Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Занятие 11-е. Социальные группы в условиях мира, войны и революции (начало ХХ века).
Вопросы: 1. Российское крестьянство: изменения в составе и мировосприятии. Роль в общественном движении начала ХХ в. 2. Изменения в положении рабочих. Рабочее движение в начале ХХ в. 3. Буржуазия: цели и методы воздействия на власть. 4. Студенчество в российском общественном движении начала ХХ в. Источники: Моисеенко, П.А. Воспоминания. / П.А. Моисеенко. – М., 1926. Начало рабочего движения и распространение марксизма в России (1883-1894). Документы и материалы. – М., 1960. Рабочее движение в России в XIX в.: Сборник документов и материалов. – Т. 1-3. М., 1952. Рабочее движение в России в 1901-1904 гг. Сб. документов. – Л., 1975. Хрестоматия по истории СССР. XIX век. – М., 1991. – С. 227-253. Хрестоматия по истории СССР. 1900 – конец 1930-х гг. – М., 1988. – С. 5 -35. Литература: Аврех, А.Я. Русский буржуазный либерализм: особенности исторического развития / А.Я. Аврех. // Вопросы истории. – 1989. – № 2. Анфимов, А.М. Крестьянское хозяйство Европейской России. 1881 – 1904 гг. / А.М. Анфимов. – М., 1980. Барышников, М.Н. Политика и предпринимательство (из истории взаимоотношений в начале ХХ в.). / М.Н. Барышников. – СПб., 1997. Белгин, В.Б. Обычное право русской деревни (вторая половина XIX – начало XX вв.). / В.Б. Белгин. – Тамбов, 2000 Боханов, А.Н. Крупная буржуазия России, конец XIX в. – 1914 г. / А.Н. Боханов. – М., 1992. Буржуазия и рабочие России во второй половине XIX – начале ХХ вв. – Иваново, 1994. Вишневский, Э. Капитал и власть в России: Политическая деятельность прогрессивных предпринимателей в начале XX в. / Э. Вишневский. – М., 2000. Дякин В.С. Буржуазия, дворянство и царизм в 1911-1914 гг. / В.С. Дякин. – М., 1988. Желтова В.П. Стачесная борьба российского пролетариата в 1910 – 1912 гг. / В.П. Желтова. – М., 1993. Иванов, А.Е. Высшая школа России в конце XIX – начале ХХ в. / А.Е. Иванов. – М., 1991. Поршнева, О.С. Крестьяне, рабочие и солдаты России накануне и в годы Первой мировой войны / О.С. Поршнева. – М., 2004. Предприниматели и рабочие: их взаимоотношения. – Ногинск, 1996. Сенчакова, Л.Т. Крестьянское движение в революции 1905 – 1907 гг. / Л.Т. Сенчакова. – М., 1989. Терновой, О.И. Очерк истории молодежного движения в России (середина XIX – начало ХХ вв.). / О.И. Терновой, Л.О. Вознесенская. – Майкоп, 1991. Черменский, Е.Д. Буржуазия и царизм в первой русской революции. / Е.Д. Черменский. – М., 1970. Щетинина, Г.И. Студенчество и революционное движение в России последней четверти XIX в. / Г.И. Щетинина. – М., 1987. Методические рекомендации: При подготовке к первому вопросу занятия следует указать на численность крестьянства в России к началу ХХ в., выяснить, какова была степень имущественной и социальной дифференциации крестьянства, каковы были идеалы крестьянства. Далее следует перейти к характеристике роли крестьянства в первой русской революции (цели, методы, размах, этапы и итоги движения, отношение к общероссийскому движению, роль общины). Особое внимание надо обратить на результаты столыпинской аграрной реформы (как отнеслись различные категории крестьянства к реформе, как она повлияла на традиционные крестьянский уклад, как столыпинские мероприятия в аграрной сфере связаны с понятием аномизации). Во втором вопросе важно обратить внимание на реформы С.Ю. Витте и их влияние на положение рабочих. Какое влияние на процесс аномизации оказывали периоды экономического подъема и кризиса? Характеризуя положение рабочих, следует выделить такие вопросы, как: семьи рабочих, связь рабочих с землей, особенности положения, взглядов и деятельности квалифицированных и неквалифицированных рабочих, политизация рабочего движения. При анализе последнего следует выделять элементы стихийности и организованности, ответных и наступательных действий, формулировать основные лозунги рабочего движения. В третьем вопросе следует вновь вернуться к реформам Витте, оценив их влияние на участие буржуазии в общественном движении. Далее, выделив основные группы буржуазии (крупная, средняя и мелкая), необходимо охарактеризовать их интересы и способы отстаивания. Отметьте также, какую роль играли организации и периодические издания русской буржуазии в ее взаимоотношениях с властью. В четвертом вопросе надо обратить внимание на представления студенчества о смысле жизни, задачах молодежи, цели учебы, и охарактеризовать особенности (единство и разнообразие) российского студенческого движения, способы проявления протеста, роль женщин в студенческом движении.
|