Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исходный этап 1 этап 2 этап






 

Рис. 7.

Процесс развития совершается не как прямое линейное движение, переход «по цепочке» от одного к другому. Процесс развития «замкнут» сам на себя как некоторое системное единство. Гегель писал: «Всеобщее составляет основу, поэтому поступательное движение не должно быть принимаемо за некоторое течение от некоторого другого к некоторому другому. На каждой ступени дальнейшего определения всеобщее поднимает выше всю массу его предшествующего содержания и не только ничего не теряет вследствие своего диалектического поступательного движения, но несет с собой все приобретенное, и обогащается и уплотняется внутри себя».

«Обогащение», «удержание позитивного» как результат целостного развития системного единства формируется на этапе синтеза предшествующих качественных состояний – исходного качества («тезис») и противоположного исходному качества («антитезис»).

Итак, целостный цикл развития представляет собой синтез двух противоположных моментов конкретного процесса развития, который осуществляется на этапе «отрицания отрицания» и приводит к формированию нового содержательного единства (рис. 7). Таким образом, общее направление развития оказывается заложенным в исходном качестве системного целого.

Закон отрицания отрицания: в процессе прогрессивного развития первый этап является результатом отрицания, а второй этап –результатом двойного отрицания, так что развитие воспроизводит на более высоком этапе черты, характеристики, структуры исходного этапа, а новое качество выступает как синтез «старого» и «нового».

Диалектика и синергетика. Классическая наука XVII–XIX веков представляла мир как линейный процесс, придавая особое значение закрытым статическим системам. В центре внимания – упорядоченность, устойчивость, равновесие. Возникающая в XX веке и переживающая активное становление во второй его половине неоклассическая наука видит мир как нелинейный процесс, акцентируя открытые динамические системы. В центре внимания – неустойчивость, неравновесные состояния, нелинейное (вариативное, разнонаправленное) развитие.

Недостаточность логико-методологических построений классической науки особенно ярко выразилась в связи со вторым началом термодинамики: эволюция системы происходит в сторону «рассеивания» энергии, установления однородности, т. е. распада структур и дезорганизации (возрастание энтропии). Универсальность второго начала термодинамики была поставлена под сомнение, когда обнаружилось ПРОТИВОРЕЧИЕ между принципом возрастания энтропии и биологической эволюцией как движением к более сложным и организованным структурам. Отсюда определение жизни как негэнтропийного процесса.

Фактически в классической науке сложилась ситуация, когда для описания реальности потребовался логико-диалектический подход. Для описания тенденций усложнения или упрощения системы оказалось необходимо рассматривать систему связей «интеграция–дезинтеграция», «дифференциация–дедифференциация». Оказалось, что процесс системной дифференциации можно охарактеризовать только через диалектику интеграции–дезинтеграции, поскольку этот процесс представляет собой одновременно усиление взаимодействия различных групп однородных элементов (в подсистеме) и ослабление взаимодействия однородных элементов (между подсистемами). Рост сложности системы можно представить как усиление структурно-функциональной дифференциации элементов системы и установление новых интегральных связей между ними.

Таким образом, именно потребности развития современного научного знания актуализируют логику познания сложных саморазвивающихся систем. Однако развитие естественных наук в XX веке не сопровождалось широким освоением диалектической логики. Диалектическая логика Гегеля, так сказать, «переоткрывается». Ученые-«естественники» создают собственные логико-методологические (философско-методологические) подходы, по существу родственные диалектическому, но основанные на ином терминологическом аппарате. Примером может служить синергетика.

Синергетика – это междисциплинарное направление научных исследований, возникшее в 70-е гг. XX века, рассматривающее общие закономерности и принципы процессов самоорганизации в системах различной природы. Термин «синергетика» (от греч. «совместное действие», «сотрудничество») был введен Г. Хакеном, обратившим внимание на сходное поведение элементов систем различной природы (фазовые переходы, гидродинамическая устойчивость, образование макромолекул, динамика популяций и др.) при переходе от хаоса к порядку. Синергетика складывается как теория самоорганизации (саморазвития), создаваемая в рамках естественно-научной проблематики. Причем она быстро становится специфическим философско-методологическим подходом, логикой описания нелинейного развития сложноорганизованных систем, претендующей на объяснение самых различных процессов – от рождения Вселенной до познания и творчества. В работах Г. Хакена, И. Пригожина, Г. Николса синергетике придается именно широкий философско-методологический статус.

Сторонники синергетического подхода полагают, что в перспективе в синергетике будет разработана логическая (теоретическая) модель процессов самоорганизации, обладающая чертами универсальности и общезначимости, а потому применимая для научного исследования в любой предметной области. Кратко созданную синергетикой «базовую модель» процесса самоорганизации (саморазвития) можно представить следующим образом.

Самоструктурирование возможно в открытых системах. Открытая система – это система, включенная во внешние взаимосвязи и обменивающаяся с окружающей средой веществом, энергией, информацией. Такая система обладает «источниками» (зонами «подпитки» извне, что способствует росту, структурному усложнению) и «стоками» (зонами «сброса», в результате чего происходит обеднение, структурное упрощение).

Открытая система постоянно находится в движении – флуктуации. Флуктуация – это отклонение системы от равновесия (отклонение данного значения переменной величины от среднестатистического). Если флуктуация превышает некоторый предел (по Гегелю – «нарушается мера количественных изменений»), система входит в необратимое изменение («переходит в новое качество»). В результате наличная структура гибнет либо с рождением новой структуры, либо без такового.

Состояние необратимого изменения системы (по Гегелю, этап «скачка») связывается с ее вхождением в «зону бифуркации», характеризующуюся неопределенностью будущей судьбы системы. Точка бифуркации – точка развертывания возможных направлений эволюции системы, причем принципиально непредсказуемо, произойдет ли полный структурный распад системы или генезис новой упорядоченной структуры.

Принципиально важно то, что синергетика рассматривает «зону бифуркации» как зону, где самопорождаются особые структуры, задающие линию дальнейшей самоорганизации системы. Это связывается с синергетическим эффектом – особым «кооперативным» (однонаправленным) поведением элементов системы в некоторой ее области. Синергетический эффект нужно понимать как «пусковой механизм» процесса формирования особого вида структур-аттракторов. Аттрактор – это процесс самоструктурирования (и одновременно некоторая структура), потенциально включающий в себя «план эволюции», самодостраивания вновь возникающей структуры в некотором направлении в открытой нелинейной среде.

~


K Контрольные вопросы

1. Каков предмет логики?

2. В чем проявляются эвристическая сила и ограниченность формальной логики?

3. Какова специфика познавательных задач, характерных для диалек­тики?

4. Чем отличается диалектическое противоречие от формально-логического?

5. Отменяет ли диалектика логику?


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал