![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Массовые характеристики самолета
При расчете коммерческой загрузки самолета в качестве основной величины используются «Масса — т» и «Массовые характеристики». Массовые характеристики — это понятия, обозначения и определения массы самолета в целом и отдельных его составляющих, используемых в расчете коммерческой загрузки. Численное значение массы тела в килограммах равно численному значению его веса в килограммах и определяется взвешиванием на рычажных весах. В настоящем Руководстве кроме массы используются еще такие величины, как плотность, сила и давление. Плотность (р) — величина, определяемая отношением массы вещества к занимаемому им объему. Например, нормативные плотности багажа, почты и груза составляют: рдг= 120 кг/м^3, рпч=270 кг/м^3, Ргр = 300 кг/м^3. Сила (f) — векторная величина, служащая мерой механического взаимодействия тел. F = mа, где m — масса тела, a — ускорение, сообщаемое этому телу силой — f. На земле на каждое тело действует сила тяжести, равная произведению массы на ускорение свободного падения (g): f = mg. Эта сила определяется на пружинных весах. Единица измерения силы — ньютон (Н). Ньютон равен силе, сообщающей телу массой 1 кг-ускорение 1 Давление (р) — сила f, действующая на элемент площади Единица измерения давления — паскаль (Па). Паскаль равен давлению, вызываемому силой 1 Н, на площадь 1 Например, допустимое давление на пол грузового отсека (багажника) составляет 3 922 Масса пустого самолета изготовления на заводе. Масса пустого самолета складывается из массы планера Масса пустого самолета является исходным параметром при расчете центровки и загрузки самолета. Масса пустого снаряженного самолета Величина Основное снаряжение: кислород, жидкости в бытовых системах, служебное оборудование (трапы, стремянки...), несъемное буфетно-кухонное оборудование, масло силовой установки. Основное снаряжение, как правило, общее для данного типа самолета и постоянно находится на борту. Дополнительное снаряжение: киноаппаратура, магнитофоны и радиоустановки, аварийно-спасательные средства (надувные желоба, плоты, жилеты...), съемное буфетно-кухонное оборудование, холодильники, жидкость «И»..., багажно-грузовые поддоны и контейнеры, средства крепления груза. Дополнительное снаряжение самолета может меняться в зависимости от назначения и условий полета, класса обслуживания пассажиров. Например: 1. На пассажирских самолетах предусматриваются салоны первого класса с повышенным комфортом, обеспечиваемым дополнительным снаряжением и обслуживанием. 2. Если маршрут проходит над водной поверхностью с удалением от берега более 30 мин полета, то самолет снаряжается индивидуальными надувными спасательными жилетами массой 1, 15 кг и групповыми плотами массой 554-65 кг. 3. Багаж, почта и груз транспортируются россыпью, на поддонах или в контейнерах. Для штучных и тарно-штучных грузов используются поддоны ПАВ-2, 5, ПАВ-3 и ПАВ-5, 6, грузоподъемностью 2, 5, 3, 62 и 5, 6 т. Груз размещается на поддоне так, чтобы центр тяжести (ЦТ) груза совпадал с геометрическим центром поддона (±5% по длине и ±10% по ширине поддона). Груз швартуется к Поддону сетками. Погрузка поддонов в самолет осуществляется с помощью бортовой механизации по роликовым дорожкам или шариковым панелям. Поддоны крепятся в самолете стандартными рельсовыми замками за боковые фитинги поддонов. В гражданской авиации используются также универсальные авиационные контейнеры УАК-5 и УАК-10, грузоподъемностью 5, 67 и 11, 34 т (с учетом массы контейнера). Погрузка, такелаж и крепление контейнеров производится так же, как и поддонов. Груз в контейнерах крепится верхними ремнями (при зазоре между грузом и потолком более 200 мм). Контейнеры закрываются, пломбируются и нумеруются. Контейнеры и поддоны размещаются на самолете в соответствии с центровочным графиком и схемой загрузки. Допустимая погрешность в центровке не должна превышать ±0, 5% САХ. Крупногабаритный груз крепится на самолете специальными тросами, цепями или ремнями за швартовочные узлы. Основное и дополнительное снаряжение учитывается в эксплуатационной массе самолета. Масса экипажа
80 — нормативная масса одного члена летного состава экипажа в кг; n' — число членов экипажа. Масса бортпроводников Ее величина в кг определяется по формуле: где 75 — нормативная масса одного бортпроводника (бортоператора) с ручной кладью в кг; Например, на самолетах Ил-86 350 пассажиров обслуживает 8—12 бортпроводников. Большая грузоподъемность (40 т) и сложная механизация самолета Ил-76Т определяет наличие на борту двух операторов. Масса бортпроводников (операторов) учитывается в эксплуатационной массе самолета. Масса продуктов питания продуктов питания с упаковкой, посудой и контейнерами, сувениров для продажи, мягкого инвентаря и литературы. Общая нормативная масса продуктов питания состоит из нормированных на данный рейс продуктов для экипажа и пассажиров и продуктов сверх нормы для продажи. Масса продуктов, сувениров и легкого инвентаря значительно увеличивается с введением обслуживания пассажиров по первому классу. Масса продуктов питания учитывается в эксплуатационной массе самолета. Масса коммерческой загрузки багажа, почты, груза, зимних пальто. Величина Максимальная масса коммерческой загрузки Предельная масса коммерческой загрузки коммерческая загрузка, определяемая требованиями безопасности полета в нормальных условиях предстоящего рейса. За принимается наименьшая величина из двух: Расчет второй величины предельной коммерческой загрузки сводится к определению разности между максимально допустимой и эксплуатационной массой самолета на взлете. Эта разность подсчитывается с учетом топлива: Два значения предельной коммерческой загрузки необходимо сравнить между собой и наименьшее из них принять как искомую величину Требования безопасности взлета, полета и посадки в ожидаемых условиях предстоящего рейса обеспечиваются ограничением максимальной взлетной массы самолета и максимальной коммерческой загрузки. Масса балласта Например, заправка самолета со стреловидным крылом топливом смещает ЦТ назад настолько, что размещенная в носовой части фюзеляжа незначительная загрузка может не обеспечить полетной центровки самолета — общая сила тяжести самолета mg окажется в ЦТ позади диапазона полетных центровок (рис. 1). В таких случаях в носовую часть фюзеляжа дополнительно загружают балласт, сила тяжести которого Величина смещения (в) определяется из уравнения моментов
На рис. 1 результирующая сила тяжести — В качестве балласта на самолетах используются мешки с песком массой 80—100 кг, чугунные бруски, незамерзающая жидкость, топливо. Мешки с песком и чугунные бруски обычно размещают в передней части грузового отсека № 1 (багажника). На самолете Ил-62 в балластный бак заливается антифриз или топливо в бак № 6. На самолете Ту-154 — топливо в бак № 4. Загрузка самолета — размещение (наличие) пассажиров в салонах; багажа, почты, груза, балласта в багажно-грузовых помещениях; балластной жидкости или топлива в баках самолета в соответствии с ЦГ, схемой загрузки, сводной загрузочной ведомостью (СЗВ). Масса самолета без топлива лета, подготовленного в рейс, но не заправленного топливом. Величина Масса самолета без топлива используется для упрощения расчета размещения коммерческой загрузки на магистральных самолетах с помощью ЦГ. К магистральным относятся самолеты 1 и 2-го класса, имеющие большое количество топлива (Ил-62, Ил-76Т, Ил-86, Ту-154). Топливо учитывается при определении Заправка самолета — заполнение самолетных емкостей топливом, маслом, специальными жидкостями, газом и водой или наличие на самолете перечисленных компонентов в соответствии с заданием на полет. Основная масса заправки приходится на топливо. При расчете коммерческой загрузки, сравнительно небольшая масса масла, специальных жидкостей, газов и воды учитываются в массе пустого снаряженного самолета. Масса топлива (заправка) предварительно рассчитывается дежурным штурманом аэропорта вылета и уточняется экипажем. Масса топлива Масса топлива учитывается в эксплуатационной массе самолета. Эксплуатационная масса самолета самолета, но без коммерческой загрузки. Величина Эксплуатационная масса самолета представляет собой сумму масс пустого снаряженного самолета, экипажа, бортпроводников (операторов), продуктов питания и топлива. Эксплуатационная масса самолета используется при расчете предельной коммерческой загрузки, взлетной и посадочной массы самолета. Максимальная допустимая взлетная масса самолета наибольшая масса самолета на старте, определяемая требованиями безопасности в условиях предстоящего взлета, полета и посадки. Величина Находится максимальная допустимая посадочная масса самолета Практически По ней ДЦ производит предварительный расчет величины
В процессе предполетной подготовки экипаж уточняет запас топлива, допустимые посадочную, полетную и взлетную массу самолета. ДЦ производит окончательный расчет предельной коммерческой загрузки и в случае превышения взлетной массы Максимальная взлетная масса самолета масса самолета на старте, ограниченная прочностью конструкции планера. На конструкцию самолета действуют внешние силы — подъемная сила, сила лобового сопротивления, сила реакции шасси и массовые силы как результат действия ускорения движения самолета и земного притяжения. Безопасность полета по условию прочности конструкции самолета обеспечивается в течение срока службы самолета, только при условии, когда вышеуказанные нагрузки, в основном массовые силы, на которые рассчитана прочность конструкции, не превышают величины Полетная масса самолета Полет самолета осуществляется за счет тяги двигателей, преодолевающей аэродинамическое сопротивление и обеспечивающей создание, с помощью крыла, подъемной силы самолета. При этом вырабатывается топливо и полетная масса самолета непрерывно уменьшается от Максимальная допустимая полетная масса самолета наибольшая масса самолета, определяемая требованиями безопасности в условиях предстоящего полета. Величина максимальной допустимой полетной массы самолета определяется в инженерно-штурманском расчете, исходя из метеоусловий, планируемого эшелона полета, а также расхода топлива и учитывается в Превышение полетной массы самолета Максимальная допустимая посадочная масса самолета наибольшая масса самолета, определяемая требованиями безопасности в условиях предстоящей посадки. Величина максимальной допустимой посадочной массы определяется в начале инженерно-штурманского расчета с учетом характеристик основного и запасных аэродромов и ожидаемых метеоусловий. На основании посадочной массы самолета Максимальная посадочная масса самолета Безопасность полета по условию прочности конструкции самолета обеспечивается в течение всего ресурса самолета только при условии, когда посадочная масса не превышает максимальную посадочную массу самолета;
|