Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эрнст Теодор Амадей Гофман






(1776-1822)

Имя Амадей Гофман дал себе сам в честь своего любимого композитора Моцарта.

Гофман — человек многих дарований. Он музыкант (автор оперы «Ундина»), хороший рисовальщик, руководил самым интересным в Европе театром в Бамберге — был директором, постановщиком, оформителем, дирижером оркестра. Гениальный писатель. *Писал недолго, но много: два романа «Эликсиры дьявола», «Житейские воззрения кота Мурра», новеллистический цикл «Серапионовы братья», «Крейлериана», «Фантазии в манере Калло» и др. Балет «Коппелия» написан по рассказу Гофмана «Песочный человек». «Щелкунчик» известен каждому с детства.

*В творчестве Гофмана сталкиваются музыкальная стихия и вещи, тема вещей, фетишизма — вызов Гофмана и романтиков, основа музыкальности мира, творимой жизни.

*Мотив двойников и куклы — один из важных у Гофмана. Двойник у Гофмана – синоним обезличенности, кукла – обезличенность в квадрате.

*Гофман, как и другие романтики, разрушает иллюзии, привычные вещи. Это одно из проявлений романтической иронии. Неприятие вещи как косного, ставшего он привносит и в эстетику. Искусство, музыкальное произведение, картина, стихи тоже становятся вещью (не случайно говорят о драме, о поэзии «вещь»), когда произведения искусства требуют законченности — создано раз и навсегда. Стало вещью. Отделилось от своего автора: автора нет, есть только произведение. Вещь имеет свою самостоятельность и по отношению к читателю, и по отношению к поэту. Такое понимание и скусство как вещи связано с примитивным реализмом.

Для романтиков произведение искусства не вещь. От автора оно не может отделиться. Сказано так, может быть сказано иначе. Романтики подчеркивали, что всякое произведение искусства может иметь тысячи вариаций. Это снимает всякий догматизм. Художественное произведение тем сильнее, чем больше оно дополнено вариациями. Главное, чтобы эти вариации создавали романтики.

Новела Гофмана «Кавалер Глюк»

Это первая новелла Гофмана. Написана в 1809 году, опубликована в его сборнике «Фантазии в манере Калло».

Жак Калло – график 16 в., его офорты фантастичны и причудливы. Кристоф Глюк – композитор 18 века, реформатор оперы, написал «Орфей и Эвридика», «Ифигения в Авлиде», «Ифигения в Тавриде» и т.д.

В новелле Гофмана причудливо переплелись воспоминания автора о его жизни в Берлине в 1807-1808 гг., его страстное увлечение музыкой, его преклонение перед великими музыкантами прошлого — К.В. Глюком и В.А. Моцартом. Молодой, романтически настроенный А.Герцен писал в статье " Гофман": Глюк — это " тип художника, кто бы он ни был - Буонарроти или Бетховен, Дант или Шиллер".

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал