Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Занятие 5-е. Социальные группы в общественном движении второй половины XIX – начала ХХ вв.






Вопросы:

1. Рабочее движение во второй половине XIX – начале ХХ вв.

2. Российская буржуазия в общественном движении во второй половине XIX – начале ХХ вв.

3. Студенчество России во второй половине XIX – начале ХХ вв.

4. Российское чиновничество в конце XIX – начале ХХ вв.: состав и численность.

5. Образ власти в представлении российских крестьян в конце XIX – начале ХХ вв.

6. Российская интеллигенция как социальный феномен.

Источники:

Рабочее движение в России в XIX в.: Сборник документов и материалов. – М., 1950 – 1963. – Т. 1-4.

Хрестоматия по истории СССР. 1861-1917. – С. 97-127.

Литература:

Анфимов, А.М. Крупное помещичье хозяйство европейской России (конец XIX – начало ХХ в.). / А.М. Анфимов. – М., 1969.

Он же. Крестьянское хозяйство Европейской России. 1881-1904 гг. / А.М. Анфимов –М., 1980.

Белгин, В.Б. Обычное право русской деревни (вторая половина XIX – начало XX вв.). / В.Б. Белгин. – Тамбов, 2000

Буржуазия и рабочие России во второй половине XIX – начале ХХ вв. – Иваново, 1994.

Иванова, Н.П. История благотворительности в России: вторая половина XIX – начало ХХ в. / Н.П. Иванова. – СПб., 2000.

История предпринимательства в России. – Кн. 2. Вторая половина XIX – начало ХХ в. – М., 2000.

Кирьянов, Ю.И. Жизненный уровень рабочих России: конец XIX – начало ХХ вв. / Ю.И. Кирьянов. – М., 1975.

Корольчук, Э.А. Северный союз русских рабочих и рабочее движение 70-х гг. XIX в. / Э.А. Корольчук. – М., 1971.

Лаверычев, В.Л. Крупная буржуазия в пореформенной России. / В.Л. Лаверычев. – М., 1978.

Менталитет и культура предпринимателей России XVII – XIX вв. – М., 1996.

Олесич, Н. Господин студент Императорского Санкт-Петербургского университета. / Н. Олесич. – СПб., 1998.

Петербургское купечество в XIX веке: Сб. – СПб., 2003.

Предприниматели и рабочие: их взаимоотношения. – Ногинск, 1996.

Предпринимательство и городская культура в России: 1861-1914 / под ред. У Брумфильда, Б. Ананьича, Ю. Петрова. – М., 2002.

Ткаченко, П.С. Учащаяся молодежь в революционном движении 60-70-х гг. XIX в. / П.С. Ткаченко. – М., 1978.

Методические рекомендации:

При подготовке к первому вопросу следует прежде всего вспомнить, в чем заключались особенности формирования рабочего класса в России. Далее следует рассмотреть основные черты и требования рабочего движения в 60-80-е гг. XIX в., а также изменения в требованиях и условиях борьбы к началу ХХ в.

Во втором вопросе следует показать особенности формирования и менталитета буржуазии, ее взаимоотношения с государственной властью, степень ее конформизма и оппозиционности.

В третьем вопросе следует обратить внимание на такие аспекты, как: социальный состав студенчества, условия жизни, отношение к учебе, участие в политической деятельности, основные требования студенческого движения, его эволюция на протяжении 60-90-х гг. XIX в.

Характеризуя российское чиновничество, следует, с одной стороны, охарактеризовать его как особую социальную группу (состав, численность, уровень материальной обеспеченности и проч.), а с другой – выяснить, что определяло его положение и перспективы продвижения по службе, каковы были его возможности влияния на судьбу политических решений.

В комплексе различных представлений крестьянства следует выделить следующие: отношение к царю, чиновникам и помещикам, о территориальном устройстве страны, о «большой» и «малой» Родине, о роли общины.

Для подготовки ответа на шестой вопрос занятия следует, прежде всего, определить, в чем состоит отличие между интеллектуалом и интеллигентом, какими были условия формирования интеллигенции, в чем специфика ее жизненных целей и действий.

 

Занятие 6-е. Социально-политические идеи российской интеллигенции (вторая половина XIX – начало ХХ вв.)

Вопросы:

1. Идейные поиски российской интеллигенции во второй половине XIX века.

2. Земское движение во второй половине XIX – начале ХХ вв.

3. Идеология консерватизма в России во второй половине XIX в.

4. Российский менталитет и революционное движение.

Источники:

Бердяев, Н.А. Самопознание / Н.А. Бердяев. – Л., 1991.

Кавелин, К.Д. Собр.соч. Т. 1-4. / К.Д. Кавелин. – СПб., 1897 – 1900.

Ковалевская, С.В. Воспоминания. Повести. / С.В. Ковалевская. – М., 1974.

Кропоткин, П.А. Записки революционера. / П.А. Кропоткин. – М., 1966.

Фигнер, В.Н. Запечатленный труд: Воспоминания. / В.Н. Фигнер. – М., 1964. – Т. 1-2.

История Отечества в литературе. XIX век. Хрестоматия для учителя. – М., 1991. – С. 159 – 173.

Хрестоматия по истории СССР. XIX век. – М., 1991. – С. 253-286.

Литература:

Брутян, А.Л. М.Н. Катков. Социально – политические взгляды. / А.Л. Брутян. – М., 2001.

Верещагин, А.Н. Земский вопрос в России: Политико-правовые отношения / А.Н. Верещагин. – М., 2002.

Герасименко, Г.А. Земское самоуправление в России. / Г.А. Герасименко. – М., 1990.

Голубев, Н.Р. Взгляды политических партий и общественных движений на проблемы настоящего и будущего России: конец XIX - начало XX вв. / Н.Р. Голубев. – Пермь, 1998.

Гросул, В.Я. Русское общество XVIII – XIX веков: Традиции и новации / В.Я. Гросул. – М., 2003.

Гусман, Л.Ю. В тени «Колокола». Русская либерально-конституционная эмиграция и общественное движение в России (1840 – 1860 гг.). / Л.Ю. Гусман. – СПб., 2004.

Китаев, В.А. Славянофилы после отмены крепостного права. / В.А. Китаев. – Волгоград, 1994.

Ковальченко, И.Д. Консерватизм, либерализм и радикализм в России в период подготовки крестьянской реформы 1861 г. / И.Д. Ковальченко // Отечественная история. – 1994. – №2.

Корелин, А.П. Дворянство в пореформенной России: 1861-1904 гг. / А.П. Корелин. – М., 1979.

Лаптева, Л.Е. Земские учреждения в России / Л.Е. Лаптев. – М., 1993.

Мировосприятие и самосознание русского общества (XI – XX вв.). – М., 1994.

Общественная мысль в России XIX в. – Л., 1986.

Освободительное движение и общественная мысль в России в XIX в. – М., 1991.

Пирумова, Н.М. Земская интеллигенция и ее роль в общественной борьбе до начала ХХ в. / Н.М. Пирумова. – М., 1986.

Революционеры и либералы в России. – М., 1990.

Секиринский, С.С. Либерализм в России. / С.С. Секеринский, В.В. Шелохаев. – М., 1995.

Твардовская, В.А. Социалистическая мысль России на рубеже 1870-1880 гг. / В.А. Твардовская. – М., 1969.

Тимошина, Е.В. Политика – правовая идеология русского пореформенного консерватизма: К.П. Победоносцев / Е.В. Тимошина. – СПб., 2000.

Хорос, В.Г. Народническая идеология и марксизм / В.Г. Хорос. – М., 1972.

Методические рекомендации:

В первом вопросе следует охарактеризовать представления различных групп интеллигенции о перспективах развития страны. При этом надо акцентировать внимание на том, могла ли российская интеллигенция (и почему) представлять собой единый фронт борьбы с самодержавием.

Раскрытие второго вопроса целесообразно начать с характеристики причин возникновения земского движения, для чего следует вспомнить условия и специфику хозяйственной, культурно-бытовой и политической деятельности земских учреждений в России в пореформенные годы. Вспомните о попытках объединения земских деятелей и о препятствиях для такого объединения. Раскройте понятие земский либерализм, назовите его представителей.

В третьем вопросе надо выделить особенности российского консерватизма, объяснить, чьи интересы он выражал. Необходимо назвать наиболее известных представителей данного направления, охарактеризовать их взгляды.

Для раскрытия четвертого вопроса необходимо, прежде всего, сформулировать основные черты российского менталитета, объяснить, присущи ли они были радикальной интеллигенции, охарактеризовать отношение крестьянства к агитации и деятельности российских радикалов.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал