Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Техники и методы ПП
Во всякой психотерапевтической системе можно выделить иерархию методических уровней.
1. Уровень приема. Локальный акт. Примером такого приема может быть оператор понимания, персона, как структурный элемент эмпатической реплики. «Правильно ли я Вас понимаю» «Я чувствую, как вы переживаете то-то…» Мы активируем в себе различные способности сопереживания (рассудка, чувства), и устанавливаем с клиентом контакт на этих уровнях.
2. Уровень техники. Мельчайшая методическая единица, самостоятельный «атом» консультативного процесса. Например, эмпатия или кларификация. Психотехническая единица состоит из двух элементов (напр., эмпатия – переживание). Бессознательное клиента мы реконструируем с помощь интерпретации, поэтому оно опознается только в связке с интерпретацией. Мы верим, что человек что-то переживает, но пока мы не откликнулись на его переживания своей эмпатией, переживание не станет реальностью психотерапевтического процесса.
3. Комбинация приемов и техник. Первый тип этого уровня --- психотерапевтический аккорд. Мы можем сказать «чистую» эмпатическую реплику, а можем в одной реплике соединить и эмпатию, и кларификацию, соподчинив или первое второму, или второе первому.
Второй тип этого уровня – психотерапевтические расширения. Как один и тот же документ мы можем прочитать в разных программах, и вид документа может от этого отличаться, так и терапевтическую реплику мы можем расширить и обогатить с помощью некоторых моделей, которые разрабатываются в ПП. Например, модель образа сознания. Туда включены такие единицы, как знак, значение, чувственная ткань, слово, образ и т. д. С помощью этой модели мы можем простую эмпатическую реплику расширить до «песни», в которую будет встроено содержание, взятое не из самой эмпатии, а из этой модели.
Пример. Жалоба клиента «Я не вижу смысла в жизни». Если бы мы говорили кларификационную реплику (оператор понимания + описание объекта, о котором он говорит, или действия, которое он совершает). Объекты: жизнь, смысл. Действия: видеть, поиск. Если человек жалуется, то он неудовлетворен тем, что реальность не соответствует желаемому, а это может привести нас к мысли, что человек ищет. Примеры реплик: «Правильно ли я Вас понимаю, что жизнь потеряла для Вас смысл». Это простая реплика. Попробуем ее расширить. Во всякой терпии (человекоцентрированной) должна быть дельта между тем, что сказал клиент, и тем, что ему вернул терапевт. ПП и другая терапия должна быть «непонимающей» терапией, должна незеркально и не точно отражать то, что сказал клиент, неточное попадание. Терапевтическое понимание должно быть эксцентрично, должно обеспечивать смысловой сдвиг между тем, что сказал человек, и как этот смысл вернулся ему от терапевта. Зеркальное повторение смысла не имеет. Психотерапевтические «мячи» должны быть со сдвинутым центре тяжести.
Примеры: «… вы не чувствуете жизнь так ярко, как раньше?» Сохраняется зрительная модальность (ранее было сказано «я не вижу»). Клиенту предлагается сравнить то, что было, и то, что есть сейчас. Дефицит смысла выражают через характеристику зрительной модальности – яркость.
У нас есть возможность самые простые и банальные реплики расширять. И делать это не просто интуитивно, а имея некоторые теоретические модели. В качестве таких моделей в ПП используются: теория жизненных миров (один и тот же опыт может быть пересказан как опыт инфантильного создания: «Вам холодно, одиноко, некому поддержать», или как реалистический мир, осмысление пациента, как мужественного и ищущего смысл: «Вы честно, как мужчина, признались, что сейчас мир опустел, Вы ищите, не сдаетесь, но сейчас он для Вас пуст». Тут уже звучит другая информация. Он как стоик и не сдается, и мы его в этом поддерживаем. Помещаем фразу в контекст того или иного жизненного мира и получать разные расширения.
4. Уровень целостной методики, которая более или менее настроена на решение какой-то специфической проблемы. Наиболее разработана методика «психотехника выбора». Она предназначена для решения ситуации конфликта, которую можно квалифицировать как проблему выбора. Это методически воплощено в целой серии техник. При их применении увеличивается вероятность принятия трудного решения.
5. Уровень тактики и стратегии. Мастерские по ПП разделены на ступени, на первой изучается алфавит, на второй – техники, на третьей и четвертой – работа с конкретными проблемами, на пятой – тактика и стратегия случая. Приглашаем пациента, знакомимся с ним в аудитории. Раз в неделю идет сеанс. Группа обсуждает этот случай, соучаствуя в нем. Главный фокус обсуждения – тактики и стратегии. Группа соучаствует в продумывании той ситуации, которая возникла в терапии.
|