Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекционный курс 6 страница
Социальное развитиеребенка старшего дошкольного и младшего школьного возрастаопределяется по следующим оценочным критериям, характеризующим сформированность знаний и представлений о себе и окружающем социуме и соответствующих им интеллектуальных способностей: - дети должнызнать и правильно называть свое полное имя, фамилию, возраст, домашний адрес; - соблюдать элементарные правила личной гигиены; - уметь рассказать о составе семьи и труде родителей (по вопросам педагога), уметь задать такие же вопросы другим детям; - знать и называть имя и отчество взрослых, работающих в группе, имена своих товарищей; - соблюдать основные формы обращения к взрослым и детям; - знать и выполнять основные правила поведения на занятиях; - уметь организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок после окончания занятия; - оказывать товарищу помощь при выполнении учебных заданий, изготовлении поделок; - соблюдать правила гигиены труда и безопасности при выполнении практических заданий; - соблюдать правила поведения на улице и в общественных местах; - соблюдать правила поведения на природе (в парках, скверах и других местах отдыха), охранять растения и животных; - уметь ухаживать за комнатными растениями; - уметь проявлять волевые усилия: выдержку, настойчивость, решительность, смелость во всех видах предметной и учебной деятельности и др. В познавательном развитии выделяются следующие показатели: ориентировка ребенка в окружающем мире, сформированность способов и средств познавательной деятельности, способность видеть общее в единичном явлении и находить самостоятельное решение возникающих проблем социально-бытового и учебного характера. Эстетическое развитие рассматривается в единстве формирования эстетического отношения к миру и художественного развития ребенка средствами искусства (изобразительная деятельность, музыка, художественная литература). Лепка и аппликация: Дети должны знать название предметов и приспособлений для работы (гладилка, ножницы, кисточки); название некоторых видов бумаги; основные свойства пластилина; природные материалы, используемые для поделок. Рисование. Дети должны: проявлять эмоциональную отзывчивость и интерес к изобразительной деятельности; узнавать, изображенные на картине или иллюстрации предметы, явления (человек, животные, дом, время года и т.д.) и действия (идут, сидят, поют и т.д.); различать и называть цвета (красный, желтый, синий, оранжевый, зеленый, фиолетовый, черный, белый); передавать в рисунке простейшие формы, общее пространственное расположение, основной цвет предметов; изображать на рисунке несколько предметов, объединяя их единым «сюжетом»; умело работать карандашом, меняя его по мере необходимости, проводить линии без напряжения, не вращая при этом лист бумаги; правильно работать гуашевыми красками, владеть приемами наложения одной краски на другую; уметь выполнять декоративные узоры в полосе, квадрате, на силуэтах, изображающих предметы быта и одежды и др. Физическое развитие предполагает формирование у детей начал здорового образа жизни, физической культуры, представлений о собственном теле, умений адекватно реагировать на изменение окружающей среды, сознательного отношения к своему здоровью, безопасности. Состояние физического развития старших дошкольников и младших школьников определяется по следующим показателям: - средневозрастным показателям общефизического развития, возрастным изменениям в физическом и функциональном состоянии ребенка; - устойчивости к изменениям внешней среды (сопротивляемость заболеваниям); - качественным параметрам засыпания и сна; - аппетиту; - физической и умственной работоспособности; - физической активности; - динамике индивидуальной физической подготовленности (двигательных умений и навыков, качеств и способностей); - уровню развития моторики и психомоторики и др. Дети должны овладеть следующими умениями и навыками: · самостоятельно выполнять необходимые бытовые действия (на занятиях, в играх, на дежурстве), гигиенические процедуры, владеть навыками самообслу- живания; · овладеть «азбукой движений», элементами техники всех видов жизненно важных движений, базовыми умениями и навыками в спортивных играх и умением самостоятельно пользоваться приобретенными действиями в различных условиях; · уметь проанализировать «двигательную задачу», выбрать способы ее решения, соотнести последовательность, направление, характер действий с данным образцом. · Ценность получаемой в процессе педагогического обследования ребенка информации состоит в том, что она, как правило, является результатом длительного наблюдения, что обеспечивает ее надежность и достоверность.
5. Психолого-педагогическое изучение детей с проблемами в развитии в условиях образовательного учреждения Большое значение имеет целенаправленное изучение неуспевающих детей в условиях общеобразовательной школы. Обычно уже в первой четверти у некоторых детей выявляются трудности в обучении. Педагог совместно с психологом и логопедом должен установить характер и причину неуспеваемости детей, наметить пути педагогической работы с каждым ребенком, познакомить воспитателя и родителей с приемами наиболее эффективной помощи ребенку с учетом его индивидуальных особенностей. Учитель организует обучение и наблюдение за ребенком по предложенной психологом программе. Повторное изучение неуспевающих детей проводится в конце первого года обучения (первого полугодия). На основании анализа динамических изменений решается вопрос о целесообразности направления ребенка в психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) с целью установления места дальнейшего обучения ребенка. При этом необходим тесный контакт педагога с психологом, врачом-педиатром и школьным логопедом. Если выявленная у ребенка проблема оказывается сложной в диагностическом плане, может возникнуть необходимость в продолжении психолого-педагогических наблюдений. В зависимости от количества детей, нуждающихся в дополнительном изучении, их возраста и состояния могут быть использованы разные пути. В тех случаях, когда речь идет сразу о нескольких детях учащихся, в образовательном учреждении могут быть созданы диагностические группы. Диагностические группы создаются на базе специальной школы в период работы психолого-медико-педагогической комиссии. Срок функционирования группы – от 5 до 12 дней. Занятия в группе проводит педагог-дефектолог, владеющий методикой обучения детей в начальных классах. Периодическое наблюдение за детьми, их обследование проводят психолог, логопед и психоневролог. В зависимости от состава детей в диагностической группе, составляется расписание на каждый день. В учебных группах проводится по 4 урока, а в первый и последний дни недели – 3 урока с переменами в 15-20 минут. Поведение детей на уроках и во время отдыха является предметом изучения и фиксируется в протоколе наблюдений. Для того чтобы наиболее полно выявить особенности познавательной деятельности ребенка, его эмоционально-волевые качества, используются специальные уроки, которые несколько отличаются от обычных обучающих уроков. Основное место на таких уроках отводится индивидуальным формам занятий с детьми. Учитель стремится максимально полно определить возможности каждого ребенка. Хотя каждый урок имеет свою специфическую направленность (выявление навыков счета, письма, чтения и т.д.), он не является только уроком обучения письму или чтению. На каждом таком уроке исследуются различные стороны психики детей. Темп занятий и виды работы зависят от того, что необходимо узнать о детях. Так, для оценки представлений детей широко используются уроки по развитию речи, уроки ручного труда и рисования, а также экскурсии. Все эти уроки позволяют выяснить, что знают дети об окружающих их предметах, явлениях, событиях, как они понимают и устанавливают причинно-следственные связи, как выполняют действия сравнения, обобщения. Детям предлагается составить рассказ по картинке или разложить серию картин, объединенных общим сюжетом; при этом обращается внимание на умение ребенка выделить главное, правильно установить последовательность событий, обосновать свои суждения. На занятиях по ручному труду, лепке, рисованию можно уровень сформированности представлений о форме, цвете и других свойствах предметов. Продуктивная деятельность ребенка (рисунки, аппликация, лепка и т.д.) свидетельствует не только о ручной умелости, но и о фантазии, творческом воображении, точности восприятия, наблюдательности. Очень информативны игровые занятия. При проведении подвижных игр детям предлагают самим выбрать игру, выявляют, какие игры им знакомы. Большое значение имеет знание ребенком правил игры, умение играть, руководствуясь правилами, вести себя в соответствии с ролью. В игре проявляются такие качества, как активность, наблюдательность, самостоятельность, решительность, чувство товарищества, умение общаться со сверстниками. Из педагогической практики известно, что нарушения взаимоотношений в семье, ошибки семейного воспитания негативно влияют на соматическое и психическое развитие ребенка. Многие исследователи указывают, что главные причины детских неврозов и пограничных психических заболеваний связаны с дефектами воспитания и конфликтными отношениями в семье (А.