Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Этические проблемы оперативно-розыскной деятельности. ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7
Согласно ст. 2 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ " Об оперативно-розыскной деятельности" задачами оперативно-розыскной деятельности являются: выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших; осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших; добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации; установление имущества, подлежащего конфискации. Согласно статье 3 названного закона: «Принципы оперативно-розыскной деятельности»: «Оперативно-розыскная деятельность основывается на конституционных принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств». При осуществлении оперативно-розыскной деятельности проводятся следующие оперативно-розыскные мероприятия: 1. Опрос. 2. Наведение справок. 3. Сбор образцов для сравнительного исследования. 4. Проверочная закупка. 5. Исследование предметов и документов. 6. Наблюдение. 7. Отождествление личности. 8. Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств. 9. Контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений. 10. Прослушивание телефонных переговоров. 11. Снятие информации с технических каналов связи. 12. Оперативное внедрение. 13. Контролируемая поставка. 14. Оперативный эксперимент. Приведенный перечень оперативно-розыскных мероприятий может быть изменен или дополнен только федеральным законом (ст.6 названного закона). Проведение этих действий допускается только по основаниям, предусмотренным ст.7 названного закона: 1. Наличие возбужденного уголовного дела. 2. Ставшие известными органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, сведения о: 1) признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела; 2) событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации; 3) лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания; 4) лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов. Оперативно-розыскной, т.е. тайный секретный способ получения информации о преступлении, связанный с негласными методами, в общественном сознании нередко ассоциируется с делом безнравственным. Поэтому нравственный характер такой деятельности является злободневной проблемой. Особую этическую сложность этому придает то, что критерии нравственного выбора в оперативно-розыскной деятельности, не имеют эффективных юридических средств их реализации в действующей правовой системе, хотя и предусмотрены ст.5 Федерального закона от 12.08.1995 № 144-ФЗ " Об оперативно-розыскной деятельности" «Соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности»: «Органы (должностные лица), осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, при проведении оперативно-розыскных мероприятий должны обеспечивать соблюдение прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции. Не допускается осуществление оперативно-розыскной деятельности для достижения целей и решения задач, не предусмотренных настоящим Федеральным законом. Лицо, полагающее, что действия органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, привели к нарушению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в вышестоящий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, прокурору или в суд. Лицо, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, то есть в отношении которого в возбуждении уголовного дела отказано либо уголовное дело прекращено в связи с отсутствием события преступления или в связи с отсутствием в деянии состава преступления, и которое располагает фактами проведения в отношении его оперативно-розыскных мероприятий и полагает, что при этом были нарушены его права, вправе истребовать от органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, сведения о полученной о нем информации в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной тайны. В случае, если будет отказано в предоставлении запрошенных сведений или если указанное лицо полагает, что сведения получены не в полном объеме, оно вправе обжаловать это в судебном порядке. В процессе рассмотрения дела в суде обязанность доказывать обоснованность отказа в предоставлении этому лицу сведений, в том числе в полном объеме, возлагается на соответствующий орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность. В целях обеспечения полноты и всесторонности рассмотрения дела орган, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность, обязан предоставить судье по его требованию оперативно-служебные документы, содержащие информацию о сведениях, в предоставлении которых было отказано заявителю, за исключением сведений о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе. В случае признания необоснованным решения органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, об отказе в предоставлении необходимых сведений заявителю судья может обязать указанный орган предоставить заявителю сведения, предусмотренные частью четвертой настоящей статьи. Полученные в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий материалы в отношении лиц, виновность которых в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, хранятся один год, а затем уничтожаются, если служебные интересы или правосудие не требуют иного. Фонограммы и другие материалы, полученные в результате прослушивания телефонных и иных переговоров лиц, в отношении которых не было возбуждено уголовное дело, уничтожаются в течение шести месяцев с момента прекращения прослушивания, о чем составляется соответствующий протокол. За три месяца до дня уничтожения материалов, отражающих результаты оперативно-розыскных мероприятий, проведенных на основании судебного решения, об этом уведомляется соответствующий судья. Органам (должностным лицам), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещается: проводить оперативно-розыскные мероприятия в интересах какой-либо политической партии, общественного и религиозного объединения; принимать негласное участие в работе федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также в деятельности зарегистрированных в установленном порядке и незапрещенных политических партий, общественных и религиозных объединений в целях оказания влияния на характер их деятельности; разглашать сведения, которые затрагивают неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, честь и доброе имя граждан и которые стали известными в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий, без согласия граждан, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами; подстрекать, склонять, побуждать в прямой или косвенной форме к совершению противоправных действий (провокация); фальсифицировать результаты оперативно-розыскной деятельности. При нарушении органом (должностным лицом), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, прав и законных интересов физических и юридических лиц вышестоящий орган, прокурор либо судья в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны принять меры по восстановлению этих прав и законных интересов, возмещению причиненного вреда. Нарушения настоящего Федерального закона при осуществлении оперативно-розыскной деятельности влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации». Таким образом, для выбора верного решения необходимо представлять себе, прежде всего, весь комплекс отношений и интересов, которые могут затрагиваться возможными действиями дознавателя, следователя, прокурора и судьи. Оптимальным с моральной точки зрения является применение таких мер уголовно-процессуального принуждения и доказывания, которые достаточны для достижения цели раскрытия преступления и причиняют самый минимальный вред интересам участников дела и иным лицам, не должно быть «перевыполнения цели». От этого зависит понимание и признание обществом ценности тех людей, кто принял на себя тяжкое «бремя активной борьбы со злодеями». Пределы выбора достаточных средств ограничены законом, запрещающим для достижения цели раскрытия преступления посягать на ряд охраняемых ценностей, над которыми тем самым законом в иерархии моральных ценностей общества исключается верховенство такой ценности как раскрытие преступления. Такой алгоритм моральной деятельности, наиболее явно выраженный в уголовном процессе, присущ и иным видам юридической практики.
[1] Проблемы судебной этики. М., 1974. С.15-21. См. также Элькинд П.С. Цели и средства их достижения в советском уголовно-процессуальном праве. Л., 1976. С.65; Любичев С.Г. Этические основы следственной тактики. М., 1980. С.11. [2] Петросян И.П., Согомонов Ю.В. О природе профессиональной этики / Философские науки. 1969. № 2; Горский Г.Ф., Кокорев Л.Д., Котов Д.П. Судебная этика. Воронеж, 1973. С.9-14. [3] Ароцкер Л.Е. Судебная этика / Социалистическая законность. 1969. № 9. [4] Бойков А.Д. Этика профессиональной защиты по уголовным делам. М., 1978. С.26-28, 41-42. [5] Белкин Р.С. Курс советской криминалистики. М., 1979. Т.1. С.105. [6] Библия. М., 1988. С.1240. [7] На основе характеристики нравственных отношений следственных ситуаций: Хайдуков Н.П. Тактико-психологические основы воздействия следователя на участвующих в деле лиц. Саратов, 1984. С.64-65. [8] Словарь по этике. С.48. [9] Волкогонов Д.А. Моральные конфликты и способы их разрешения. М., 1974. С.7-16; Бакштановский В.И. Принципы морального выбора. М., 1974. С.7-8; Личность: этические проблемы. М., 1979. С.65-78. [10] Бентам И. Принципы законодательства // Юм Д. Опыты. Бентам И. Принципы законодательства. – О влиянии условий времени и места на законодательства. – Руководство по политической экономии. М., 1896. С.1. [11] Там же. С.2. Далее по тексту в скобках страницы цитируемого издания. [12] Титаренко А.И. Оправдывает ли цель средства / Молодой коммунист. 1969. № 8. С.72. [13] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.21. С.298. [14] Трубников Н.Н. О категориях «цель», «средство», «результат» М., 1968. С.91; Экимов А.И. Интересы и правотворческий процесс / Вестник Ленинградского университета. 1984. № 23. Экономика, философия, право. Вып.4. С.76. [15] Чулюкин Л.Д. Природа и значение цели в советском праве. Казань, 1984. С.12. [16] Бакштановский В.И. Принципы морального выбора. М., 1974. С.48-49. [17] Трубников Н.Н. О категориях «цель», «средство», «результат». М., 1968. С.126. [18] Москалькова Т.Н. Этика уголовно-процессуального доказывания (стадия предварительного расследования). – М., 1996. С.3. [19] Москалькова Т.Н. Указ. соч. С.24-27. [20] Там же. С.28-34. [21] Там же. С.22-23. [22] Там же. С.35-40; Петрухин И.Л. Свобода личности и уголовно-процессуальное принуждение. М., 1985. С.52-53. [23] Ильин И.А. О сопротивлении злу силою / Ильин И.А. Соч. в 2-х т. Т.1. С.322, 333, 348-349, 351, 371, 372, 395-397, 432-433, 438, 458. Москалькова Т.Н. Указ. соч. С.36-38.
|