Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общественные зданияСтроительство административных зданий было связано еще с возведением крепости, где имелись дом коменданта и гауптвахта. Затем были возведены дома капитана порта, адмиралтейской канцелярии, начальника флота. Над Военной балкой компактной 2-этажной массой выделялся «инженерный дом». Наибольшее значение в Одессе получили торговые заведения. Тяготея к транспортным магистралям, они концентрировались вокруг площадей. Здесь кварталы членились на мелкие равные участки, выходившие узкой стороной на площадь. Каждый владелец участка строил на красной линии здание лавки с тремя проемами и колонной галерей перед лицевой стороной. В итоге формировалась цельная застройка площади, облик которой напоминал перистильные композиции античности. Остаток таких галерейных лавок можно и сегодня встретить около Нового базара. Эти 1-этажные здания были возведены еще в 1810-х гг. архит. Ф. Фраполли. Роль главного рынка вначале играла пл. Греческая. В 1804—1814 гг. ее периметр застроили 2-этажными зданиями, фасады которых были обработаны колоннадами тосканского ордера по проекту архит. Ф. Фраполли. Его замысел имел несомненные художественные достоинства, так как обрамленная колонными галереями рыночная площадь впечатляла цельностью архитектурного облика и в свое время составляла выразительный ансамбль. Военный госпиталь начали сооружать под руководством инж. Ф. П. Деволана в 1794 г. там, где позднее построили Шахский дворец. Но сооружение было возведено лишь наполовину и в 1800-х гг. разобрано. Однако рост Одессы в начале XIX в. настоятельно требовал создания солидного лечебного заведения. Поэтому градоначальник А. Э. Ришелье заказал знаменитому петербургскому зодчему Тома де Томону проект городской больницы. И так как средств у города было недостаточно, то в 1806—1808 гг. в начале ул. Херсонской (ныне ул. Пастера) архит. Ф. Фраполли построил только центральный 2-этажный корпус. Гладь стен его фасада оттенена горизонтальными тягами, которым вторит дощатый руст первого этажа. Над прямоугольными окнами эффектно выступают замковые камни. Редко расставленные арочные окна второго этажа усиливают ощущение монументальности и суровой величавости. Портик разработан оригинально. На невысокие тумбы-пьедесталы поставлены колонны, внизу они словно одеты в толстые капеллированные «шубы», в то время как их стволы стремительно сужаются вверх. Когда в 1821 г. одесскую больницу решили окончить по плану Томона, то из последнего взяли лишь самую идею крыльев с павильонами. Сооружение поручили окончить архит. Д. Фраполли. Чтобы завуалировать арки в крыльях, зодчий устроил перед ними колоннаду. Антресольные этажи крыльев — более позднего происхождения. Наряду с больницей Тома де Томой спроектировал для Одессы театр. Его строительство было осуществлено в 1804—1809 гг. под руководством архит. Ф. Фраполли, внесшего в проект ряд изменений. Расположенный на обширной площади театр был хорошо виден со стороны моря, что обязывало найти четкий силуэт. Здание уподоблялось древнегреческому простилю — к кубовидной массе с торца примыкал шестиколонный портик. Причем к ул. Ришельевской оно обращалось боковым фасадом, а главным выходило в сторону Карантинной балки. Шли годы, город развивался, росло его население. Театр неоднократно расширяли, строгая красота здания казалась недостаточно представительной — и его фасады одевались новым лепным убором. Такие «реконструкции» значительно исказили пропорции театра и лишили его архитектурной цельности. После очередной перестройки здание сгорело в ночь на 1 января 1873 г. В начале XIX в. в Одессе появились учебные заведения. Сначала полуофициальный пансион, затем Благородный институт. В связи с реорганизацией института в Ришельевский лицей в 1817 г. был утвержден проект петербургского архит. А. А. Монферрана. Но его не осуществили из-за недостатка средств. Для Ришельевского лицея приспособили старые постройки. В 1819 г. под руководством архит. Ф. Шаля и перестроили, в результате чего по улицам Дерибасовской и Ланжеровской появились два длинных 2-этажных корпуса, соединенных между собой 2- и 1-этажными зданиями. В середине 1820-х гг. в связи с назначением Одессы уездным центром потребовались новые административные здания. Для строительства присутственных мест был отведен участок па полукруглой площади бульв. Приморского. Проект был выполнен известным петербургским зодчим А. И. Мельниковым. Строительство осуществлялось в 1827—1830 гг. под руководством архит. Ф. К. Боффо. Объемно-пространственная композиции здания вытекала из ею роли в ансамбле бульв. Приморского. Оно состояло из двух призматических корпусов, которые соединялись дугообразным. Мерный ритм оконных проемов, строгость ордерных форм, гладь стен контрастно оттенялись пластикой разворота дугообразного корпуса, лоджией из пяти арок и шестью ионическими пилястрами. Крупный масштаб и лаконичность пластического языка придавали зданию возвышенный и торжественный характер. Система пространственных связей между помещениями отличалась четкостью и хорошо отвечала функциональному назначению. Лоджия и узкий дугообразный в плане вестибюль раскрывались широкими проемами в сторону парадной лестницы, освещенной окнами со стороны двора. При строительстве жилого дома, являвшегося парным зданию присутственных мест, архит. Ф. К. Боффо пользовался теми же композиционными приемами, только формы ионического ордера заменил на коринфские. Но это не вносит изменений в архитектурный образ. Оба здания подчеркнуто суровы и величественны, создавая полукруглую площадь — центральное звено градостроительного ансамбля. В пространство полукруглой площади гармонично вписан памятник А. Э. Ришелье —первому градоначальнику Одессы. В 1824 г. был заключён контракт с выдающимся русским скульптором И. П. Мартосом. В 1825 г. статуя и рельефы были отлиты и в следующем году уже доставлены в Одессу. Постамент спроектировал зодчий А. И. Мельников. Установку монумента производила специальная комиссия, где руководящую роль играл Ф. К. Боффо. По его совету памятник сместили на край обрыва и заодно увеличили высоту постамента с тем, чтобы статуя воспринималась и со стороны моря. Торжественное открытие памятника состоялось в 1828 г. Классическая ясность форм и одухотворенность образа сделали памятник одним из лучших произведений монументальной скульптуры XIX в. Статуя в четкой и конкретной форме раскрывала идейный смысл бульвара, а ее выразительный силуэт и скромные размеры подчеркивали масштабность и ритм застройки. Данная страница нарушает авторские права? |