И. Захаров, В.В. Ковалев, В.В. Ткачева и др.). Нарушения семейных взаимоотношений оказывают негативное влияние и на ребенка с нарушениями развития, на эффективность проводимых коррекционно-педагогических мероприятий, провоцируют разнообразные вторичные отклонения в психическом развитии ребенка. Выделены некоторые особенности социально-психологической структуры семей, в которых риск возникновения нервно-психических заболеваний у детей особенно высок. К ним можно отнести следующие: жесткое доминирование одного из родителей; коммуникативный барьер между ребенком и отцом, а также ограничение влияния отца на процесс семейного воспитания; конфликтность семейных отношений; нарушение межличностных взаимоотношений между родителями; несогласованность требований к ребенку со стороны отца и матери, а также других родственников. Семья играет важную роль в формировании умственных способностей ребенка, его эмоционально-волевой сферы и личности. Дети с социально-педагогической запущенностью чаще встречаются в семьях, где родители страдают психическими заболеваниями, алкоголизмом, в конфликтных семьях, в неблагополучных семьях, где ребенок воспитывается в условиях безнадзорности. Беседы с родителями являются обязательной составной частью комплексного изучения ребенка с нарушениями развития. В беседе с родителями следует выяснить роль отца и матери в воспитании ребенка, оценить тип семейного воспитания, установить причинно-следственные связи между типами правильного воспитания и особенностями развития ребенка, сопоставить тип семейного воспитания с особенностями его умственного и личностного развития. При проведении социально-педагогического исследования необходимо оценить следующие показатели: • уровень образования родителей, общий культурный уровень семьи, материальную обеспеченность, жилищно-бытовые условия; • особенности взаимоотношений в семье, наличие вредных привычек у родителей, состояние здоровья родителей.
Контрольные вопросы.
1. Назовите и охарактеризуйте ведущие принципы психолого-педагогического изучения познавательного и психофизического развития детей с ОВР и диагностики нарушенного развития. 2. В чем состоит специфика содержания (программы) и методов психолого-педагогического изучения детей с проблемами в развитии. 3. Каковы основные методические требования к организации и содержанию психолого-педагогического обследования детей с отклонениями в развитии. 4. Раскройте содержание понятия «педагогическое изучение особенностей развития детей с ограниченными возможностями». 5. Как осуществляется психолого-педагогическое изучение детей с проблемами в развитии в условиях образовательного учреждения?
Рекомендуемая литература: Основная 1. Астапов В.М. Введение в дефектологию с основами нейро- и патопсихологии. – М., 1994. 2. Коррекционная педагогика в начальном образовании / Под ред. Г.Ф. Кумариной. – М., 2001. 3. Левченко И.Ю. Патопсихология: теория и практика. – М., 2004. 4. Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии. – М., 2005. 5. Лубовский В.В. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей. – М., 1989. 6. Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями в обучении. – М., 1993. 7. Методы педагогических исследований / Под ред. А.И. Пискунова и Г.В. Во- робьева. – М., 1979. 8. Психолого-педагогическая диагностика / Под общей ред. И.Ю. Левченко. – М., 2003. 9. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста / Под ред. Е.А.Стребелевой. – М., 1998.
Дополнительная литература
1. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М., 2005. 2. Основы специальной психологии /Под общей ред. Л.В.Кузнецовой. – М., 2002. 3. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития / Сост. и общая ред. В.М. Астапова, Ю.В. Микадзе. – Спб., 2001. 4. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста / Под ред. Е.А. Стребелевой. – М., 1998. 5. Семаго Н.Я. Технология психологического обследования ребенка старшего дошкольного возраста // Психолог в детском саду. – М., 1998. - № 2. 6. Усанова О.Н. Дети с проблемами психического развития. – М., 1995.
Часть II. Методы психолого-педагогического изучения детей с нарушениями в развитии Учебные вопросы
1. Методы психолого-педагогического исследования. 2. Экспериментально-психологические методы психолого-педагогического исследования. 3. Метод обучающего эксперимента и его использование в практике психолого-педагогического обследования детей с нарушениями развития. 4. Содержание психологического заключения по материалам психолого-педагогического исследования.
1. Для психологического изучения детей с нарушениями развития используют различные методы исследования. Беседа, проводимая перед началом экспериментально-диагностического исследо-вания, направлена на установление позитивного эмоционального контакта с ребенком, на создание у него правильного отношения к предлагаемым заданиям. Неуверенных, боязливых детей необходимо приободрить, похвалить, с детьми возбудимыми, расторможенными ‒ использовать более строгую манеру общения. Содержание беседы должно быть направлено на выявление уровня сформированности и особенностей знаний и представлений ребенка об окружающем мире. В ходе беседы обследующему необходимо коснуться интересов ребенка, его любимых занятий и игр. Беседа должна протекать живо и непринужденно. Начинать ее следует с простых вопросов. Если ребенок отказывается отвечать, ему можно предложить рассмотреть какую-нибудь картинку или игрушку и постепенно, по мере установления контакта, перевести беседу в нужное русло. Беседа ориентирует психолога (педагога) в отношении того, какими должны быть первоначальные задания констатирующего психолого-педагогического обследования. К числу традиционных и широко применяемых в психолого-педагогических исследованиях относится метод наблюдения за деятельностью ребенка. Одним из достоинств этого метода является возможность изучения поведения и деятельности детей «в естественных условиях». Процедура обследования с использованием метода наблюдения может быть различной в зависимости от ряда объективных и субъективных факторов: контингента обследуемых, характера изучаемых явлений и т.д. Специалист, проводящий обследование, может войти в состав наблюдаемой группы детей, например, играть с ними (активное наблюдение), а может оставаться в позиции постороннего человека, наблюдающего со стороны (пассивное наблюдение). Наблюдение за ребенком (активное или пассивное) организуется на занятиях, в игре, в свободной деятельности, в группе детского сада или в классе, в совместной деятельности с родителями, то есть в естественных для ребенка жизненных ситуациях. С помощью метода наблюдения можно оценить такие составляющие деятельности ребенка, как уровень ее самоорганизации, наличие интеллектуальных действий планирования и программирования деятельности, эмоционально-личностные проявления (например, наличие выраженных аффективных и эмоциональных реакций) и др. Наблюдение позволяет выяснить, насколько развиты у ребенка навыки самообслуживания, насколько он опрятен в одежде, как относится к поручениям, какой психологический фон настроения является преобладающим, каковы особенности развития двигательной сферы. Такая информация может стать основой для последующего углубленного психолого-педагогического изучения ребенка. По результатам наблюдения педагог (психолог), выявив у ребенка признаки нарушенного развития, делает предположения о характере и степени выраженности имеющихся нарушений, что позволяет правильно организовать дальнейшее психолого-педагогическое изучение ребенка. Наблюдение является надежным методом, не требует специального оборудования, исключает дополнительную «психоэмоциональную» реакцию ребенка на присутствие специалиста, проводящего обследование. Вместе с тем использование этого метода предполагает наличие у педагога или психолога высокого уровня профессиональной подготовки, хорошего знания психолого-педагогических особенностей детей с различными нарушениями развития. При проведении психолого-педагогического обследования основной цельюнаблюдения является изучение ребенка, как носителя тех или иных психолого-педагогических особенностей и сопоставление результатов наблюдения с известными признаками имеющихся у детей нарушений развития. Как указывают многие специалисты в области практической психологии (М.М. Семаго, К.М. Гуревич, И.Ю. Левченко и др.) к недостаткам метода наблюдения относятся его относительная длительность и известная «субъективность», которая проявляется в зависимости результатов наблюдения, уровня подготовки и практического опыта специалиста, проводящего обследование, невозможности полноценной статистической обработки результатов. Данные недостатки могут быть компенсированы за счет организационных и психологических достоинств метода, особенно если сделать наблюдение «формализованным», включив его в стандартизированную методику изучения особенностей психофизического развития ребенка. В этом случае вводится ограничение по выбору наблюдаемых показателей: все обследуемые наблюдаются по определенному набору изучаемых признаков или характеристик, степень проявления которых оценивается определенными количественными показателями. В этом случае появляется возможность более четкого и полного сопоставления результатов различных наблюдений. Существенно снижается субъективность оценки данных наблюдения, появляется возможность сбалансированного качественного и количественного анализа полученных данных. 2. Экспериментально-психологические методы Методы экспериментально-психологического исследования играют важную роль при проведении психолого-педагогического изучения детей. Они предусматривают создание определенных ситуаций, при которых актуализируются психические процессы, подлежащие специальному изучению. С помощью экспериментально-психологических методик можно вскрыть причину и механизмы тех или иных состояний. Изучение документации и продуктов деятельности детей, беседа, наблюдение чаще всего выявляют те или иные особенности в развитии ребенка. Объяснить эти факты, понять их структуру помогает специальное экспериментальное задание, моделирующее соответствующую психическую функцию. Решение задач, стоящих перед педагогом-психологом при обследовании детей, сделало необходимым не только установление самого факта того или иного нарушения развития, но и определение его механизма. Важно выявить структуру, качественную специфику состояния, чтобы дать прогноз и рекомендации для проведения последующей коррекционной работы с ребенком. Решению этих задач помогает использование нейро-психологических методик, которые способны нащупать наименее внешне выраженные отклонения высших психических функций и выявить их связь с определенными мозговыми структурами. Нейропсихологическое обследование проводится только психологом, прошедшим специальную подготовку. Особую популярность среди экспериментально-психологическихметодик получили такие, как «Кубики Кооса», «Исключение предметов», определение последовательности событий, «Опосредованное запоминание» (по А.Н. Леонтьеву), «Метод пиктограммы» и др. Многие из этих методик имеют модифицированные варианты для обследования испытуемых разных возрастных групп. Разработаны адаптированные варианты методики для лиц с нарушениями зрения, слуха. Экспериментально-психологические методики являются основными приемами изучения нарушенной психической деятельности. С помощью каждой из экспериментальных методик может быть получен материал, дающий возможность судить о многих различных особенностях психики. Например, метод «пиктограммы» позволяет делать выводы об уровне развития памяти, абстрактного мышления, о личностно-психологических особенностях ребенка. Методик, направленных на изучение только одного процесса, в арсенале средств практической психологии не так много. Это необходимо учитывать при подборе заданий для обследования ребенка. Важным условием применения экспериментально - психологических методик является оказание дозированной помощи во время проведения обследования. Разнообразные виды такой помощи описаны в работах С.Я. Рубинштейн (1989) и И.Ю. Левченко (2003, 2004). К ним относится: – простое переспрашивание, просьба повторить то или иное слово, что привлекает внимание ребенка к сказанному или к сделанному; – выражение одобрения и стимуляция дальнейших действий, например, репликами: «Хорошо», «А дальше?»; – вопросы о том, почему испытуемый выполнил то или иное действие; – наводящие вопросы или критические возражения экспериментатора; – подсказ, совет действовать тем или иным способом; – демонстрация действия и просьба самостоятельно повторить его; – обучение тому, как надо выполнять задание. Выбор адекватных способов помощи является одним из трудных разделов психолого-педагогического обследования. Общие правила, которыми при этом следует руководствоваться, состоят в следующем: – сначала следует выяснить, не окажутся ли эффективными относительно простые варианты помощи, и лишь затем перейти к демонстрации действий и обучению; – экспериментатору не следует быть чрезмерно активным и многословным в общении с обследуемым; его вмешательство в ход эксперимента должно быть тщательно обдумано; – каждый акт помощи, так же, как ответные действия ребенка, должен быть внесен в протокол. Основные экспериментально–психологические методики описаны С.Я. Рубин- штейн в ее работе «Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике» (1989).
3. Метод обучающего эксперимента Специфической особенностью психологического изучения детей дошкольного и младшего школьного возраста является использование обучающего эксперимента. Как известно, с помощью одних только констатирующих методов исследования нельзя получить долговременного прогноза развития ребенка. Выдвинутое Л.С. Выготским (1932) положение, что обучение ведет за собой развитие, обусловило разработку в практической психологии различных вариантов обучающего эксперимента, позволяющих более объективно прогнозировать развитие ребенка. В одних вариантах обучающего эксперимента элементы обучения включены в сам процесс психолого-педагогического исследования. В других вариантах предлагается сочетание констатирующего эксперимента, чаще всего тестового, с обучением, направленным на получение новых знаний и профессионально ориентированное образование ребенка. При такой схеме исследования (тест – обучение – тест) эффективность обучения получает определенное количественное выражение. Из психологической практики известно, что чем более развернутым является сам процесс обучения, тем больше информации получает педагог или психолог о проблемах и потенциальных возможностях развития обследуемого ребенка. Соответственно более содержательными будут его практические рекомендации и прогностическая оценка. Специально для исследования потенциальных возможностей интеллектуального развития детей 7-10 лет А.Я. Иванова (1976) разработала методику обучающего эксперимента. Выполнение заданий этой методики вызывает трудности и у нормально развивающихся детей. В то же время экспериментальное обучение выполнению каждого задания не требует наличия школьных знаний. Это дает возможность использовать методику обучения в тех случаях, когда ребенок не справляется с программой или еще не обучался. В рамках обучающего эксперимента ребенку предлагается выполнить контрольные задания, при наличии затруднений ему оказывается «обучающая» помощь, а затем предъявляется аналогичное задание. Возможно несколько вариантов выполнения ребенком второго контрольного задания: · перенос образца правильного выполнения задания полный, в вербальной форме - например, ребенок называет все три признака сходства (различия) предметов; · перенос частичный в вербальной форме – ребенок выделяет и называет не менее двух признаков; · перенос полный в действиях - ребенок осуществляет три правильных группировки, но не называет их (подобное часто отмечается у детей с речевыми нарушениями); · перенос частичный в действиях - ребенок осуществляет не менее двух правильных группировок; · перенос отсутствует - ребенок выделяет один или ни одного из признаков фигур второго набора. Оценка результатов формирующего эксперимента проводится по следующим критериям: - наличие (характер) ориентировочной деятельности, которая у здоровых детей носит активный характер и практически всегда нарушена при сниженной умственной работоспособности и психическом недоразвитии; - способность к восприятию помощи. Оценка производится по количеству полученных ребенком установок - подсказок. Здоровым детям их требуется от 1 до 5, в то время как детям с нарушением интеллекта – от 10 до 20; - способность ребенка давать словесные формулировки того признака, на основании которого он выполнял задания. При проведении психологического обследования ребенка обучающий эксперимент можно организовать на базе различных методик психолого-педагогического исследования: «Предметная классификация», «Исключение 4-го лишнего», «Кубики Кооса» и др. Это особенно важно, если обследующий ограничен во времени, например при проведении обследования в психолого-медико-педагогической комиссии. В этом случае рекомендуется использовать методику «Исключение 4-го лишнего», поскольку выбор лишнего предмета и выполнение аналогичного задания занимают примерно две-три минуты.
4. Методические рекомендации к составлению психологического заключения по данным психолого-педагогического исследования Психологическое заключение является логическим завершением анализа результатов психологического обследования ребенка. Психологическое заключение всегда строго «индивидуально» и включает в себя феноменологическое описание индивидуально-психологических особенностей испытуемого, выявленных в процессе обследования. Заключение на ребенка лучше готовить в два этапа. Сначала психолог, проводивший обследование, обрабатывает результаты выполнения проверочных заданий, обсуждает их с другими специалистами и приходит к определенным выводам об уровне развития познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы, личности, поведения ребенка и о признаках своеобразия в его развитии, а также решает вопрос о характере необходимой коррекционной помощи. После этого психолог оформляет полученные результаты в виде письменного заключения. Условно все психологическое заключение может быть подразделено на четыре части. В первой части психолог дает описательную характеристику эмоционально-волевой сферы и поведения ребенка в процессе обследования. Во второй – характеризует деятельность ребенка, в третьей – описывает качественное своеобразие исследуемых психических функций и состояние моторики. При этом обязательно следует указывать способы выполнения проверочных тестовых заданий и качественную специфику познавательных процессов.
|