Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Письма Е.И. Рерих – С.Н. Рериху 2 страница
Е.И.Рерих – Ф.Д.Лукину 3 апреля 1933 г. «Урусвати» Родной наш Феликс Денисович, хотя мы не имеем еще подтверждения о получении Вами «Мира Огненного», тем не менее нам так хочется вооружить Вас как можно лучше, что шлем Вам еще несколько страничек, так же как и одно Указание, относящееся к Вам. «Но кто же поможет собирать полезные примеры? Можно перечислить их, но мало кто из врачей даст себе труд подмечать среди наблюдаемых им случаев движения и значение Огня. Не советую Нашему врачу применять все наблюдения на себе. Он может истощиться явлением переутомления. У него множество примеров вокруг». Поберегите себя, родной Феликс Денисович! Это наша общая просьба к Вам. Пошлю Вам немного мускуса, но только Вам. Когда удастся иметь его в большем количестве, пришлю еще. Все мы продолжаем работать, не теряя ни минуты, и бодро противостоим всем темным силам. Знаем, что с июлем придет некоторое облегчение. Итак, берегите себя, не переутомляйтесь никакими занятиями. Шлем Вам наши самые сердечные мысли и бодрость духа. Духом с Вами.
Е.И.Рерих – Ф.Д.Лукину 10 мая 1933 г. «Урусвати» Родной наш Феликс Денисович, Яруюшка прочел нам Ваше письмо от апреля,...[338] очень обеспокоило оно нас. Умоляем Вас, родной Феликс Денисович, не подвергать себя таким опасным опытам, как недоедание и лишение сна. Они совершенно губительны в зараженной обстановке города и при постоянном соприкасании с больными аурами людей. Никаких результатов, кроме расстройства организма, дать они не могут. И конечно, все темные силы только и ждут нашего физического ослабления, чтобы наброситься на нас и проникнуть к нам и питаться нашей сущностью. (Желания испытать Вас не было, вернее, следует предположить, что было допущено некоторое приближение астральных сущностей, чтобы показать Вам наглядно, как это тяжко, и утвердить и закалить Вашу волю против этого вторжения. Если человека постоянно оберегать от вторжения и воздействия из Тонкого Мира, то он при малейшем физическом ослаблении или уклонении от пути Учения может совершенно подпасть под их разрушительное влияние. Так радуемся, что Вы явились победителем и силою воли отбросили эти мерзкие нападения.) Не избегайте сна. Сон благодетелен и совершенно необходим для питания нашего тонкого тела. Ведь лишь во время сна можем мы с легкостью выделять его и усиленно насыщать воздействиями тончайших энергий, не говоря уже о тех великих уроках, которые получаются нами именно в этом состоянии. Мы не только учимся погружениям и полетам в разные сферы, но мы исполняем поручения, возлагаемые на нас нашими Учителями, и часто принимаем участие в битвах с темными силами. Зачем будем лишать себя такого великого преимущества, выпадаемого, прежде всего, на учеников Братства? Все насильственное противно Учению Света. Если явится нужда в уменьшении пищи, то сам организм Ваш подаст знак и всякий излишек будет противен Вам; так же и со сном. Приведу Вам личный пример. Когда состояние моего сердца не позволяет мне принимать участие в битвах и работе в Тонком Мире, то мне не дают спать, несмотря на все устремление духа моего и на то, что меня клонит ко сну. Ведь работа в Тонком Мире часто бывает существеннее работы в физическом. Так, я часто вижу себя во сне, а иногда в полубодрствующем состоянии, посещающей с некоторыми Членами Братства древние потопленные города; так, я исследовала дно Индийского океана и видела там много интересного, плыла в астральной моторной лодке под льдинами Северного Океана; летала над океанами и пустынями Египта в аппарате (виденном нами в пустыне Гоби), и без всякого аппарата летала по направлению к Венере и могла наблюдать ее светоносную атмосферу и даже окраску ее морей. Видела и нашу планету на расстоянии и ужасалась ее грифельно-грязной и плотной атмосферой. Исполняла поручения внушением нужным людям и вносила смятение в черные мессы воздействием лучей. Была в лабораториях Братства и т.д. Но все это было бы невозможно, если бы я лишала себя сна. Так храните сон, это великое благо. Пишу это только Вам, родной Феликс Денисович, и прошу Вас не сообщать эти приведенные мною примеры другим. Но если бы явилась нужда упомянуть частично, то без моего имени. Ведь многие имеют подобные переживания. В Учении сказано, что на границе сна происходят проникновения в надземные миры. Совершенно верно, что это так. И это происходит естественно, следует лишь приучить себя к настороженности, к внимательности, и они будут работать сами и в нужную минуту Вы услышите и увидите то, что нужно. Когда, желая ускорить мой опыт, происходивший по указанию и под наблюдением Учителя, я спрашивала, что нужно делать мне и какого режима придерживаться, всегда получался один и тот же ответ: «Храни лишь благодушие». В этом благодушии и равновесии весь секрет достижений. И сейчас, в дни страшной битвы между Светлыми Силами и темными, неизменно повторяется: «Будьте осторожны, храните здоровье – это самое важное». Также следует всегда помнить, что токи сейчас ужасно тяжки и у всех тонких организмов вызывают спазмы тоски, головокружения и подавленность, но, зная происхождение этой подавленности, следует терпеливо ждать смены токов, вернее, нового чередования их. Так, родной наш, не приписывайте эти приступы тоски и подавленности только нырянию духа, гораздо чаще они именно от этих пересекающихся токов. Указано, что «токи эти, как скрежет мечей!» Будем помнить о великом счастье, выпавшем на нашу долю, быть сотрудниками Сил Светлых. Имя Владыки, произносимое с любовью, всегда охранит нас. Также укажите, пожалуйста, г-ну Алексееву, чтобы он не разрушал себя и своего сына опытами уменьшения сна, да еще в такое время, когда сыну нужны все силы. Скажите ему, что в Учении никогда не указывалось на желательность отсутствия сна, но было лишь сказано, что на высотах потребность в сне уменьшается и на высоте в 21 тысячу футов можно уже почти не спать. Но где те люди, которые живут, да и вообще могут жить на такой высоте? Проходя подобные высоты во время нашего тибетского путешествия, мы могли наблюдать правильность этого утверждения, но, живя в долинах, это совершенно невозможно. Так, во время нашего пребывания в Нью-Йорке нам было указано спать не менее 7–8 часов. То же самое относительно пищи. На высотах количество пищи должно быть уменьшаемо, и это делается естественно, ибо Ваш организм не чувствует потребности в ней. Но в зараженных городах пища необходима. Так, даже на высоте в 7000 футов во время большого опыта с огненными энергиями мне была указана желательность некоторой полноты, чтобы не оголять чрезмерно нервы. Во всех древних Учениях указывался Золотой Путь, или Равновесие. И кто желал приобщиться к великому знанию, должен был избегать всяких излишеств как в ту, так и в другую сторону. И ничто так не исказилось, как именно это понятие равновесия. Мне кажется, что это произошло и происходит, прежде всего, от трудности, с которой люди вообще привыкают к дисциплине. Им гораздо легче впасть в крайность, и предаться изнуряющему посту, и одеть вериги, и обессилить себя, нежели выработать настороженность и самообладание при полном сохранении сил. Но без самообладания ничто не доступно. Опять должна добавить, что если пища и сон совершенно необходимы, то все же могут быть всевозможные нормы их, организмы людей так разнообразны! Следует принять за меру упадок сил. Притом, конечно, упадок этот может сразу не ощущаться и лишь спустя некоторое время может сказаться весьма неожиданно. Потому не доводите себя до упадка и всеми способами берегите драгоценное вещество огненной энергии. (Прилагаю к письму две беседы.) Родной наш Феликс Денисович, пожалуйста, принимайте посланный Вам мускус с валерианом каждый день в течение некоторого времени; средство это чудотворно для восстановления равновесия и сохранения психической энергии. Не знаю, что бы и я делала без него. Феликс Денисович, мы очень любим Вас, и все касающееся Вас беспокоит и волнует нас. Берегите себя, Ваша деятельность так полезна и нужна! Всецело вручите себя в руки Владыки и делайте лишь полезное организму своему. Да хранит Вас Владыка! Сердцем и духом с Вами. Е.Рерих.
Е.И.Рерих – Ф.Д.Лукину 19 июня 1933 г. «Урусвати» Родной наш Феликс Денисович, надеюсь, что ко времени получения этого моего письма здоровье Ваше уже окрепнет. Вам нужен хотя бы недолгий отдых. Вся деятельность Ваша получит после небольшого отдыха новый стимул, и Вы с лихвой наверстаете все кажущееся упущенным. Мускус, конечно, поможет, но главное – отдых, ибо сказано: «Можно советовать некоторый отдых, чтобы мышление установилось и давление уменьшилось». Последуйте этому Совету. Получила Ваше «Обращение к Женщинам» и должна сказать, что очень одобряю его. Это именно, что нужно, и, как Вы говорите, будет отвечать сознанию. Конечно, следует распространить его, как можно шире внедрять в сознания выраженные в нем понятия. Время так страшно кратко, и мне иногда делается страшно – успеем ли мы выполнить все к сроку? Новый Мир идет, и мы должны подготовить кадры людей, которые будут в состоянии закрепить новые понятия. Пробуждение женщин также идет по всему лику планеты. Женщина Дальнего Востока уже с двадцатых годов нашего столетия борется за свои права, также и женщины Индии подымаются и, несмотря на страшно тяжкие условия, в полном самоотвержении работают в этом же направлении. (Прилагаю Вам обращение Н.К. к одной из таких женских ячеек.) Теперь позволяю себе внести незначительные поправки в Вашу прекрасную лекцию. Их очень немного, и, главным образом, они касаются некоторой неточности в фактах. Так, Н.К. не был профессором Академии, но имел звание Академика Санкт-Петербургской Академии Художеств. Также культурный центр в Нью-Йорке был заложен до нашего отъезда в экспедицию, именно в 1921 году. Затем, я не была единственной женщиной, участвовавшей в экспедиции. С нами были две молоденькие казачки-сибирячки Людмила и Рая Богдановы, которые действительно оправдали свою фамилию, ибо явились не только незаменимыми помощницами, но и истинными сотрудницами, и сейчас они живут, как члены нашей семьи в нашем трудовом Ашраме. Вам, вероятно, будет интересно узнать, что было указано, что мне нужна будет женщина в походе, и при этом задолго было дано имя старшей, Людмилы, которую с маленькой сестренкой мы и нашли по приезде в Ургу. Позволяю себе прибавить несколько строк об искусстве Н.К. Ибо в искусстве его я, прежде всего, люблю чистоту, прозрачность и бесконечное разнообразие красочных сочетаний, при необычной мощи и глубине тонов. Каждая картина – прекрасная симфония красочных созвучий! Мы знаем, что именно цвета, тона и гармоничность их производят оккультное воздействие на зрителя. Ведь сказано Владыкою, что прекрасные картины его имеют в себе дар целительный, и мы имели много случаев убедиться в этом. Имеются у нас письма от многих, имеющих картины Н.К., которые во время болезни вешали любимые картины перед постелью своею, чтобы всегда видеть их, и такие лица получали облегчение. И уже некоторые доктора просили Н.К. одолжить им картины для их санаторий и больниц, понимая их благотворное психическое воздействие на нервную систему больных. Одна молоденькая девушка, страдавшая ужасными болями в области легких, со всеми признаками чахотки, была исцелена после посещения музея и беседы с Н.К. Таких случаев у нас немало. Но, конечно, для таких воздействий нужно иметь сердце и глаз открытый, ибо, как сказано: «Можно стоять в полной тьме перед прекраснейшим произведением искусства, ибо тьма в нас». Если Вы ничего не имеете против, я заменила бы в данном случае слово «воинственность» словом «агрессивность». Во-первых, потому, что агрессивность имеет большую амплитуду, а, во-вторых, я слишком люблю понятие «Воин», чтобы употреблять его в отрицательном смысле. Во всех религиозных Учениях люди, вступившие на духовный путь, именуются Воинами. Все Бодхисаттвы[339] и даже самое сокровенное изображение Будды имеют в руках или около себя в виде непременного атрибута Меч. Вспомним и всех наших Михаилов-Архистратигов и Георгиев-Победоносцев. И не благословил ли Великий Воспитатель и Покровитель Земли Русской Св. Сергий Радонежский князя Дмитрия на великий подвиг исторической битвы против татар, и не посылал ли он иноков своих на помощь Дмитрию? Воистину, не являются ли все Великие Подвижники Воителями во Благо и не слышим ли мы частые упоминания о стрелах и копиях светоносных, устремляемых ими против тьмы и полчищ адовых? Борьба против хаоса есть основа жизни Космоса. И борьба эта по мере восхождения все усиливается в напряжении, изменяясь лишь в качестве и побуждениях. Ничто не сравнить с грозностью борьбы с непроявленным и проявленным хаосом! Привожу страницу Учения. «Могут подумать некоторые, как легко Владыкам, когда Они вышли за пределы земных тягот! Так скажут те, кто не знают размеры действительности. Именно, «как на Земле, так и на Небе». Уходят тяготы земные, но приходят несравнимые заботы космические. Именно, если трудно на Земле, то на Небе еще труднее. Не будем считать мгновений Девачана[340], когда иллюзия может скрывать труд завтрашний, но в действии посреди хаоса не может быть легко. Вам трудно от тьмы и хаоса, на всех обиталищах так же трудно от многих видов тьмы и того же хаоса. Но вы, по счастью, лишь ощущаете натиск хаоса, но не видите его мрачных движений. Правда, трудно с людьми и по их невежеству, и по их служению тьме, но тем труднее, когда видите движение масс материи, обращающейся в хаос, когда подземный, гибельный огонь ранее срока пытается пробить кору земную или когда слои газов отравляют пространство, тогда трудность превышает все земное воображение. Не тяготы, но лишь сопоставления помогают сейчас сказать о трудах. Ведь невежды думают, что песни и арфы удел Небожителей! Нужно рассеять это заблуждение. Нигде нет указаний, что трудно лишь на Земле, но по сравнению нужно сказать – если здесь досаждают бесы, то Архангелу – сам Сатана. Так нужно понять действие и постоянную борьбу с хаосом. Нужно признать ее, как единственный путь и полюбить ее, как знак доверия Творца!» Вот почему я люблю наименование «Воин» и любуюсь каждым героизмом, каждым мужественным поступком и сама по природе не лишена воинственности. Ведь нам нигде не заповедано непротивление злу. И не Сам ли Великий Христос изгонял кощунников из Храма? Потому и каждая мать должна воспитывать в сердцах детей своих любовь к подвигу, героизму и самоотвержению во благо человечества. Это не есть восхваление войны в ее одном и прямом смысле, но можем ли мы обманывать себя, что мы не живем среди самой страшной и губительной войны всех видов и часто война духовная гораздо ожесточеннее всякой войны в обычном ее понимании. Вот почему так важно воспитывать мужество и бесстрашие, качества, которые, прежде всего, должен развить в себе ученик Владык. Но при существовании прочной нити связи с Иерархией мужество и бесстрашие проявляются совершенно естественно, ибо Рука Иерарха всегда отведет решительную опасность и проведет путем победным, но повторяю, при условии неотступного памятования о Руководителе. Не раз мы имели возможность испытать на себе это замечательное воздействие в минуту опасности – на нас нисходило полное, поражающее спокойствие и знание, что все обойдется прекрасно. Так всегда было и будет. Итак, пусть женщины помнят о мужестве, столь необходимом для них при завоевании своих законных прав. Но пусть не поймут это, как насилие или даже хотя бы как битье стекол или сжигание почтовых ящиков, как это делали суфражистки[341]. Все эти меры отвратительны и безобразны. Много видов мужества, но, прежде всего, оно в силе неуклонного устремления к красоте Духа, направленного к Общему Благу. По этой же причине я не так уже буду осуждать упомянутую Вами женщину, покончившую самоубийством потому, что ее сыновья не были взяты на войну. Нужно всегда проникаться духом, воспитавшим ту или иную национальность. (И мы должны вспомнить рыцарский дух Самураев, сложивший нынешнюю Японию, чтобы понять этот в глазах наших чудовищный поступок. Разве не мало изуверств и среди наших обычаев и жизненного обихода; если бы не боялась утомить Вас длиною моего послания, привела бы их немалое количество. В японском ведении войны много героических черт.) Лично мне гораздо симпатичнее мужественное самопожертвование и исполнение долга перед родиной, нежели современное движение среди цвета молодежи одной страны, выразившееся в резолюции «не сражаться за родину в случае войны». Вы скажете, а как же Знамя Мира? И, пожалуй, у Вас явится даже сомнение, не тайнаялия сторонница войны? Нет, война для меня явление несказуемого ужаса! Но так как мы живем в мире, где все еще, и прежде всего, уважается физическая мощь и придется долго еще внедрять в сознание молодых поколений понятия об ужасах и противозаконности всякого убийства и захвата, то мы, воспитывая в этом направлении сознание молодежи, все же не должны лишать его мужественности и красоты исполнения долга перед своей родиной. Кто же захочет представить из себя зрелище покорных овечек перед волчьей и тигровой пастью! А пасти эти протягиваются со всех незащищенных углов. (Японцев отовсюду гонят, но никто не подумает о том, как трудна жизнь многомиллионному и сильно развивающемуся народу на его вечно трясущихся островках!) Пока не будет понято сотрудничество народов, до тех пор мы будем находиться под вечными угрозами войн и захватов. Лишь Всемирная Лига Культуры при ее правильном понимании сможет в будущем дать решение многим, казалось бы, неразрешимым проблемам. Теперь перейдем к вопросу о чувствознании. Кто-то сказал: «Чувствознание часто имеется у простой женщины, но отсутствует у окончившей университет». Тут позволю себе сделать небольшое добавление. «Простой» прежде всего в смысле ясности духовной, но не непременно общественного положения или необразованности. Ибо часто люди смешивают великое чувствознание, являющееся плодом долгих жизненных опытов (многочисленных воплощений) и прекрасных накоплений, с низшим видом психизма, выражающимся в неясных предчувствиях, в снах и в соответствующих сознанию прозрениях в явления астрального плана. Но чувствознание знает непреложно именно сущность всего происходящего и всего, с чем приходится соприкасаться, знает направление эволюции, знает будущее. Чувствознание есть синтез духовности и, конечно, принадлежит большому духу, накопившему свою чашу, как бы ни было иногда скромно его общественное положение (часто в силу избранной им миссии). И тот легче пробудит в себе это знание, кто больше прислушивался и прислушивается к сердцу, избрав его руководителем на жизненных путях своих. Также у Вас правильно затронут вопрос об абортах. Вопрос этот очень своевременен, ибо сейчас столько распространяется по этому поводу гнуснейшей литературы, даже с благословения отцов Церквей. Многие из них открыто высказывались за предотвращение рождений. Приведу строки из Учения: «Дух получает связь с плодом в момент зарождения. Он начинает входить с четвертого месяца, когда формируются первые нервные каналы и мозговые. Утверждение позвоночника создает следующую ступень овладения. Замечателен момент рождения, когда сознание духа вспыхивает ярко, а затем вливается в материю. Были даже случаи произнесения слов. Окончательное овладение телом происходит на седьмом году жизни ребенка». Также сказано, что «как голод толкает к пище, так же дух летит к воплощению, ибо только материя дает новые импульсы». Следовательно, нетрудно представить себе, сколько страданий приносит духу, готовому к воплощению, насильственное пресечение его уже начавшейся жизни или даже хотя бы предотвращение зарождения духа, привлеченного кармою. Какую страшную карму готовят себе невежественные и преступные родители уничтожением плода! Теперь последнее. Я не согласна с существующим утверждением, что греческое искусство лишено духовности. Считаю, что духовность Древней Греции стояла выше нашей, свидетелями чему является их высокая философия и целая плеяда величайших мыслителей. Философия их влагала великие идеи в прекрасные внешние формы, и мне кажется, что именно мы, утеряв духовность, перестали чувствовать и находить ее. Так как искусство, прежде всего, является выразителем особенностей или характера народа и условий природы, в которых оно зародилось и развилось, то очень часто оно остается непонятым народами, живущими в иных условиях и сложившими иные качества. Мраморная греческая статуя может явиться диссонансом в нашей обстановке и природе, но она была прекрасна под горячим солнцем, на пурпуровых песках и на фоне бирюзовых вод и темных кипарисов Греции. Но искусство во всех его проявлениях и во всех условных формах всегда будет началом духовным, будящим устремление к красоте, к Высшему, и в этом его главное и величайшее значение. Как Вы правильно пишете: «Истинная задача искусства – приблизить человека к пониманию красоты». Ибо, действительно, истинное устремление к красоте приведет нас к пониманию высшей красоты законов, управляющих Вселенной, выраженных в Совершенном Разуме и Совершенном Сердце. Итак, родной Феликс Денисович, выполняйте Вашу великую миссию – восстановлять физическое здоровье и сеять духовные зерна где только возможно и, главное, по сознанию. Слишком много дать еще опаснее, нежели дать слишком мало. Руководствуйтесь Вашим сердцем. Пишите о себе и помните, что наши думы часто витают около Вас. Скажите всем, чтобы гнали всякие сомнения, ибо это самые страшные враги наши. И какие могут быть у нас сомнения, когда Светлое Учение дает нам на все случаи жизни такие ясные и высоко прекрасные решения, где никто и ничто не умалено, но возвышено и расширено до бесконечной Красоты Совершенствования. Да будет над Вами Благословение Светлых Сил! Шлем Вам всю нашу любовь и заботу о Вас.
Е.И.Рерих – Ф.Д.Лукину 10 ноября 1933 г. «Урусвати» Родной наш Феликс Денисович, от сегодня каждый день буду смотреть на Вас и при этом посылать самый сердечный привет. Наш Яруя сделал мне сюрприз: достал Вашу фотографию, видимо, снятую в парке, увеличил ее и преподнес ее мне. И вот стоит она на моем рабочем столе (рядом с Н.К. и Яруюшкой) и большим уютом и приветливостью веет от нее. Будем с нею большими друзьями, от нее протянутся нити и в далекую милую страну. Очень порадовались выходу «Агни Йоги» по-латвийски. Новые души найдут ответы на многие тяжкие вопросы и сердечное утешение. Спасибо Вам, родной Феликс Денисович, знаем, что Вашим устремлением питается Общество. Также и переезд Общества в новое обширное помещение есть большое продвижение. Сердце мое шлет Вам все самое теплое и светлое. Яруя уже писал Вам данные Советы относительно Вашего недомогания. Посылаю Вам добавление: «Похвально, что Врач признал напряжение в ушах...[342] как огненное явление. Также он оценил бы напряжение в глазах и пульсацию в конечностях (которые испытываем сейчас). Можно заметить многие новые ритмы явленные, как предшествующие огненным энергиям. Но необходимо, чтобы врачи начали замечать некоторые качества заболеваний». Сейчас все наши мысли и устремления направлены на Конвенцию в Вашингтоне[343]. Много ожесточенных битв происходит около Знамени, и ясно обозначается грань между Светом и тьмою. Нам сказано отмечать всех, кто против Знамени, ибо это и будет истинное деление Света и тьмы. И замечательно видеть, что все отказавшиеся так или иначе участвовать на этой Конвенции являются сторонниками признания безбожников. Но много есть и светлых знаков, и все складывается так, как уже давно указано. Потому мы в бодром сознании продолжаем продвижение нашего культурного дела и идем по намеченным вехам, которые так своевременно и определенно встают на каждом повороте. Могу шепнуть Вам: радость великая живет в глубине существа нашего. И все трудности прибавляют лишь красоту историческому шествию. Много смуты в Мире, но из нее родятся новые возможности. Посылаю Вам еще несколько страниц «Огненного Мира». Думаю, что Вы уже получили книгу «Иерархия». Получили ли Вы рукопись «Знамя Сергия Радонежского»[344] и прислано ли Вам клише из Америки? Книжечка эта должна выйти не позже конца января. Пожалуйста, родной Феликс Денисович, последите за корректурой этой книжечки. Так хочется, чтобы она вышла привлекательной. Еще раз спасибо за многое. Шлем Вам нашу любовь и радость в Служении Великом... Сердцем и в духе с Вами.
Е.И.Рерих – Ф.Д.Лукину 13 января 1934 г. Родной наш Феликс Денисович, получила Ваше письмо, – такоеонозадушевное, содержательное и строительное. Приветствую от всего сердца все Ваши благие начинания. Мила мне очень Ваша пекарня. В понятии хлеба есть нечто священное, и не забудем, что и столь почитаемый нами Преподобный Сергий всегда сам пек просфоры и хлеб. И работа под чтение Учения имеет в себе столько возвышающего! Самый хлеб, испеченный при таких условиях, увеличит свою питательность, пропитается целительными эманациями духовной атмосферы. Также шлю Вам, родной Феликс Денисович, и сотрудникам Вашим, помогавшим изданию книжечки о Преподобном Сергии[345], мою самую горячую благодарность. Книжечка эта вышла очень удачной. Все, что Вы пишете о трудностях, с которыми Вам пришлось столкнуться при ее печатании, так понятно. В наш черный век каждое благое начинание встречает отпор со стороны темных. Но при настойчивости мы всегда являемся победителями. Также счастливы были получить работы по Учению, статью о Красоте и первые главы труда г-на Клизовского[346]. Такие работы чрезвычайно полезны, и, если бы явилась возможность их напечатать, следовало бы это сделать. Со следующей почтой отошлю их Вам. Хотелось бы больше знать биографических данных об авторах этих прекрасных и полезных работ. Прилагаю несколько строк, сказанных по получении этих работ и Вашего письма. «Письменные размышления об Учении полезны. Одобряю труды, которые присланы на просмотр. Можно предложить и другим сотрудникам приучаться к таким же работам. Они могут избирать части Учения, им близкие, и сопоставлять с прочими заветами. При этом можно заметить печать времени на тех же Истинах. Задание проследить эту эволюцию уже само по себе будет очень нужным трудом. Мы против осуждения, но сопоставление будет как бы шлифовка камня. Можно при любви к предмету находить много новых сопоставлений и прекрасных прикасаний. Такие размышления, как цветы на лугу... И мысль о пекарне хлеба хороша. Каждое усовершенствование уже будет трудом человеколюбивым. Можно думать о здоровой пище, можно упрочить ее полезными ингредиентами. Можно не забыть об Учении, которое стремится ко благу всей жизни. Когда же при печении хлеба читают Учение, что же может быть полезнее такого сотрудничества? Огонь хлеба насущного пусть напомнит об Огне зерна»[347]. Надеюсь, что Ваше огненное напряжение утихаети Вы чувствуете себя легче. При всех огненных напряжениях мне очень помогает мускус и частые приемы двууглекислой соды. Конечно, нужно быть очень осторожным при таком напряжении, ибо всегда есть опасность пожара, или, иначе говоря, возгорания, многих центров одновременно. Такой пожар я уже испытала дважды. Особенно силен был первый, и я осталась жива чудом Владыки. Но страдания при этом испытывала немалые. При каждом напряжении нужна бережность и относительно простуды. Но при всем этом следует благословлять каждое напряжение, ибо оно дает нам следующую ступень утончения. Потому я радостно встречаю все эти болезненные проявления. При лучах Владыки ничто не страшно. Берегите себя, родной Феликс Денисович, такие люди, как Вы, незаменимы, ибо, где можно найти врача, вмещающего в себе две основы лечения – духовную и физическую?! Как протекают Ваши наблюдения над одержимыми? Ведь медиумы в большинстве случаев имеют разноцветные глаза. А, может быть, те коричневые точки, которые Вы подметили у одержимых, встречаются и у медиумов, ибо медиумы тоже могут...[348] Третьего дня приехала к нам мисс Лихтман, и сейчас у нас длиннейшие беседы о великом времени и испытаниях, через которые они прошли в Америке. Во всем было проявлено столько чудесной помощи, такое мудрое Водительство. И последнее событие – Конвенция в Вашингтоне[349] – дала также много замечательного. Через десять дней уезжают Н.К. и Юрий[350]. Несмотря на разлуку, радость живет в наших сердцах. Шлю Вам самые сердечные пожелания всего лучшего, радуемся каждой Вашей весточке. Надеюсь, что получили последние страницы «Мира Огненного». Скоро начну посылать Вам вторую часть. Духом и сердцем с Вами. Е.Р.
Е.И.Рерих – А.И.Клизовскому 8 февраля 1934 г. «Урусвати» К сожалению, не знаю Вашего имени и отчества, и потому обращаюсь к Вам, как к уважаемому Сотруднику; буду рада узнать их. Прежде всего, должна сказать, что Ваш превосходный труд очень порадовал нас. Это именно то, что сейчас так неотложно нужно, ибо следует всеми способами будить сознание, погрязшее в затхлых предрассудках и подавленное ужасами грозного времени. Ведь заря Новой Эры уже брезжит и нужно суметь встретить ее пробужденным духом. Жду с нетерпением продолжения Вашего труда, который следовало бы напечатать и широко распространить. (Должна извиниться, что столь долго задержала первую часть, но я слегка занемогла, и к тому же готовился отъезд Н.К. в Америку, все это вместе, конечно, отняло некоторое время.) Вероятно, Феликс Денисович уже сообщил Вам мнение Учителя о Вашем труде, но, может быть, Вам будет приятно еще раз услышать подтверждение, потому и пересылаю Вам эти слова[351]: «Письменные размышления об Учении полезны. Одобряю труд, который прислан на просмотр. Можно предложить и другим сотрудникам приучаться к таким же работам. Они могут избирать части Учения, им близкие, и сопоставлять с прочими Заветами. При этом можно заметить печать времени на тех же истинах. Задание проследить эту эволюцию уже само по себе будет очень сложным трудом. Мы против осуждения, но сопоставление будет как бы шлифовка камня. Можно при любви к предмету находить много новых сопоставлений и прекрасных прикасаний. Такие размышления, как цветы на лугу».
|