Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Пояснительная записка. Комитет общего и профессионального образования Ленинградской областиСтр 1 из 15Следующая ⇒
Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина» КАФЕДРА ИСТОРИИ Утверждаю Проректор по учебной работе ____________ Т.В. Мальцева «____»_____________ 2012 г. Программа ИСТОРИЯ РОССИИ (ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX - НАЧАЛО ХХ ВВ.) Специальность 050401.65 История Квалификация (степень) учитель истории Форма обучения - заочная Санкт-Петербург Составитель: доктор исторических наук, доцент Веременко Валентина Александровна
Рабочая программа курса «История России» дает представление о целях и задачах курса, его основном содержании, методах работы, а также содержит список литературы и вопросы к зачету.
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры истории, протокол № ___от “_ ” _________________ 2012 г. Заведующий кафедрой истории Веременко В.А. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ЦЕЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ: сформировать у студентов базовые компетенции, позволяющие осмысливать проблемы истории России второй половины XIX – начала XX вв.; применять знания социальных, экономических, политических и культурных аспектов российских истории исследуемого периода в своей профессиональной деятельности; формировать мировоззренческую позицию студентов в отношении ключевых проблем истории России. Задачи дисциплины: · Сформировать представление о факторах и явлениях, определивших историческое развитие России второй половины XIX – начала XX вв. · Дать понимание хода процессов модернизации и аномизации, происходивших в российском обществе второй половины XIX – начала XX вв. · Определить место Российской империи в общемировом историческом пространстве второй половины XIX – начала XX вв. · Охарактеризовать эволюцию социально-экономических, политических и культурных институтов России во второй половины XIX – начала XX вв. · Дать понимание роли исторических личностей в истории России второй половины XIX – начала XX вв. · Определить место революционных событий начала XX века в историческом процессе. · Раскрыть возможности применения студентами знаний по истории России второй половины XIX – начала XX вв. в своей профессиональной деятельности. · Развить навыки извлечения информации по российской истории второй половины XIX – начала XX вв. из исторических источников и исторической литературы. · Сформировать умение давать диалектическую оценку исторических событий и явлений России второй половины XIX – начала ХХ вв. Методы преподавания дисциплины: · Лекции · Семинары, на которых обсуждаются основные проблемы, освещенные в лекциях и сформулированные в домашних заданиях · Письменные и устные домашние задания · Консультации преподавателя · Самостоятельная работа студентов. Место курса среди других дисциплин учебного плана: Данный курс, предназначенный для студентов III курса факультета истории и социальных наук, является составной частью курса «Истории России» и социогуманитарного образования, в целом. Он тесно связан с другими гуманитарными дисциплинами учебного плана. К моменту начала его изучения студентами должны быть освоены курсы русской и западноевропейской истории до середины XIX в., а также курсы социологии и политологии. Это дает возможность более свободно апеллировать уже известными студентам обществоведческими понятиями – модернизация, реформа, революция, традиционное общество, индустриальное общество, аномия и др. Кроме того, это обеспечивает возможность выяснения общих и особенных черт в процессе русской модернизации, рассматриваемых в контексте мирового развития. Наряду с изучением основного курса истории России второй половины XIX – начала ХХ вв. происходит преподавание факультатива «Реформы и революция в российской модернизации второй половины XIX – начала ХХ вв.». Это дает возможность составить более полное и подробное представление об основных проблемах, изучаемых в основном курсе Отечественной истории. Требования к уровню освоения содержания: · Знание основных причин, предпосылок, движущих сил, этапов и последствий исторических событий жизни России второй половины XIX – начала ХХ вв. · Умение отбирать и систематизировать разнообразный исторический материал сквозь призму понятия «модернизация». · Умение структурировать понятия в контексте европейского и традиционного дискурса. · Умение проводить сравнительный анализ имеющихся в исторической литературе точек зрения пол различным аспектам истории России второй половины XIX – начала ХХ вв. · Умение анализировать различные типы источников: документальные, статистические, мемуарные и т.д. · Знание о возможностях применения студентами знаний по истории России второй половины XIX – начала XX вв. в своей профессиональной деятельности. Формы контроля: 1. Текущий контроль: · Подготовка конспектов исторических монографий. Выявляется умение сравнить позиции авторов по выбранному преподавателем вопросу, с обязательным подтверждением заявленных утверждений цитатами из текста заранее подготовленных конспектов книг. · Подготовка докладов и рефератов. Требуется достаточно свободное владение материалом, почерпнутым не только из монографий, но и из источников; умение составить развернутый план выступления; высказать собственную оценку рассматриваемых явлений и процессов; ответить на дополнительные вопросы по тексту доклада. · Написание эссе. Требуется ответить на один из вопросов преподавателя; необходимо высказать собственную позицию и аргументировано ее доказать на основании материалов, почерпнутых из литературы и источников. · Сдача минимумов: художественного, географического и биографического. Студентом самостоятельно готовится список из 40 наименований из которого преподавателем произвольно выбирается 3. · Промежуточное тестирование. Более 55% правильных ответов. 2. Итоговый контроль: · Экзамен в устной форме. - Оценка «отлично» предполагает свободное знание проблем курса, умение логически последовательно излагать материал курса, давать развернутую характеристику историческим фактам и явлениям, рассматриваемым в курсе. - Оценка «хорошо» выставляется в случаях, когда студент демонстрирует знание основных проблем курса, свободно и логически последовательно излагать материалы курса, давать краткую характеристику историческим фактам и явлениям, рассматриваемым в курсе. - Оценка «удовлетворительно» предполагает знание ключевых проблем курса, давать характеристику наиболее важным историческим фактам и явлениям, рассматриваемым в курсе. - Оценка «неудовлетворительно» предполагает отсутствие знаний по ключевым проблемам курса или отказ от ответа.
Тематический план изучения дисциплины:
|