Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Часть 1. Теория






Василюк Федор Ефимович

25.09.15

 

Часть 1. Теория

Общее понятие о понимающей терапии (ПП)

 

Что такое понимающая психотерапия? Это психотехническая система. Ее ядро – теория переживаний. Человек попадает в критическую ситуацию, ничего не может изменить в ней, может только пережить. Переживание есть работа по совладанию с этим кризисом. ПП пытается помочь переживанию клиента. Делает она это методом «сопереживающее понимание».

 

В этом есть простой узнаваемый человеческий смысл. Человек в трудности нуждается в поддержке. Психотерапия этим и занимается, профессионально. Но те же функции в обыденной жизни может выполнять, например, друг. ПП не претендует на «простой характер», на «все как в жизни».

 

Цель ПП состоит в восстановлении смысла жизни, если он утрачен. То, как она квалифицирует проблемную ситуацию человека – это критическая ситуация. (в отличие, например, от психоанализа, который лечит от конфликта). Критическая ситуация есть ситуация невозможности (жить, реализовывать свои цели, например). Переживание и есть тот процесс, с помощью которого человек справляется. Наше психотерапевтическое упование – на то, что именно работа переживания может вывести человека из кризиса. Оно состоит из мыслей, чувств, решений, пересмотра своей позиции, взглядов. Наш метод следует из этого понимания. Мы сопереживаем. Чтобы процесс переживания был продуктивным и полноценным. Метод сопереживания – понимание. Разные техники понимания и есть то, что делает психотерапевт, надеясь, что это создаст тот контекст, в котором переживание клиента становится живым и творческим и поможет клиенту справиться.

 

Я бы дал такую рекламу ПП: «С ситуациями, которые, в принципе, возможно разрешить, просьба не беспокоить». Человек, приходящий на терапию, должен в каком-то смысле исчерпать все свои возможности, и прийти на какой-то границе, когда он сделал, все, что мог. Это его социальная ответственность. Но чаще на практике люди приходят не в таком состоянии. Задача понимающего терапевта состоит в том, чтобы сначала довести их в это состояние (шутка). Мы помогаем клиенту подойти к той точке, которую Менделл называет «краем», где человек чувствует, что он не справляется. Это не обязательно должен быть глобальный кризис. Появляется ситуация невозможности, например, когда человек говорит: «Я опаздываю все время, ничего не могу с этим сделать, и не понимаю, почему я не могу с этим справиться». Тут человек фиксирует дефицит своих возможностей и в сфере воли, и в сфере сознания. Это явная ситуация невозможности. Это тот симптом, которым душа выражает какую-то более глубокую проблему.

 

Поэтому здесь как с заболеваниями, которые лучше лечить в стадии обострения. Если человек находится в остром кризисе, это продуктивнее, чтобы он полноценно справился. Наша задача состоит в том, чтобы не замазать, а обострить ситуацию. Тогда он встретится с вызовом судьбы.

 

Существует несколько типов критических ситуаций: стресс, фрустрация, конфликт, кризис. Для каждого из них существуют некоторые методы работы.

 

Понимающая терапия и человеко-центрированный подход. Основная форма терапии Роджерса – вербальная, но к ней все совершенно не сводится. Есть работы, которые описывают личностно-центрированные техники с аутичными пациентами, которые отказываются что-либо говорить. У Пьера Жане есть различение памяти рассказа и памяти привычки. Память привычки – это биологическая память, а память рассказа – человеческая память, она символически обрабатывает (заново) материал. Пациент Роджерса должен рассказать, описать свое состояние и свою ситуацию и перейти от непосредственных болезненных реакций, где он сам себя не понимает, к такому модусу, где он становится автором рассказа о своей жизни, полно и символически выражая свою боль и переживания. Это общее между ПП и ЧЦП.

 

Отличие. ПП можно изобразить как некоторую «веточку» на дереве ЧЦП, ее особенность состоит в том, что она «привита» на дерево отечественной методологией культурно-исторического подхода (Выготский), поэтому она питается не только «роджерианскими» корнями.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал