию " социальной адаптации". Суть стратегии сводится к установлению дружественных связей со старейшей и наиболее высокоранговой самкой сообщества. В отличие от самцов шимпанзе, груминг между самками бонобо положительно коррелирует с дружественными связями, и никоим образом не может объясняться в терминах платы вышестоящей особи за поддержку в агрессивных конфликтах. Высокоранговые самки бонобо не только не являются более частым объектом груминга по сравнению с подчиненными самками, но зачастую сами чаще чистят низкоранговых партнерш.
У шимпанзе дележ пищей более типичен для самцов, чем для самок. У бонобо дележ пищей более типичен для взаимоотношений в парах самец-самка, однако, дележ растительной пищей между самками (в том числе неродственными) также не является исключением из правил. Отношения между самками бонобо в целом характеризуются высоким уровнем социабильности: самки часто вступают в дружественные контакты друг с другом и взаимные умиротворяющие действия между ними - явление распространенное. Представляется, что у ранних гоминин отношения между самками более соответствовали модели бонобо.

(Социальное поведение и репродуктивные стратегии)
Различия между шимпанзе и бонобо в структуре социального поведения отчасти объяснимы, если обратиться к анализу конкуренции между самцами за доступ к репродуктивным самкам (Гудолл, 1992). У самок бонобо период псевдо-эструса (наличие набуханий половой кожи, служащих обычно индикатором рецептивности в период, когда зачатие невозможно) значительно длиннее, чем у шимпанзе, и в этих условиях попытки доминантного самца монополизировать самку приносят меньше выгод. Самки демонстрируют сексуальную активность будучи беременными и вскоре после рождения детеныша. Сексуальное поведение у бонобо (как у самок, так и у самцов) часто используется для снятия социальной напряженности.
Обращаясь к моделям поведения ранних гоминин, нужно иметь в виду, что на каком-то этапе эволюции в линии, ведущей к человеку, произошло исчезновение внешних признаков овуляции. Аналогично самцам бонобо, у самцов ранних гоминин могла понизиться внутригрупповая конкуренция за самку (см. табл. 1). Отсутствие сезонности размножения у этих форм также должно было снижать межсамцовую конкуренцию. Доминирующим фактором, снижающим половую конкуренцию, могла выступить синхронизация менструальных циклов самок из одной группы (отголоски этого явления наблюдаются и у современного человека)…
… Данные палеоантропологии свидетельствуют о том, что ранние гоминины обладали сильно выраженным половым диморфизмом по размерам тела, сопоставимым лишь с таковым у современных горилл, орангутанов или павианов гамадрилов. У современных приматов большие размеры тела самцов, как правило, связываются с половым отбором и внутриполовой конкуренцией. Наибольший диморфизм отмечается у видов с полигинными системами социальной организации, в рамках которых конкуренция самцов за доступ к самками принимает особо выраженные формы. Применительно к ранним гомининам эти параллели имеют, по крайней мере, одно существенное ограничение: у приматов конкуренция между самцами сопряжена не только с увеличением общих размеров тела, но и приводит к увеличению размеров клыков…

(Социоэкология и развитие социального интеллекта в отряде приматов)
… Сложная социальная среда требует развитой системы коммуникации, эта же среда обеспечивает сохранение и передачу традиций использования орудий в общине. Приматологи установили, что при прочих равных условиях, виды, живущие большими группами, имеют более развитую орудийную деятельность, более сложную систему коммуникации и более развитую кору головного мозга (см. рис. 1).


Рис. 1. Взаимосвязь между пропорциональным развитием новой коры к размерами группы у обезьян. Пропорциональное развитие новой коры определялось как соотношение объема новой коры к остальному объему мозга (по Dunbar, 1996, p.63).

Важным фактором развития когнитивных способностей является так же питание. Анализ, основанный на 68 независимых параметрах, взятых из главной приматологической базы (119 видов), проделанный Р. Бартоном, дает основания предполагать, что размер мозга независимо и положительно связан с пропорцией фруктов в диете и с размерами группы (Barton, 1999). Адаптивная специализация мозга происходит в определенном направлении. Среди дневных приматов фруктоядные виды имеют большую по размерам зрительную кору, чем листоядные. Эволюция цветового зрения, произошедшая у фруктоядных приматов, затронула и рост неокортекса. В то же время, ограничение на развитие мозга млекопитающих налагается самим процессом индивидуального развития. Увеличение продолжительности детства имеет результатом развитие эволюционно более молодых структур, в первую очередь неокортекса (новая кора). Таким образом, получается фруктоядность, хотя и не прямо, но способствовала эволюции социального интеллекта у высших обезьян.
Ранние гоминины, несомненно, произошли от фруктоядных предков. С выходом в более открытую местность связывают начало перехода к потреблению большей доли мясной пищи. По вопросу о том, каким образом ранние Homo добывали мясо животных нет единого мнения. Одни специалисты полагают, что гоминины были сборщиками падали (тем самым, составляли конкуренцию гиенам). Другие находят возможным, что гоминины охотились на дичь мелкого и среднего размера. И в том, и в другом случае следствием подобных инноваций явились: рост внутригрупповой сплоченности, укрупнение размеров группы, увеличение общих размеров групповой территории и рост межгрупповой конкуренции за ресурсы (Бутовская, Файнберг, 1993). Наряду с этим должно было происходить дальнейшее развитие интеллектуальных способностей, связанных с кооперацией для получения доступа к телу убитого животного (падали) и развитием стратегий коллективной охоты.

(Удлинение периода детства и взаимоотношения между полами)
В процессе эволюции рода Homo происходит увеличение общей продолжительности жизни и значительное удлинение периодов детства и юности. Продолжительное детство и связанная с этим беспомощность младенцев делали матерей более зависимыми от других членов группы. До недавнего времени считалось, что единственным выходом из этой ситуации было активное привлечение мужчин (отцов) к заботе о потомстве (и моногамию)… Однако в дальнейшем эта точка зрения была пересмотрена. Современный человек и его гомининные предки с большой долей вероятности эволюционировали как виды, ориентированные на полигамию. Скорее всего, у ранних гоминин это принимало формы ограниченного промискуитета< (это означает, что самки вступали в половые связи с несколькими самцами, а самцы - с несколькими самками, но при этом имело место избегание половых связей между близкими родственниками) (Бутовская, Файнберг, 1993). Аналогично тому, как это происходит, например, у макаков или павианов, между отдельными самцами и самками у ранних гоминин могли существовать дружественные связи…
… Анализ типов репродуктивных отношений у обезьян указывает на их связь с экологическими условиями обитания. Так, например, у павианов прослеживается отчетливая связь между богатством кормовой базы, жизнью на открытых пространствах и прессом хищников, с одной стороны, и типом связей самец-самка, с другой. Чакма живут в условиях открытых пространств, относительного обилия пищи и постоянной угрозы нападения со стороны хищников, и для них характерны многосамцовые группы и промискуитетные связи. Анубисы могут видоизменять структуру группы: в местности с достаточным количеством корма и опасностью со стороны хищников, их группы напоминают по структуре и репродуктивным связям павианов чакма. В среде, обедненной ресурсами и более безопасной, они формируют односамцовые группы гаремного типа. Наконец, павианы гамадрилы, обитающие в бедной пищевыми ресурсами местности, в условиях относительной безопасности формируют устойчивые гаремные группы, и связи самец-самка исключительно прочны и долговременны. Моногамия в условиях парного образа жизни - достаточно редкое явление в мире приматов, и встречается исключительно на фоне древесного образа жизни в густой листве.

(Гипотеза " заботливых бабушек")
Изменения в структуре онтогенеза привели к еще одной значимой инновации появлению - менопаузы. Менопауза имеет место только у человека и в выраженном виде у других современных приматов отсутствует. Ее возникновение для антропологов являлось загадкой до тех пор, пока Н. Блертон Джонс с соавторами (Blurton Jones, Hawkes, O'Connell, 1999) не предложил гипотезу, объясняющую данное явление. Гипотеза " заботливых бабушек" предполагает, что пожилые женщины играли, и играют в настоящее время, существенную роль в выживании детей. Исследования, проведенные в современных обществах охотников-собирателей и у ранних земледельцев, как в матрилинейных (счет родства в таких обществах идет по материнской линии), так и в патрилинейных группах (счет родства по отцовской линии), подтверждают справедливость этого предположения. Действительно, бабушки со стороны матери часто обеспечивают значительную долю пропитания для внуков, принося растительную пищу и мелких беспозвоночных (аче Парагвая, хадза Танзании, бушмены Намибии). Помимо всего прочего, бабушки присматривают за старшими детьми. С точки зрения эволюционной психологии менопауза является адаптивным новообразованием. Старшие женщины имеют меньше шансов выкормить собственных детей из-за высокой смертности, но они могут повышать свою приспособленность, заботясь о внуках.

(Диета и взаимоотношения между полами)
… С развитием практики регулярной охоты на крупного зверя могли произойти важнейшие перестройки социальной жизни первобытных коллективов: 1) повышение кооперации между мужчинами, входящими в группу, что было необходимо для успешной коллективной охоты и защиты от соседних групп (кооперация мужчин могла осуществляться на родственной основе); 2) развитие практики дележа пищей (прежде всего, мясом) в пределах группы; 3) увеличение средних размеров группы; 4) развитие речи (усовершенствование способов передачи информации на расстоянии без участия рук). С эректусом связано также первое использование огня на местах стоянок (обогрев, защита от хищников в темное время суток). Именно Homo erectus, по-видимому, первым освоил и термальную обработку пищи (как растительную, так и животную) (Wrangham et al., 1999)…
… С Homo erectus в настоящее время принято связывать и окончательное разделение труда между полами при котором: за мужчиной всецело закрепилась роль охотника и защитника группы, а за женщиной - роль собирательницы (растительные продукты, мелкие беспозвоночные) и хранительницы очага (приготовление пищи, работы в пределах стоянки, уход за детьми).
Homo erectus сумел адаптироваться к жизни в условиях выраженной сезонности, и расселился там, где само выживание группы существенным образом зависело от регулярной и успешной охоты. В этих условиях должен был происходить интенсивный отбор, ориентированный на кооперацию и дележ пищей с членами группы… К. Хилл и М. Хуртадо (Hill, Hurtado, 1996) провели анализ данных о процессах распределения пищи в группах у аче восточного Парагвая (80% диеты составляет мясной рацион).
Оказалось, что в среднем две трети пищи, потребляемой каждым индивидом, была добыта сородичем, не входящим с состав нуклеарной семьи потребителя. Такая система распределения пищевых ресурсов обеспечивает оптимальные условия для выживания группы в целом, и существенно снижает риск остаться голодным.
Развитие системы дележа пищей на групповом уровне можно в первую очередь связывать с проявлением реципрокного отбора. Первые шаги в этом направлении, по-видимому, были сделаны эректусом.

(Традиционные и современные взгляды на развитие общества)
Долгое время в советской истории первобытности превалировала точка зрения о единообразных путях социальной эволюции в разных районах мира. В рамках этих представлений считалось, что в развитии общества присутствовала стадия, характеризующаяся доминированием женщин в семье и обществе: матриархат. В настоящее время представление о матриархате полностью ушло в прошлое. Дело в том, что мы не располагаем данными ни об одном обществе (современном или исторически описанном), в котором бы властные функции систематически осуществлялись женщинами и в котором политические решения были бы устойчивой прерогативой женщин (Low, 2000). Даже в матрилинейных обществах, где счет родства ведется по материнской линии, управление традиционно осуществлялось мужчинами, родственниками тех женщин, через которых прослеживалось родство (Артемова, 1998). Как в патрилинейных, так и в матрилинейных обществах, мужчины обладают более высоким статусом и властью по сравнению с женщинами.
В рамках представлений о матриархате, как стадии развития человеческого общества, бытовала также гипотеза о большей древности социальных структур со счетом родства по материнской линии. Эволюционисты-этнологи полагали, что первично связи между мужчинами и женщинами не были фиксированы, отношения между полами носили промискуитетный характер (беспорядочные половые сношения мужчин и женщин), а позднее брак приобрел групповые формы. Такие представления не находят подтверждения ни в этнографических источниках, ни в данных приматологии. Складывается впечатление, что счет родства по материнской линии был преимущественно характерен для ранних земледельцев (акан, малаяли, минангкабау) (Артемова, 2002). Хотя у охотников-собирателей они так же известны, для них, в целом, более характерны патрилинейные или билатеральные системы счета родства. Обычно сторонники гипотезы исторической первичности матрилинейного счета родства ссылаются на якобы многократно зафиксированные факты перехода от матрилинейности к патрилинейности и на отсутствие обратных переходов. Современные исследователи считают, что подобные свидетельства еще нуждаются в дополнительном анализе. В самом ли деле это переход от одного счета родства к другому или реконструкция перехода по пережиткам - не известно…
… В настоящее время считается очевидным, что не все общества, обладающие социальной и имущественной стратификацией имеют (или имели в прошлом) патриархальное устройство. Доминирование мужского пола над женским в семье и обществе, счет родства по отцовской линии в выраженной форме присутствуют у одних охотников-собирателей (например, у австралийских аборигенов) и отсутствует у других (бушмены, пигмеи, хадза). Патриархат представляет собой социально-бытовой уклад жизни, и его возникновение не связано однозначно с конкретным уровнем социально-экономического развития (Артемова, 1998)…
… Есть все основания думать, что политическая власть уже на ранних стадиях развития общества по большей части концентрировалась в руках мужчин. Важнейшим шагом на пути к формированию человеческого общества являлось формирование более крупных и могущественных политических объединений и, по мнению Е. Тейлора, Л. Уайта и К. Леви-Строса (Tylor, 1888; White, 1959; Levi-Strauss, 1969), роль ведущей интегрирующей силы в этом процессе сыграла экзогамия. Тейлор, в частности, писал, что " у первобытных племен существует один единственный способ поддержания устойчивых альянсов друг с другом, и этот способ - обмен брачными партнерами. Женщины осуществляют особую функцию мирителей. Являясь сестрами по отношению к одному клану и женами по отношению к другому (экзогамия), они прилагают массу усилий, чтобы снизить вероятность взаимных нападений и восстановить нарушенные отношения, если столкновения все же имели место". Е. Тейлор, Л. Уайт и К. Леви-Строс видели в экзогамии " начало" социальной организации человека и идентифицировали это явление с обменом брачными партнерами. Значительно позднее, в 70-90-е годы XX века, наблюдения за поведением обезьян (в т.ч. и человекообразных) показали, что экзогамия (дисперсия одного конкретного пола по достижению половой зрелости в соседнюю группу) - типичное явление в мире приматов. Экзогамия в этом случае ни коим образом не связана с установлением межгрупповых альянсов. Например, сообщество павианов гамадрилов организовано по многоуровневому принципу. Оно состоит из односамцовых гаремных единиц, объединенных в кланы самцов-родственников, кланы объединяются в банды, состоящие из неродственных животных. Банды объединяются в более крупные структуры. Самцы, члены кланов, никогда не переходят в другие банды. Вместе с тем, взрослые самки чаще всего переходят в другие кланы в пределах банды и могут переходить так же в другие банды. Для сообщества павианов гамадрилов характерны наличие родственных альянсов между самцами, экзогамия за пределами родственной группы. Важно отметить, что между альянсами самцов и экзогамией нет никакой связи.
Забота самцов о потомстве могла послужить одной из важных составляющих для формирования устойчивой пары (и основы брака у гоминин), однако следует представлять, что вклад самцов в заботу о подрастающем поколении мог осуществляться и вне постоянных пар. Например, у саванных павианов самцы-друзья формируют устойчивые аффилиативные связи с потомством самки-подруги. Забота самца о детях, таким образом, не всегда тесно скоррелирована с формированием постоянных пар у приматов и, возможно, это же правило распространяется также на гоминин. Следовательно, не обязательно рассматривать отцовскую заботу как производное от института брака.
Вторым распространенным заблуждением является представление о том, что предпосылкой для межгрупповых альянсов является контроль мужчин за женской сексуальностью. Это условие вряд ли было обязательным для сообществ гоминин. Женщины, переходя в соседнюю группу, могли продолжать поддерживать дружественные связи с родственниками и формировать при этом временные сексуальные связи с резидентными мужчинами. Л. Родсез с соавторами (Rodseth et al., 1991) полагает, что женщины играли роль миротворцев, сплачивая соседние группы еще до того, как возник институт брака. Принципиально новым шагом в социальном поведении гоминин, таким образом, следует считать не возникновение экзогамии и избегание инцеста, а формирование устойчивых сексуальных пар.
… Развитие реципрокного альтруизма достигло своего пика в форме генерализованной реципрокности. По мнению К. Бохума (Bohum, 1999), это стало возможным лишь на определенной стадии развития интеллектуальных способностей человека, и лишь с появлением анатомически современного человека (около 100 тыс. лет назад). К этому же времени следует относить и появление первых истинно эгалитарных обществ. В условиях ледникового периода охота на большого зверя стала единственным способом выживания. При этом широкое распространение могли получить практики, препятствующие неравенству в распределении ресурсов питания (ограничение доминирования лидера группы коллективными усилиями подчиненных). Тактики контроля за доминантными индивидами, выработанные группой в ледниковый период, оставались привлекательными для человека и в межледниковье в силу того обстоятельства, что подчиненные члены группы почувствовали " вкус" к политической независимости. Любое проявление антисоциального агрессивного поведения на внутригрупповом уровне становилось социально наказуемым и потому неадаптивным для индивида…

ЛИТЕРАТУРА

1. Артемова О.Ю. Времена карандаша, листа бумаги и острого ума миновали? // ЭО, Вып.5, 2002. С. 23-49.
2. Артемова О.Ю. Матриархат // Народы и Религии Мира. Энциклопедия. Ред. В.А. Тишков. М. 1998. С. 889.
3. Артемова О.Ю. Патриархат // Народы и религии мира. Энциклопедия. Ред. В.А. Тишков. М. 1998. С. 893.
4. Бутовская М.Л. Формирование гендерных стереотипов у детей: социокультурная и социобиологическая парадигма - диалог или новое противостояние? // ЭО, Вып. 4. 1997. С. 104-122.
5. Бутовская М.Л., Смирнов О.В. Выбор постоянного полового партнера в среде современного московского студенчества: эволюционный анализ // ЭО, Вып. 1. 2003. С. 141-163.
6. Бутовская М.Л., Файнберг Л.А. У истоков человеческого общества. М. 1993.
7. Гудолл Дж. Шимпанзе в природе: поведение. М. 1992.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал