![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
октября 1956 г. СССР и Япония подписали декларацию о нормализации двусторонних отношений. ⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
В частности в ней отмечалось: «Состояние войны между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией прекращается со дня вступления в силу настоящей декларации [2], и между ними восстанавливаются мир и добрососедские дружественные отношения. Между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией восстанавливаются дипломатические и консульские отношения. При этом имеется в виду, что оба государства незамедлительно обменяются дипломатическими представителями в ранге посла, а вопрос об учреждении консульств соответственно на территории СССР и Японии будет разрешен в дипломатическом порядке». (…) В отношении территориального вопроса указывалось, - «Союз Советских Социалистических Республик, идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и острова Шикотан с тем, однако, что фактическая передача этих островов будет произведена после заключения мирного договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией». 8 декабря 1956 г. декларация была ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР и парламентом Японии. 12 декабря в Токио состоялся обмен ратификационными грамотами. Советский Союз выполнил все взятые на себя по Совместной декларации обязательства: отказался от репараций с Японии, согласился досрочно освободить отбывавших наказание японских военных преступников, поддержал просьбу Японии о приеме в ООН, доброжелательно решил вопросы сотрудничества с Японией в области рыболовства. Таким образом, в 1956 г. были созданы необходимые условия для заключения между СССР и Японией мирного договора (возможная передача 2-х островов). Однако вмешательство США привело к тому, что японская сторона уклонилась от подписания мирного договора. Более того, в 1960 г. Япония и США подписали военно-политический союз, допускающий размещение на территории Японии американских войск. В такой ситуации СССР в своей памятной записке в адрес японской стороны заявил, что «в связи с тем, что этот договор фактически лишает Японию независимости и иностранные войска, находящиеся в Японии в результате ее капитуляции, продолжают свое пребывание на японской территории, складывается новое положение, при котором невозможно осуществление обещания советского правительства о передаче Японии островов Хабомаи и Шикотан». По мнению А.А. Кошкина, действия СССР в данной ситуации соответствовали принципу международного права, согласно которому договор может быть не исполнен (или отложено его исполнение) полностью или частично в случае, если после его заключения возникли обстоятельства, существенно изменившие первоначальные условия, из которых стороны исходили при его заключении. В ответной памятной записке японского правительства от 5 февраля 1960 г. было заявлено, что Япония «будет неотступно добиваться возвращения ей не только островов Хабомаи и Шикотан, но также и других исконных японских территорий». Такое заявление принципиально меняло ситуацию и создавало совершенно новые условия по сравнению с теми, из которых стороны исходили в момент заключения соглашения 1956 года. Выдвижение Японией дополнительных территориальных требований означало одностороннее изменение и пересмотр первоначальных условий декларации 1956 года. Поэтому в последующих памятных записках правительства СССР от 24 февраля и 22 апреля 1960г. было заявлено, что территориальный вопрос между СССР и Японией решен в результате второй мировой войны «соответствующими международными соглашениями, которые должны соблюдаться». Таким образом, Япония не пожелала воспользоваться предоставленной Советским Союзом возможностью на согласованной в 1956 г. основе урегулировать существовавшие противоречия. В связи с этим интересные признания содержатся в опубликованном в японском журнале «Джапанэко» трактате профессора Ц. Хасэгава, который пишет: «Проблема северных территорий позволила американцам подключить Японию к стратегии США и, отводя японский национализм от себя, направить его против Советского Союза...»
История российско-японских отношений по вопросу во второй половине 1980-х-1990-е гг. По итогам совместных встреч 1986, 1988 годов Советский Союз тогда официально согласился обсуждать территориальную проблему, и на этой основе была создана рабочая группа по мирному договору на уровне заместителей министров иностранных дел СССР и Японии, которая начала действовать с марта 1989 года. В результате визита М.С. Горбачёва в Японию в апреле 1991 года: 1. Советская сторона официально признала наличие территориального вопроса в отношениях между СССР и Японией, охарактеризовав его, как «проблему территориального размежевания» в отношении островов Хабомаи, Шикотан, Кунашир и Итуруп. 2. Была четко определена сфера этого «размежевания» четырьмя поименно названными островами. 3. Советская сторона никак не предрешила дальнейшие перспективы «территориального размежевания», ограничившись констатацией различия «позиций сторон» в отношении указанных четырех островов. 4. Советская сторона уклонилась от подтверждения положения Совместной декларации 1956 г. в части о возвращении Японии островов Хабомаи и Шикотана после заключения мирного договора. М.С. Горбачёв обосновывал эту позицию следующим образом: «Мы на это не пошли. И вот почему: в ней говорится не только об окончании состояния войны и восстановлении дипломатических отношений, но и о передаче Японии двух островов после заключения мирного договора. Мы считаем, что следует опираться только на ту часть документа, которая стала исторической реальностью, имела международно-правовые и физические последствия. А то, что не состоялось, что последующая история как бы «стерла», невозможно, спустя 30 лет, просто так реанимировать». В итоге переговоров была также достигнута договоренность о создании благоприятных условий для приоритетного сотрудничества в районе «северных территорий». В Совместном заявлении отмечалось: «Советская сторона внесла предложение в ближайшее время осуществить меры по расширению общения между населением Японии и населением названных выше островов, установлению упрощенного, безвизового режима посещения этих островов японскими гражданами, налаживанию совместной взаимовыгодной хозяйственной деятельности в этом районе и сокращению советского военного контингента, размещенного на этих островах».
17 января 1990 г. в Токио во время частного визита в Японию Б.Н. Ельцин предложил 5-этапный план разрешения проблемы: Первый этап должен был охватывать период 1990-1991 годов. Он предусматривал официальное признание советской стороной существования территориальной проблемы в отношениях между СССР и Японией. Второй этап был рассчитан на последующие 3-5 лет. Его содержанием должна была стать организация на южных Курилах зоны свободного предпринимательства, которая создавала бы льготные условия для бизнеса японской стороны. На этом же этапе предлагалось заключение договора о дружбе и сотрудничестве между Россией и Японией. Третий этап должен включать димилитаризацию Южнокурильских островов. Четвертый этап по времени падал на начало 2000-х годов, отделенных от сегодняшних дней дистанцией в 15-20 лет. В ходе него должен был быть подписан мирный договор между СССР и Японией, который, естественно, включал бы в себя и принципиальную договоренность о способе и методах решения территориальной проблемы. И, наконец, пятый этап, во время которого уже будет следующее поколение политиков. На усмотрение этого поколения, не связанного логикой и предрассудками современности, по мнению Б.Н. Ельцина, и должна была быть передана задача поиска нестандартного решения, которое удовлетворило бы обе стороны. Среди возможных вариантов решения Б.Ельцин, в качестве прогноза, называл совместный протекторат СССР и Японии над южными Курилами, самостоятельность южнокурильских островов со свободным статусом. Не исключал он и передачу островов Японии. 15 октября 1991 г. встретившись с мин.иностр.дел Японии Таро Накаямой Б.Н. Ельцин подчеркнул возможность «динамизации» данного плана, его сокращения с 15-20 лет до более сжатых сроков, с тем, чтобы не оставлять решение на ответственность будущих поколений. После распада СССР Россия провозгласила себя правопреемницей СССР со всеми вытекающими отсюда последствиями. В беседе с послом Японии в декабре 1991 года мин-р иностр. дел РФ А.Козырев подчеркнул приверженность России к прежним договорённостям с Японией, при этом упомянул и декларацию 1956 года. (то есть как бы возродил надежды японцев на 2 острова) Что же предлагала японская сторона в обмен (в случае реализации указанного плана, в т.ч. передачи островов): 1. Предоставление права на жительство всем бывшим советским гражданам, которые останутся на островах в момент их передачи Японии. 2. Выплата компенсации всем возвращающимся в Россию, а также оплата их проезда. 3. Окончательно вопрос о статусе решить через несколько лет после передачи островов. 4. Собственность на южных Курилах возвратить прежним владельцам. В том случае, если она окажется в тот момент в руках российских граждан, проблему решать путем передачи этой собственности в аренду. 5. За вывод советских военнослужащих с южных Курил предполагалось выплачивать компенсацию по образцу ФРГ. Планировалось выплачивать 1, 7 млн. йен (13 тыс. долл.) за каждого военнослужащего.
31 января 1992 г. в Нью-Йорке Б.Н. Ельцин провел переговоры с премьер-министром Японии Киити Миядзавой. Сразу же после встречи К.Миядзава заявил на пресс-конференции в Нью-Йорке: «Настало время, когда существующая в отношениях между Японией и Россией проблема «северных территорий» может быть Решена. Я думаю, что для этого наступило время прилива». К этому времени российская сторона имела приглашение для Б.Ельцина посетить Японию в июне 1992 года. Российский президент перенес срок своего визита на сентябрь 1992 года. 2 марта 1992 г. в Москве в ходе состоявшейся беседы Б. Ельцин положительно отреагировал на пожелание премьер-министра Японии Накасонэ о том, чтобы мирный договор был заключен до конца нынешнего столетия. 3-4 мая 1922 года министр иностр. дел Японии М. Ватанбэ во время визита в Москву предложил «двухступенчатого плана» разрешения вопроса. Его суть заключалась в следующем: Первая ступень: признание Россией японского суверенитета над четырьмя спорными островами и передача Японии Хабомаи и Шикотана. Вторая ступень: заключение на этой основе мирного договора, в котором бы обговаривались условия и сроки возвращения Кунашира и Итурупа; до претворения этого в жизнь Япония соглашалась на временное управление этими островами со стороны России. Однако он не нашел поддержки у российской стороны. Б.Ельцин вернулся к своему пятиэтапному плану. Он отметил, что считает выполненным первый и второй этапы этого плана. Он заявил о стремлении в течении одного-двух лет завершить выполнение и третьего этапа, предусматривающего демилитаризацию южных Курил, полностью выведя оттуда войска и оставив только пограничников. Б.Ельцин вновь подчеркнул свое стремление к тому, чтобы сократить по времени этапы в рамках указанного плана, не откладывая окончательное решение территориального вопроса на усмотрение будущих поколений. По итогам встречи японская сторона заявила: «Нам не подходит пятиэтапный план, нужно действовать более решительно». «Мы не требуем разом возвратить все четыре острова, однако это нужно осуществить в течении нескольких лет, а не относить на суд будущих поколений или до конца столетия, как предусматривает пятиэтапный план Ельцина». «Если посмотреть со стороны Японии, — писала газета «Иомиури» 7 мая 1992 г., — то сам по себе пятиэтапный план содержит множество проблем. Для нас предварительным условием заключения мирного договора (то есть до его заключения -Е.М.) является возвращение четырех северных островов или по крайней мере признание японского суверенитета над ними. Постановка вопроса таким образом, что сначала следует заключить мирный Договор, а решение проблемы должно быть поручено следующим поколениям, не приведет к урегулированию». 3 сентября 1992 г. Ельцин заявил о переносе своего визита в Японию. На новой встрече 11-13 октября 1993 года формулировки территориальной проблемы в принципе не вышли за рамки совместного документа 1991 года. То же перечисление спорных островов, то же принципиальное согласие на продолжение переговоров об их принадлежности без указания сроков начала и завершения таких переговоров, то же отсутствие конкретного подтверждения Совместной декларации 1956 года. Тем не менее, в рамках 2-го этапа российская сторона сделала ряд шагов, это в частности: указ Б.Ельцина «О социально-экономическом развитии Курильских островов» от 8 декабря 1992 г., а также разработанная на его основе федеральная программа «Социально-экономического развития Курильских островов на 1994-1995 годы и до 2000 года», утвержденная правительством 17 декабря 1993 года. Этим указом территория в административных границах Северо-Курильского, Курильского и Южно-Курильского районов Сахалинской области объявлялась особой экономической зоной (субзоной) «Курилы», функционирующей в рамках свободной экономической зоны «Сахалин». Организация особой экономической зоны на Курилах преследовала цели создания необходимых условий для активизации хозяйственного развития островов на основе комплексного использования природных ресурсов, привлечения отечественных и иностранных инвестиций, расширения внешнеэкономических связей и стимулирования предпринимательской деятельности. В частности, местным органам власти было предоставлено право сдавать иностранным инвесторам в аренду земельные участки на срок до 99 лет. Что касается программы социально-экономического развития Курильских островов, то в соответствии с ней Минэкономики России выделило Сахалинской области в 1994 г. 85 млрд. рублей. Из этой суммы 26, 6 млрд. рублей предназначались на реконструкцию и строительство авио и морских портов на Итурупе и Кунашире, а также на развитие энергетики, воздушного транспорта и связи. Кроме того, 24, 89 млрд. рублей выделялись в форме инвестиционных кредитов тем предприятиям, которые решили принять участие в реализации указанных проектов. Остальные 34, 45 млрд. рублей должны были пойти на текущие затраты (транспортные расходы, доставка грузов и продовольствия). Однако позже стало известно, что из-за резких протестов Токио действие указа президента по Курилам было практически заморожено в той его части, которая относилась к южным Курилам. Последующий период, второй половины 1990-х годов России удалось убедить Японию в том, что «проблему нужно решать взвешенно и спокойно, без спешки».
[1] Тем не менее, по мнению ряда политологов, зафиксированный в договоре отказ Японии от Курильских островов носит абсолютный характер, и его правовые последствия выходят за пределы круга участников Сан - Францисского договора. Это отвечает общепризнанной международной практике и доктрине, которая относит территориальные постановления мирных договоров к нормам объективного международного права, затрагивающим международные отношения в целом, а не только отношения между странами — участницами таких договоров. [2] В этой связи А.А. Кошкин подчёркивает, что следует обратить внимание на ошибочность до сих пор встречающихся в научных трудах и периодике утверждений о том, что между СССР, теперь Россией, и Японией якобы сохраняется формальное состояние войны.
|