![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекция 4. Производство и товарная политика
4.1 Понятие производства как системы “затраты – выпуск» 4.2 Товарная политика и её основные элементы 4.3 Конкурентоспособность предприятия и продукции 4.4 Виды продукции, Показатели объёмов производства 4.1 Понятие производства как системы “затраты – выпуск”
Деятельность предприятия в сфере материального производства подразделяется на два основных этапа: 1. Непосредственно процесс материального производства продукта. 2. Продажа продуктов производства и покупка необходимых компонентов производства в целях обеспечения непрерывного процесса производства. Непрерывный обмен –суть современного товарного производства
Рис.4.1 Схема обмена в современном товарном производстве
Непосредственно процесс производства материального продукта представляет собой преобразование “входов”( ресурсов, факторов производства ) в “выходы” (готовую продукцию ). На вход производственной системы поступают ресурсы (труд, земля или сырьё, капитал).
Рис. 4.2. Схема процесса материального производства Труд – это все виды человеческих ресурсов, как физических, так и умственных, ограниченных по уровню мастерства и количеству, используемых в процессе производства. Земля, сырьё – это ресурсы производства, предоставляемые природой (необработанная земля, запасы минерального сырья в залежах и т.п). Капитал – это все виды ресурсов, ранее подвергшиеся обработке (основные фонды, оборотные средства - сырьё, материалы и т.п.). Центральным вопросом производства является формирование номенклатуры и объёмов выпускаемой продукции, которые определяются товарной политикой.
4.2 Товарная политика и её основные элементы Результатом реализации производственной деятельности предприятия является его продукция или услуга. Продукция (продукт) – изделие, получаемое из исходного сырья и материалов таким технологическим способом, в результате которого свойства исходного материала трансформируются, а продукт приобретает самостоятельную потребительскую ценность. Таким образом, продукты (продукция, изделие) – это товары, имеющие вещественную форму и способные удовлетворить определенные потребности. Услуга – такой вид деятельности, который не меняет натурально-вещественной формы продукта, но добавляет к его стоимости определенную сумму, поскольку конечный потребитель в услуге заинтересован и согласен ее оплачивать. Величина услуги измеряется в денежном выражении, и ее трудно, или вообще невозможно выразить в натуральных измерителях. Товарная политика – это разработка частных стратегий по оценке номенклатуры выпускаемой продукции и движению её до потребителей соответствующих рынков. Товарная политика включает : анализ действующих рынков; определение жизненного цикла изделий и условий перехода на выпуск новых изделий; формирование спроса и предложения; оценка конкурентоспособности предприятия и продукции. Анализ действующих рынков включает: определение перечня рынков, на которых реализуется продукция предприятия; сегментация рынка, т.е. условное распределение номенклатуры выпускаемой продукции по соответствующим группам потребителей; оценка возможности использования соответствующего сегмента рынка, экономическая оценка преимуществ поставки определённой номенклатуры продукции Для каждого рынка и его сегментов определяется их ёмкость, а также плановая доля обеспечения предприятием соответствующего рынка и его сегментов товарами определённого назначения. Доля продукции данного предприятия определяется как отношение планируемого объёма продукции к ёмкости рынка или его сегментов.
где Цi – оптовая цена за единицу i – го вида продукции; Qi – объём поставки i – го вида продукции; Еq – ёмкость рынка; α i – доля продукции предприятия i-ого вида. Жизненный цикл изделия включает два этапа:
На рисунке приведены этапы жизненного цикла продукции.
Рис. 4.3 Этапы жизненного цикла продукции НИР – научно – исследовательские работы; ОКР – опытно – конструкторские разработки; ТПП – технологическая подготовка производства. Процесс производства и реализации продукции включает 4 стадии – внедрение, рост объемов производства, стабилизация, спад.
|