Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пояснительная записка. Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области






Комитет общего и профессионального образования Ленинградской области

Автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Ленинградский государственный университет

имени А.С. Пушкина»

КАФЕДРА ИСТОРИИ

Утверждаю

Проректор по учебной работе

____________ Т.В. Мальцева

«____»_____________ 2012 г.

Программа

ИСТОРИЯ РОССИИ

(ВТОРАЯ ПОЛОВИНА XIX - НАЧАЛО ХХ ВВ.)

Специальность 050401.65 История

Квалификация (степень) учитель истории

Форма обучения - заочная

Санкт-Петербург

Составитель: доктор исторических наук, доцент Веременко Валентина Александровна

 

Рабочая программа курса «История России» дает представление о целях и задачах курса, его основном содержании, методах работы, а также содержит список литературы и вопросы к зачету.

 

 

Рабочая программа утверждена на заседании кафедры истории,

протокол № ___от “_ ” _________________ 2012 г.

Заведующий кафедрой истории Веременко В.А.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

ЦЕЛЬ ДИСЦИПЛИНЫ: сформировать у студентов базовые компетенции, позволяющие осмысливать проблемы истории России второй половины XIX – начала XX вв.; применять знания социальных, экономических, политических и культурных аспектов российских истории исследуемого периода в своей профессиональной деятельности; формировать мировоззренческую позицию студентов в отношении ключевых проблем истории России.

Задачи дисциплины:

· Сформировать представление о факторах и явлениях, определивших историческое развитие России второй половины XIX – начала XX вв.

· Дать понимание хода процессов модернизации и аномизации, происходивших в российском обществе второй половины XIX – начала XX вв.

· Определить место Российской империи в общемировом историческом пространстве второй половины XIX – начала XX вв.

· Охарактеризовать эволюцию социально-экономических, политических и культурных институтов России во второй половины XIX – начала XX вв.

· Дать понимание роли исторических личностей в истории России второй половины XIX – начала XX вв.

· Определить место революционных событий начала XX века в историческом процессе.

· Раскрыть возможности применения студентами знаний по истории России второй половины XIX – начала XX вв. в своей профессиональной деятельности.

· Развить навыки извлечения информации по российской истории второй половины XIX – начала XX вв. из исторических источников и исторической литературы.

· Сформировать умение давать диалектическую оценку исторических событий и явлений России второй половины XIX – начала ХХ вв.

Методы преподавания дисциплины:

· Лекции

· Семинары, на которых обсуждаются основные проблемы, освещенные в лекциях и сформулированные в домашних заданиях

· Письменные и устные домашние задания

· Консультации преподавателя

· Самостоятельная работа студентов.

Место курса среди других дисциплин учебного плана:

Данный курс, предназначенный для студентов III курса факультета истории и социальных наук, является составной частью курса «Истории России» и социогуманитарного образования, в целом. Он тесно связан с другими гуманитарными дисциплинами учебного плана.

К моменту начала его изучения студентами должны быть освоены курсы русской и западноевропейской истории до середины XIX в., а также курсы социологии и политологии. Это дает возможность более свободно апеллировать уже известными студентам обществоведческими понятиями – модернизация, реформа, революция, традиционное общество, индустриальное общество, аномия и др. Кроме того, это обеспечивает возможность выяснения общих и особенных черт в процессе русской модернизации, рассматриваемых в контексте мирового развития.

Наряду с изучением основного курса истории России второй половины XIX – начала ХХ вв. происходит преподавание факультатива «Реформы и революция в российской модернизации второй половины XIX – начала ХХ вв.». Это дает возможность составить более полное и подробное представление об основных проблемах, изучаемых в основном курсе Отечественной истории.

Требования к уровню освоения содержания:

· Знание основных причин, предпосылок, движущих сил, этапов и последствий исторических событий жизни России второй половины XIX – начала ХХ вв.

· Умение отбирать и систематизировать разнообразный исторический материал сквозь призму понятия «модернизация».

· Умение структурировать понятия в контексте европейского и традиционного дискурса.

· Умение проводить сравнительный анализ имеющихся в исторической литературе точек зрения пол различным аспектам истории России второй половины XIX – начала ХХ вв.

· Умение анализировать различные типы источников: документальные, статистические, мемуарные и т.д.

· Знание о возможностях применения студентами знаний по истории России второй половины XIX – начала XX вв. в своей профессиональной деятельности.

Формы контроля:

1. Текущий контроль:

· Подготовка конспектов исторических монографий. Выявляется умение сравнить позиции авторов по выбранному преподавателем вопросу, с обязательным подтверждением заявленных утверждений цитатами из текста заранее подготовленных конспектов книг.

· Подготовка докладов и рефератов. Требуется достаточно свободное владение материалом, почерпнутым не только из монографий, но и из источников; умение составить развернутый план выступления; высказать собственную оценку рассматриваемых явлений и процессов; ответить на дополнительные вопросы по тексту доклада.

· Написание эссе. Требуется ответить на один из вопросов преподавателя; необходимо высказать собственную позицию и аргументировано ее доказать на основании материалов, почерпнутых из литературы и источников.

· Сдача минимумов: художественного, географического и биографического. Студентом самостоятельно готовится список из 40 наименований из которого преподавателем произвольно выбирается 3.

· Промежуточное тестирование. Более 55% правильных ответов.

2. Итоговый контроль:

· Экзамен в устной форме.

- Оценка «отлично» предполагает свободное знание проблем курса, умение логически последовательно излагать материал курса, давать развернутую характеристику историческим фактам и явлениям, рассматриваемым в курсе.

- Оценка «хорошо» выставляется в случаях, когда студент демонстрирует знание основных проблем курса, свободно и логически последовательно излагать материалы курса, давать краткую характеристику историческим фактам и явлениям, рассматриваемым в курсе.

- Оценка «удовлетворительно» предполагает знание ключевых проблем курса, давать характеристику наиболее важным историческим фактам и явлениям, рассматриваемым в курсе.

- Оценка «неудовлетворительно» предполагает отсутствие знаний по ключевым проблемам курса или отказ от ответа.

 

Тематический план изучения дисциплины:

№№ пп Наименование разделов и тем Аудиторные часы Самостоятельная работа (формы, часы) Всего часов
Лек-ции Практ. занятия Всего
1. «Великие реформы» 60-70-х гг. XIX в. в России.          
2. Социально-экономическое развитие России в пореформенное двадцатилетие.          
3. Внешняя политика России в конце 50-70-е гг. XIX в.   -      
4. Национальный вопрос в Российской империи в 60 -70-е гг. XIX в.   -      
  Общественное движение в России в конце 50-начале 80-х гг. XIX в.          
  Политический кризис на рубеже 70-80-х гг. XIX в. Убийство Александра II.          
  Внутренняя политика правительства в 80-90-е гг. XIX в.   -      
  Политический и социально-экономический строй страны в конце XIX – начале ХХ вв.   -      
  Общественное движение и культурная жизнь страны в конце XIX – начале ХХ вв.          
  Внешняя политика России в конце XIX – начале ХХ вв.   -      
  Первая российская революция 1905-1907 гг.          
  Россия в 1907-1914 гг.   -      
  Внешняя политика России в 1906-1914 гг.   -      
  Россия в годы I мировой войны (до 1917 г.). - - -    
  ИТОГО          

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал