Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Внешняя политика СССР в годы перестройки.Стр 1 из 4Следующая ⇒
1. В годы перестройки кардинально изменилась внешняя политика СССР, результатом чего стало предотвращение угрозы ядерной войны, с одной стороны, крушение системы социализма — с другой. Новая внешняя политика СССР была провозглашена в 1985 г. и получила название " новое мышление", суть которого состоит в том, что: ü СССР перестал смотреть на отношения с окружающим миром через призму противостояния социалистической и капиталистической систем; ü СССР перестал навязывать другим странам свою модель развития; ü СССР начал стремиться к улучшению отношений с США и Западом; ü ради этого СССР был готов пойти на уступки. 2. Наряду с М.С. Горбачевым олицетворением " нового мышления" и новой внешней политики стал и Эдуард Шеварднадзе — новый министр иностранных дел СССР, занявший эту должность в 1985 г. (до этого 13 лет работавший первым секретарем ЦК Компартии Грузии). Если прежние министры — В.М. Молотов и А.А. Громыко, жестко отстаивавшие интересы СССР, имели на Западе прозвище " Господин " Нет", то Э. Шеварднадзе получил впоследствии прозвище " Господин " Да" за регулярные уступки Западу. 3. В 1985 г. был возобновлен советско-американский диалог: ü состоялись встречи между М. С. Горбачевым и Р. Рейганом в Женеве в ноябре 1985 г. и в Рейкьявике осенью 1986 г.; ü 8 декабря 1987 г. в Вашингтоне между М.С. Горбачевым и Р. Рейганом был подписан договор о ликвидации ядерных ракет средней дальности в Европе, что стало точкой отсчета процесса разоружения; ü в 1988 г. Р. Рейган совершил ответный визит в СССР, где заявил, что больше не считает СССР " империей зла"; ü после этого встречи лидеров СССР и США стали регулярными; ü началось прямое общение между гражданами — телемосты, поездки. 4. В начале 1989 г. СССР осуществил важнейший внешнеполитический шаг — 15 февраля 1989 г. советские войска были полностью выведены из Афганистана. СССР перестал участвовать в войнах на чужой территории и поддерживать социалистические режимы. 5. В мае 1989 г., спустя 30 лет после поездки Н.С. Хрущева, состоялся визит М.С. Горбачева в Китай. Началась нормализация советско-китайских отношений. Поездка Горбачева способствовала началу в Китае массовых антикоммунистических выступлений молодежи, которые были подавлены китайской армией 3 июня 1989 г. на площади Таньаньмэнь. Это был первый случай массовых народных антикоммунистических выступлений в соцстранах. 6. Подобные процессы перешли осенью в Европу, в результате чего один за другим пали социалистические режимы и власть компартий в соцстранах: ü в августе — октябре 1989 г. начался кризис в ГДР — массовое бегство граждан ГДР в ФРГ, в результате которого на германо-германской границе скопилось около 2 млн человек, желающих уехать, и которых власти ГДР не выпускали; ü это породило массовые беспорядки в ГДР, выступления молодежи, в результате которых репрессивный режим Э. Хонеккера в ГДР пал; ü в апреле 1990 г. на свободных выборах коммунисты ГДР потерпели поражение и к власти пришли оппозиционные некоммунистические силы, взявшие курс на объединение с ФРГ; ü еще ранее, летом 1989 г., на выборах в Польше 99% поляков проголосовало против коммунистов — в Польше мирным путем к руководству страной пришло антикоммунистическое правительство во главе с Тадеушем Мазовецким, начавшее десоветизацию Польши; ü в 1989 г., после смерти Яноша Кадара, 33 года со времени подавления восстания 1956 г. возглавлявшего страну, сама компартия Венгрии {ВСРП-ВСП) в течение 3 месяцев демонтировала социализм и 23 октября 1989 г. провозгласила Венгрию буржуазной республикой, что было закреплено конституционно; ü 9 ноября 1989 г. рухнула Берлинская стена, которую разрушили жители обеих частей Берлина; ü 10 ноября 1989 г. в результате верхушечного заговора был отстранен от власти 78-летний Тодор Живков, правивший страной 35 лет, — начались реформы в Болгарии; ü 24 ноября 1989 г. начинаются беспорядки в Чехословакии (" пражская осень"), в результате которых просоветское руководство во главе с Г. Гусаком с позором уходит в отставку, а новыми руководителями страны становятся Вацлав Гавел (избирается Президентом Чехословакии) и Александр Дубчек (избирается Председателем парламента); ü 22—26 декабря 1989 г. в результате народного восстания, спровоцированного расстрелом рабочих в Тимишоаре, был свергнут и расстрелян Николае Чаушеску, 24 года возглавлявший Румынию и до последнего дня упорно противодействовавший реформам. 7. Советский Союз занял позицию невмешательства в процессы, происходящие в данных странах. Социалистический лагерь рухнул. 3 октября 1990 г. с согласия СССР была объединена Германия — ГДР вступила в состав ФРГ на основании ст. 23 Основного Закона ФРГ, предусмотренной создателями ФРГ еще в 1949 г., и прекратила свое существование. СССР согласился с членством объединенной Германии в НАТО и обязался в течение 4 лет вывести все войска из Германии. 8. В 1991 г. были распущены Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) и Организация Варшавского договора (ОВД) без всяких ответных шагов со стороны НА ТО. В 1991 г. распалась Югославия. В декабре 1991 г., после 69 лет существования, на 15 государств распался сам Советский Союз. Суверенизация России (1990 — 1992). 1. В 1990 г., еще в рамках СССР, начались реформы политического устройства РСФСР. РСФСР формально была самой большой республикой в составе СССР. Фактически же весь советский период РСФСР не имела собственной государственности. Государственность РСФСР сливалась с государственностью СССР, а другие союзные республики СССР на деле были автономиями централизованного государства — СССР/России. Кроме того, РСФСР была единственной республикой СССР, не имевшей своей компартии. Так, обкомы партии, например, в Казахстане, именовались обкомами Компартии Казахстана, на Украине — обкомы Компартии Украины, в то время как обкомы партии в РСФСР именовались обкомами КПСС, а не Компартии РСФСР (российские и советские партийные органы составляли одно целое). Центральные органы власти РСФСР были техническим придатком аналогичных союзных органов. Первоначальным толчком к реформам в РСФСР явились выборы депутатов Съезда народных депутатов РСФСР в марте 1990 г., в результате которых около половины депутатских мест заняли представители демократических сил. 29 мая 1990 г. Председателем Верховного Совета РСФСР после длительной борьбы с перевесом в 5 голосов был избран Б.Н. Ельцин — бывший опальный Первый секретарь Московского горкома КПСС. Потерпев поражение на общесоюзном уровне, демократы-реформаторы предприняли попытку взять реванш на уровне РСФСР. 2. Началом политической реформы считается принятие Декларации о суверенитете РСФСР, которое состоялось 12 июня 1990 г. (впоследствии эта дата стала отмечаться сначала как " День независимости России", а затем — как " День России"). Данной Декларацией Россия, в лице своих высших государственных органов, официально брала на себя всю полноту суверенитета на своей территории, ранее принадлежащего фактически СССР, и признавала союзные законы лишь в той части, в которой они не противоречат законодательству РСФСР. 3. Крупным шагом построения государственности РСФСР стало учреждение института всенародно избираемого Президента РСФСР, и действующего наряду с Президентом СССР. Выборы первого Президента РСФСР состоялись 12 июня 1991 г. Первым Президентом РСФСР, в первом же туре голосования, избран Б.Н. Ельцин. Основным соперником Б.Н. Ельцина был бывший глава союзного правительства в 1985 — 1990 гг. Н. Рыжков. Третье место занял В. Жириновский — лидер ЛДПР — одной из самых первых партий, образовавшихся после введения многопартийности. 10 июля 1991 г. Б.Н. Ельцин официально вступил в должность Президента РСФСР. Новым Председателем Верховного Совета РСФСР был избран Р.И. Хасбулатов. 4. После провала августовского путча 1991 г. Россия активизировала свою политику обособления от центра и строительства собственной государственности. Россия восстановила исторические государственные символы: ü трехцветный бело-сине-красный флаг; ü герб в виде двуглавого орла; ü сменила название — вместо РСФСР (Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика) — Российская Федерация (РФ) и Россия. 5. После распада СССР в декабре 1991 г. основными двумя направлениями политической реформы стали: строительство новой федерации; борьба вокруг положений будущей Конституции РФ. Необходимость строительства новой федерации была вызвана следующими факторами: ü старая федерация (РСФСР, в составе СССР) во многом была формальной, в действительности являясь унитарным государством; ü в начале 1990-х гг. произошла суверенизация ряда автономных республик, иных субъектов России, поощряемая на начальном этапе российским руководством (" Берите суверенитета столько, сколько сможете" — Б. Ельцин); ü необходимо было найти оптимальную форму государственного устройства России — многонационального государства, ряд народов которой уже имел государственность и желал ее развивать, с учетом интересов данных народов, и, в то же время, с учетом интересов русского народа и центра. Такой формой в 1992 г. стала обновленная Российская Федерация. 31 марта 1992 г. всеми субъектами РФ (кроме Татарстана и Чечни) был подписан Федеративный договор, в котором: ü закреплялось федеративное устройство России; ü выделялись вопросы ведения федерации; ü вопросы совместного ведения; ü все иные вопросы оставались в ведении субъектов. Федеративный договор был объявлен частью действовавшей Конституции РСФСР 1978 г. и имел целью упорядочивание отношений между центром и субъектами, сохранение целостности страны. В 1994 г. были проведены переговоры с Татарстаном, заключен отдельный договор о взаимоотношениях между данной республикой и РФ. Кризис перестройки и распад СССР. 1. Согласно плану политической реформы, весной 1990 г. прошли выборы в парламенты во всех союзных республиках. Только Россия скопировала союзную структуру парламента, учредив съезд народных депутатов РСФСР. Все остальные республики отказались от идеи съезда и учредили верховные советы, избираемые напрямую народом. Политическая реформа 1990 г. (учреждение и избрание парламентов в союзных республиках) привела к катастрофическим последствиям для союзного центра и руководства КПСС: ü благодаря выборам в парламенты к власти сразу в нескольких республиках (Латвии, Литве, Эстонии, Грузии, Армении, Молдавии) легально пришли антикоммунистические силы; ü антикоммунистические парламенты избрали новых, некоммунистических и националистических лидеров — В. Ландсбергиса (Литва), З. Гамсахурдиа (Грузия), А. Горбунова (Латвия), А. Рюйтеля (Эстония), Л. Тер-Петросяна (Армения), которые оттеснили от власти первых секретарей республиканских компартий и стали реальными лидерами своих республик; ü вновь избранные парламенты ряда республик начали открытую борьбу за выход республик из состава СССР (парламент Литвы, в первый же день своей работы и первым из республик, 11 марта 1990 г. объявил о выходе Литвы из СССР); ü съезд народных депутатов России — самой большой союзной республики СССР — также начал оппозиционную политику по отношению к центру и избрал новым лидером России Б.Н. Ельцина (приход к власти в России сторонников ее независимости наносил самый большой вред единству СССР); ü республики Средней Азии, не выступая за выход из СССР, на деле стали ускоренно строить собственную государственность. Весной 1990 г. (всего через несколько дней после введения должности Президента СССР) одновременно две республики (Узбекистан и Казахстан) первыми в Союзе учредили посты президентов республик, пост Президента СССР перестал быть единственным президентским постом в СССР, впоследствии посты президентов республик были введены в большинстве союзных республик; ü осенью 1990 г. Туркмения впервые в истории СССР провела всенародные выборы президента республики; ее примеру весной 1991 г. последовала Грузия, где прошли вторые в СССР всенародные президентские выборы; летом 1991 г. всенародные выборы Президента прошли в России; ü 12 июня 1990 г. парламент России принял Декларацию о суверенитете, в силу которой законы России имели отныне приоритет перед союзными; примеру России вскоре последовали все остальные союзные республики — в СССР начался " парад суверенитетов" и строительства государственности республик, противопоставляемой союзной государственности и ослабляющей ее. К середине 1990 г. произошла фактическая дезинтеграция СССР: ü Конституция СССР не действовала на большей части территории страны; ü Президент СССР уже не являлся единственным президентом в стране и почти не имел власти — одновременно действовали еще 15 президентов и иных глав республик, объявивших о своем суверенитете; ü съезд народных депутатов СССР утратил свое значение; на смену ему пришло 15 республиканских парламентов, реально контролировавших ситуацию на территории республик; ü руководящая роль КПСС — силы, ранее цементировавшей СССР и обеспечивающей управляемость Союза, была конституционно отменена; с введением многопартийности в половине республик КПСС оказалась в роли оппозиции. 2. Несколько раз руководство СССР пыталось оказать силовое воздействие на республики: ü в апреле 1989 г. были применены войска для подавления демонстрации в Тбилиси (Грузия), требующей ухода в отставку тогдашнего руководителя республики Д. Патиашвили; ü в январе 1990 г. в Азербайджан были введены войска с целью подавления народных выступлений против руководства республики во главе с А. Везировым; ü в январе 1991 г. была предпринята попытка военным путем отстранить от власти руководство Литвы во главе с В. Ландсбергисом; ü в марте 1991 г. воинские части были введены в Москву с целью оказать воздействие на съезд народных депутатов РФ, часть депутатов которого предприняла попытку сместить с должности Председателя Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельцина. Во всех случаях указанные попытки повлиять на развитие республик закончились провалом. Апреля 1991 г.в Ново-Огарево под Москвой состоялась встреча М.С. Горбачева с руководителями ведущих союзных республик. С этого дня кардинально поменялась политика центра по отношению к союзным республикам и проблеме сохранения СССР. В результате данной встречи было подписано Ново-Огаревское соглашение, согласно которому: ü впервые было официально заявлено о невозможности сохранить Союз ССР в существующем виде; ü было принято принципиальное решение не препятствовать выходу из СССР тем республикам, которые этого добиваются; ü впервые Президентом СССР и президентами союзных республик было заявлено согласие на возможный выход из СССР шести республик — Латвии, Литвы, Эстонии, Грузии, Армении и Молдавии; ü было принято решение образовать новый Союз из девяти республик (России, Украины, Белоруссии, Азербайджана, Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Таджикистана и Туркмении — трех славянских республик, пяти среднеазиатских и одной закавказской); ü новый Союз было решено образовать путем подписания нового Союзного договора, который заменил бы собой Договор об образовании СССР 1922 г. С целью подготовки нового Союзного договора (который бы детально регламентировал права центра и расширяющиеся права республик) между Президентом СССР М.С. Горбачевым и лидерами девяти союзных республик на протяжении более 3 месяцев проходили переговоры. Данные переговоры (" 9+1"), вошли в историю как Ново-огаревский процесс. 2 августа 1991 г. переговоры завершились. По результатам Ново-огаревского процесса были приняты следующие решения: ü был согласован проект нового Союзного договора и найдена " золотая середина" в отношениях между центром и республиками; ü на 20 августа 1991 г. было намечено его первое подписание. В связи с неурегулированностью до конца отношений с некоторыми республиками (например, Украина до 15 сентября отказалась от участия в ново-огаревском процессе; особая позиция была у руководства Туркмении), было принято решение подписывать Союзный договор не в один день, а постепенно: ü 20 августа 1991 г. договор подписывали только три республики — Россия, Казахстан и Узбекистан; ü 3 сентября к ним должны были присоединиться Белоруссия, Киргизия и Таджикистан; ü после 15 сентября (после уточнения своих позиций) — Украина, Туркменистан и Азербайджан. 2 августа 1991 г. Союзный договор был " открыт к подписанию" всеми желающими. Республики должны были определиться до конца 1991 г. После этого срока СССР в прежнем виде должен был прекратить свое существование. Республики, не подписавшие договор до декабря 1991 г., становились независимыми государствами. Республики, присоединившиеся к Договору, образовывали новое государство (рабочие названия — Союз Суверенных Советских Республик или Союз Суверенных Государств) — правопреемник СССР. После этого планировалось принятие Конституции нового Союза. До марта 1992 г. в новом Союзе должны были пройти выборы в новый двухпалатный парламент. На 28 июня 1992 г. были намечены всенародные выборы Президента СССР/ССГ. Планировалось, что Президентом обношенного СССР/ССГ с очень урезанными полномочиями останется М.С. Горбачев, премьер-министром станет Н.А. Назарбаев, большинство министров будет заменено, КПСС будет распущена (со слов М.С. Горбачева, " разойдется по интересам"). 4. Однако данные планы были сорваны. За сутки до подписания Союзного договора в СССР 19 августа 1991 г. вспыхнул августовский путч: ü группа высших советских руководителей во главе с вице-президентом СССР Г. Янаевым и председателем КГБ В. Крючковым объявила Президента СССР М.С. Горбачева временно отстраненным от власти и создании Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР — ГКЧП; ü при этом не было предоставлено медицинское заключение о состоянии здоровья М.С. Горбачева, " путчисты" мало разъясняли свою программу — вместо этого в дни путча по телевидению шла многократная трансляция балета " Лебединое озеро"; ü не проводилось никаких репрессий, а попытки арестовать высших руководителей РСФСР провалились из-за неумелых действий исполнителей — в результате противники ГКЧП были на свободе и в открытую противодействовали путчу; ü в Москву начался ввод танков со снятыми боекомплектами, солдаты были настроены мирно. С самого начала путч выглядел ненастоящим, театральной постановкой; лидеры путча вели себя нерешительно, постоянно давали противоречивые распоряжения, бледно выглядели на пресс-конференции. В отличие от всех руководителей союзных республик, молчаливо поддержавших ГКЧП, решительную позицию занял Президент РСФСР Б.Н. Ельцин, выступивший с брони танка, объявивший путч незаконным и организовавший народное сопротивление в Москве и оборону Белого дома — в то время здания Верховного Совета РСФСР. 21 августа все лидеры путча выехали из Кремля на переговоры с М.С. Горбачевым и по пути были арестованы. Путч провалился. 22 августа М.С. Горбачев вернулся из Крыма " в другую страну". 5. После провала путча начались радикальные изменения в системе государственной власти СССР, где теперь доминирующее положение заняло российское руководство во главе с Б.Н. Ельциным: ü 22 августа 1991 г. Россия восстановила исторический флаг — бело-сине-красный триколор; ü было отстранено от власти все прежнее руководство СССР, окружение М.С. Горбачева; вместо них в союзные структуры пришли ставленники Б.Н. Ельцина, которые начали на союзном уровне проводить сепаратистскую линию российского руководства, — М.С. Горбачев фактически потерял всю власть в стране; ü 23 августа 1991 г. указом Президента РСФСР Б.Н. Ельцина на территории РСФСР до решения суда была приостановлена деятельность КПСС, начался захват имущества партии; ü примеру Б.Н. Ельцина в августе — сентябре 1991 г. последовали лидеры других республик, где деятельность компартии была приостановлена или запрещена; ü 26 августа М.С. Горбачев покинул пост Генерального секретаря ЦК КПСС, что стало фактическим концом КПСС в прежнем виде; ü 5 сентября 1991 г. под давлением лидеров республик Съезд народных депутатов СССР сам себя лишил власти и фактически самораспустился — в СССР был ликвидирован парламент; ü вся власть в СССР перешла к новому органу — Государственному Совету СССР, состоящему из лидеров союзных республик и заменившему парламент и правительство. Фактически в результате указанных событий в течение 2 недель (с 21 августа по 5 сентября 1991 г.) в СССР были распущены все законные органы власти (парламент, правительство, правящая партия). Власть полностью взяли в свои руки 12 человек — руководители союзных республик, среди которых ведущую роль играли Б.Н. Ельцин и Н.А. Назарбаев. Несмотря на заверения о желании возобновить Новоогаревский процесс и подписать Союзный договор, конкретные действия лидеров республик говорили об обратном: ü своим первым шагом 6 сентября 1991 г. Госсовет СССР официально признал независимость Латвии, Литвы и Эстонии; из СССР вышли первые три республики, начался процесс демонтажа СССР; ü -в сентябре — ноябре 1991 г. лидеры 12 оставшихся в СССР союзных республик вели подготовку к обособлению своих республик от СССР. Решающую роль в распаде СССР сыграли политические элиты союзных республик, в первую очередь — России и Украины: ü для элиты России распад СССР означал автоматическое устранение М.С. Горбачева как главы государства и союзного центра, возможность взять всю полноту власти, при этом — над 3/4 территории СССР, сбросить " балласт" в виде союзных республик с их конфликтами и проблемами, сосредоточиться на собственных реформах; ü для элиты Украины распад СССР означал автоматическое достижение независимости Украины; ü для других республиканских элит распад СССР означал повышение собственного статуса, бесконтрольность со стороны центра. Кроме того, исчез " становой хребет", который 70 лет объединял союзное государство — КПСС. Процесс распада СССР ускорил фактический выход Украины из состава СССР: ü 1 декабря 1991 г. состоялся референдум о государственной независимости Украины; ü более 90% участников референдума высказалось за независимость Украины; ü одновременно Президентом Украины был избран Л.М. Кравчук — действующий глава республики и сторонник выхода Украины из СССР. Декабря 1991 г. в Беловежской пуще (Белоруссия) состоялась встреча глав России, Украины и Белоруссии — Б.Н. Ельцина, Л.М. Кравчука и С.С. Шушкевича, на которой было принято решение о роспуске СССР. Несмотря на то, что сама по себе встреча в Беловежской пуще и ее решения первые дни не имели юридической силы, ни Президент СССР М.С. Горбачев, ни другие союзные органы не предприняли никаких действенных попыток по предотвращению распада СССР. Советское общество также восприняло Беловежские соглашения как свершившийся факт и не выразило протестов по поводу их содержания. Через 2 недели распад СССР был оформлен юридически: ü 21 декабря 1991 г. решение о роспуске СССР приняли главы 12 союзных республик СССР на Алма-Атинской встрече глав республик; ü в декабре 1991 г. парламенты России, Украины и Белоруссии денонсировали Договор об образовании СССР 1922 г.; ü 25 декабря 1991 г. Президент СССР М.С. Горбачев " добровольно" ушел в отставку с поста Президента СССР (несмотря на то, что его президентские полномочия истекали только в 1995 г.), советский флаг спущен с Кремля; ü 26 декабря 1991 г. — одна из палат распушенного Верховного Совета СССР — Совет Республики, приняла Декларацию о прекращении деятельности СССР, ü 31 декабря 1991 г. в Минске состоялась последняя встреча глав 12 республик, на которой окончательно были решены оборонные и иные вопросы в связи с распадом СССР; ü 1 января 1992 г. место СССР в ООН заняла Россия, СССР был исключен из списка государств ООН. Радикальная экономическая реформа. 1. Начиная со 2 января 1992 г. Россия встала на путь проведения радикальной экономической реформы. Основными шагами данной реформы были: ü введение свободного порядка формирования цен на большинство товаров (так называемый " отпуск цен"); ü освобождение из-под государственного контроля внутренней и внешней торговли (либерализация торговли); ü приватизация государственной собственности — создание класса собственников. Цели данных реформ: ü слом административно-командной (" советской") системы управления экономикой; ü построение основ рыночной экономики в относительно короткие сроки (2 — 3 года). Данный вид реформ был известен в мировой практике как " шоковая терапия". Он был разработан так называемой " чикагской школой" экономистов иприменялся в тех странах, которые стремились не улучшить регулируемую государством экономику, а сломать ее, и на ее месте построить принципиально иную экономическую систему. До России подобный вариант реформ был проведен в Польше (Л. Бальцеровичем), ранее, со своей спецификой, — в Южной Корее. Радикальная экономическая реформа в России проходила в несколько этапов: ü Октябрь — декабрь 1991 г. — подготовительный этап — формирование органов управления будущей реформы, подбор команды реформаторов; ü январь — декабрь 1992 г. — радикальный этап реформы (деятельность правительства, фактически возглавляемого Е.Т. Гайдаром); ü декабрь 1992 г. — середина 1994 г. — корректировка реформ по ходу их проведения с учетом российской специфики (деятельность правительства В. Черномырдина). 2. Впервые курс на проведение именно этого вида реформ был провозглашен Президентом РФ Б.Н. Ельциным в октябре 1991 г. Данная политика была предварительно одобрена V съездом народных депутатов РФ, состоявшимся 2 — 5 ноября 1991 г.: ü Президент РФ Б. Ельцин был наделен чрезвычайными полномочиями на проведение реформ (правом издавать указы в области экономики, имеющие силу закона); ü Б.Н. Ельцин, будучи Президентом РФ, был одновременно назначен Председателем Правительства РФ и получил согласие на формирование команды реформаторов. Команда реформаторов была сформирована в конце 1991 г. Ее костяк составили молодые экономисты во главе с Е. Гайдаром и А. Чубайсом. В марте 1992 г. Б.Н. Ельцин ушел с поста главы правительства и назначил исполняющим обязанности председателя правительства Е.Т. Гайдара. В данном полуофициальном статусе (и.о.), без утверждения парламентом, Е. Гайдар руководил правительством до конца 1992 г. 3. Правительство Ельцина—Гайдара приступило к проведению реформ 2 января 1992 г.: ü были " отпущены" цены на большинство товаров; ü был издан Указ Президента РФ " О свободе торговли" от 29 января 1992 г. № 65, которым снималось большинство ограничений на внутреннюю и внешнюю торговлю в РФ, существовавших в советское время. 4. С 21 августа 1992 г. в России было объявлено начало приватизации, которая проходила в два этапа: ü " ваучерная" приватизация — с августа 1992 г. по июнь 1994 г.; ü денежная приватизация — с 1 июля 1994 г. На первоначальном этапе приватизации вся государственная собственность, подлежащая приватизации, была оценена, и ее общая стоимость была поделена на общее число граждан России (в том числе малолетних). Полученная сумма составила стоимость приватизационного сертификата (" ваучера") и символизировала часть каждого гражданина в общей собственности страны. Граждане могли вложить ваучеры вприватизируемые предприятия или продать их. Номинально стоимость " ваучера" была объявлена в 10 тыс. " советских" рублей, что было достаточно крупной суммой для среднего гражданина (примерная стоимость хорошего советского автомобиля). Однако на деле их стоимость была гораздо ниже — в связи с гиперинфляцией " ваучеры" резко обесценивались и к концу 1992 г. " ваучер" стоил как несколько бутылок водки. К тому же большинство граждан не имели экономических знаний и не знали, как правильно вложить ваучеры — значительное число ваучеров было вложено в разорившиеся предприятия; в огромных количествах ваучеры скупались всевозможными инвестиционными фондами, а часто — мошенническими структурами. В результате всех данных обстоятельств продекларированная правительством идея " разделить государственную собственность поровну между всеми гражданами страны" оказалась фикцией и ваучеры стали механизмом потери собственности большинством граждан и ее перехода в руки узкого класса профессиональных собственников. В результате " ваучерной" приватизации в 1992 — 1994 гг. было наспех приватизировано более половины имевшейся государственной собственности. С 1 июля 1994 г. начался второй — денежный этап приватизации. 5. Радикальная экономическая реформа на начальном этапе проходила крайне тяжело и вызвала ряд побочных эффектов. Для населения они выражались в том, что: ü цены уже в январе 1992 г. выросли первоначально в 10 — 12 раз, а к концу 1992 г. — в 100 — 150 раз; ü индексация зарплаты проходила гораздо медленнее — примерно в 10 раз отставала от роста цен; ü были заморожены вклады населения на сберкнижках, что привело к их обесцениванию; ü все это привело к резкому падению уровня жизни большинства россиян. Для экономики в целом негативные эффекты заключались в следующем: ü возник острый дефицит денежной массы; ü это вынуждало государство " включить печатный станок" (к концу 1992 г. денег было напечатано в 4 раза больше, чем ранее было в наличии); ü это приводило к гиперинфляции (постоянному обесцениванию рубля) и в то же время не насыщало рынок деньгами в нужном количестве; ü повсеместным явлением стали неплатежи среди предприятий — предприятиям было нечем платить как друг другу, так и собственным сотрудникам; ü это приводило к наличию огромных долгов между предприятиями, хроническим невыплатам зарплат сотрудникам, гибели и обесцениванию многих ранее успешных заводов и иных предприятий. Еще одним негативным явлением экономических реформ стала большая зависимость России от мировых экономических организаций — Международного валютного фонда, Всемирного банка, отдельных стран. Предоставляя России жизненно необходимые кредиты, данные государства получали фактически возможность влиять на реформы, периодически диктовать условия. Не всегда данный диктат соответствовал национальным интересам России. Скрытой стороной влияния на реформы стало, наряду с экономической помощью, сознательное разрушение конкурирующих предприятий и отраслей российской экономики (космической сферы, оборонной промышленности, металлургии, высокотехнологичного производства и др.). Многие, в прошлом высокотехнологичные предприятия, из-за нарушения цепочки хозяйственных связей, финансового голода, нарушения привычного порядка сбыта продукции, по другим причинам были вынуждены или закрываться, или " перепрофилироваться" на выпуск кастрюль, чайников и иной простой продукции. Трудности, связанные с проведением реформ, порождали ряд негативных явлений во внутренней жизни: ü бартеризацию экономики (не денежные расчеты); ü распространение силовых, несудебных способов решения проблем; ü рост организованной и бытовой преступности; ü безудержную спекуляцию; ü воровство кредитов; ü возникновение ряда " финансовых пирамид" и крупных мошеннических структур; ü политическую нестабильность. Таким образом, несмотря на частичное улучшение экономики в будущем, экономическая реформа стала потрясением для общества илегла тяжелым бременем на основную массу населения страны. 6. В декабре 1992 г. в связи с тяжелой ситуацией, сложившейся в экономике, на волне социального протеста, VII съезд народных депутатов РФ не утвердил Е.Т. Гайдара Председателем Правительства РФ (фактически отправил правительство Гайдара в отставку). После 10-дневного острого политического конфликта, обсуждения многих кандидатур — Ю. Скокова, В. Черномырдина, Е. Гайдара, В. Каданникова, 14 декабря 1992 г. новым Председателем Правительства РФ был утвержден Виктор Степанович Черномырдин. B.C. Черномырдин, 1938 г. рождения, бывший директор завода, министр нефтегазовой промышленности СССР в 1985 — 1989 гг., впоследствии — Председатель концерна " Газпром" и вице-премьер в правительстве Гайдара, стал олицетворением второго этапа реформ. Правительство В. Черномырдина (в различных составах) работало более 5 лет — с 14 декабря 1992 г. по 23 марта 1998 г. С приходом нового председателя правительства в составе и стиле работы правительства произошли следующие изменения: ü молодые экономисты, составлявшие костяк правительства Е. Гайдара, ушли из правительства или потеряли ключевые посты; ü костяк нового правительства составили бывшие директора и иные крупные руководители, сформировавшиеся в советскую эру; ü правительство стало работать более профессионально и ответственно; ü правительство отказалось от использования " чикагской" монетаристской политики в чистом виде, перешло к совмещению монетаристских методов и традиционных методов управления; ü больше внимания стало уделяться социальной защите населения; ü началось проведение более продуманной политики в отношениях с международными организациями. Главные достижения правительства B.C. Черномырдина: ü рост заработной платы; ü постепенное снижение темпов инфляции; ü введение в оборот новых денег (1993. 1998 гг.), стабилизация рубля как платежного средства; ü стабилизация денежной массы, победа денежных расчетов над бартером; ü пополнение (фактически с нуля) золотовалютного резерва страны. Радикальная экономическая реформа в основном была завершена в середине 1994 г. В ее результате, несмотря на цену, которую заплатило за ее проведение, основное население страны: ü была разрушена административно-хозяйственная (" советская") система управления экономикой; ü на ее месте заложены основы новой рыночной экономики; ü были достигнуты первые результаты и началась постепенная стабилизация жизни. Принятие Конституции РФ 1993 г. 1. Стержнем политической реформы стала борьба по поводу содержания будущей российской Конституции, которая велась в 1992 — 1993 гг. Можно выделить ее следующие основные этапы: ü 1990 — 1993 гг. — внесение многочисленных поправок в действовавшую Конституцию 1978 г.; ü 16 июня 1990 г. — через 4 дня после принятия Декларации о суверенитете съездом народных депутатов СССР создана конституционная комиссия во главе с Б.Н. Ельциным для подготовки проекта новой Конституции; ü 1991 — апрель 1992 гг. — официальная подготовка проекта новой Конституции, наличие различных проектов, споры по проектам Конституции в рамках правового поля; ü апрель 1992 г. — 21 сентября 1993 г. — прямая конфронтация между Президентом, с одной стороны, и Верховным Советом и съездом народных депутатов — с другой; ü 21 сентября — 12 декабря 1993 г. — роспуск Президентом съезда народных депутатов, вынесение на всенародный референдум " президентского" проекта, его принятие на референдуме. 2. На момент распада СССР на территории России действовала Конституция РСФСР 1978 г., которая имела следующие особенности: ü она разрабатывалась и принималась в период " развитого социализма" и в начале 1990-х гг. была сильно устаревшей; ü в то же время порядок изменения Конституции был относительно легким — съезд народных депутатов РСФСР постоянно вносил в Конституцию поправки, " подгоняя" Конституцию под конъюнктурные интересы. Таким образом, Конституция постоянно " подгонялась" под момент, часто в нее вносились взаимоисключающие положения (например, институт " сильного" президентства с сохранением всей системы советов). Всего за 3 года в Конституцию было внесено более 300 поправок, что создавало конституционную нестабильность, поскольку постоянно менялись " правила игры" всех органов власти, ни один из которых не был главным. Это лишало Конституцию ее стабилизирующей функции и закладывало основы конституционного кризиса. Кроме того, в стране не было одного центра власти. 3. Фактически в России в 1992 г. сложилось двоевластие: ü система советов и советских органов во главе со съездом народных депутатов РФ; ü Президент РФ и строящаяся президентская вертикаль; ü отношения между двумя системами власти не были урегулированы конституционно. Каждый из указанных центров претендовал на ведущую роль и хотел закрепить ее в новой Конституции, что встречало сопротивление другого центра власти. Процесс принятия Конституции затягивался. После провала попытки принять Конституцию на VI съезде народных депутатов РФ в апреле 1992 г. начался период противостояния законодательной и исполнительной ветвей власти в России, длившийся более 1, 5 лет. Его основными этапами были: ü подготовка к всенародному референдуму по основным положениям новой Конституции, срыв референдума; ü попытка объявления импичмента Президенту РФ Б.Н. Ельцину в марте 1993 г.; ü референдум 25 апреля 1993 г. о доверии Президенту Б.Н. Ельцину и по другим вопросам; ü Конституционное совещание (июнь 1993 г.); ü роспуск съезда народных депутатов РФ в сентябре — октябре 1993 г.; ü всенародный референдум 12 декабря 1993 г. по вопросу принятия Конституции. На VII съезде народных депутатов РФ в декабре 1992 г., сместившем правительство Е. Гайдара, в качестве компромисса было принято решение назначить на 11 апреля 1993 г. всенародный референдум по основным положениям новой Конституции (например, президентская или парламентская республика, однопалатный или двухпалатный парламент и т.д.). Ц ели референдума: ü определиться по основным положениям новой Конституции; ü дать возможность народу разрешить спор между Президентом и съездом народных депутатов; ü определить порядок принятия Конституции. В начале марта 1993 г. следующий, VIII съезд народных депутатов РФ отменил решение о проведении референдума 11 апреля и фактически оставил право принять Конституцию за собой — за съездом. Проект Конституции, который готовился съездом, предусматривал сбалансированность между ветвями власти и ставил Президента РФ и Правительство РФ под контроль законодательной власти. 20 марта 1993 г. Президент РФ объявил о новом референдуме 25 апреля 1993 г. по проекту Конституции (а не только основных положений) и о введении " Особого порядка управления страной", при котором до принятия новой Конституции ограничивались полномочия съезда народных депутатов РФ. В ответ на этот шаг 26 марта 1993 г. был созван IX (внеочередной) съезд народных депутатов РФ, на котором 29 марта 1993 г. был поставлен вопрос об импичменте Президенту Б.Н. Ельцину. До необходимых для импичмента 2/3 голосов съезду не хватило 72 голосов из 1068 голосов всех депутатов. Съезд завершился принятием компромиссных решений — Президент РФ отменил свои решения о проведении референдума по проекту Конституции 25 апреля 1993 г. и о введении " Особого порядка управления страной". Вместо этого съездом, с учетом пожеланий Президента РФ и его сторонников, был назначен другой референдум. На референдум, назначенный на 25 апреля 1993 г., было вынесено четыре вопроса: ü Доверяете ли Вы Президенту РФ Б.Н. Ельцину? ü Одобряете ли Вы социально-экономическую политику, проводимую Президентом РФ и Правительством РФ с 1992 г.? ü Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов Президента РФ? ü Считаете ли Вы необходимым проведение досрочных выборов народных депутатов РФ? В референдуме приняло участие около 64% избирателей. По итогам референдума большинством голосов было выражено доверие Президенту РФ Б.Н. Ельцину и одобрена социально-экономическая политика Президента РФ и Правительства РФ. В то же время большинство проголосовавших граждан выступили против проведения досрочных выборов как Президента РФ, так и народных депутатов РФ. Неожиданностью референдума стало одобрение социально-экономического курса (по сути " гайдаровских реформ"). Другой неожиданностью стал отказ граждан от досрочных выборов как Президента, так и народных депутатов. Такое решение референдума воспрепятствовало реализации идеи роспуска съезда сразу после референдума. Конфликт властей продолжился. 4. 5 июня 1993 г. в Москве под руководством Президента РФ Б.Н. Ельцина начало работать Конституционное совещание: ü которое являлось неформальным органом; ü в работе которого участвовали лидеры различных политических сил и правоведы; ü целью которого была выработка компромиссного проекта Конституции всеми политическими силами. Съезд народных депутатов РФ и Верховный Совет РФ не признали законности Конституционного совещания и отказались принимать в нем участие. В результате в России сложился конституционно-правовой тупик: ü с июня 1993 г. законодательная и исполнительная ветви власти окончательно перестали сотрудничать между собой в вопросе подготовки Конституции; ü Конституционное совещание одобрило " президентский" проект Конституции, который предусматривал суперпрезидентскую республику и не оставлял места советам и съезду; ü съезд народных депутатов и Верховный Совет РФ подготовили собственный проект Конституции, по которому должность Президента становилась номинальной и парламент сохранял сильный контроль за деятельностью исполнительных органов; ü " президентский" проект Конституции, одобренный Конституционным совещанием и противоречащий позиции большинства народных депутатов, не имел шансов быть принятым съездом народных депутатов; ü проект съезда народных депутатов, поддерживаемый большинством депутатов, блокировался сторонниками Президента и не набирал конституционного большинства. 5. 21 сентября 1993 г. Президент РФ Б.Н. Ельцин Указом № 1400 распустил съезд народных депутатов РФ. Также данным и последующими указами: ü частично приостанавливалось действие Конституции РФ 1978 г.; ü вместо съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ учреждался новый парламент, состоявший из двух палат — Государственной Думы и Совета Федерации; ü на 12 декабря 1993 г. назначались выборы в новый парламент; ü одновременно выносился на всенародное голосование " президентский " проект Конституции; ü до принятия новой Конституции вводился особый порядок управления страной. Срочно созванный X съезд народных депутатов РФ констатировал автоматическое прекращение полномочий Президента РФ Б.Н. Ельцина (что предусматривала Конституция РФ 1978 г. в этом случае) и наделил полномочиями Президента РФ А.В. Руцкого. Противостояние Президента РФ и съезда народных депутатов РФ завершилось вооруженными столкновениями, штурмом здания Верховного Совета 4 октября 1993 г. и арестом А. Руцкого и Р. Хасбулатова. Деятельность съезда народных депутатов РФ была фактически прекращена. 12 декабря 1993 г. состоялись выборы в новый парламент и одновременно — референдум по новой Конституции. В результате референдума Конституция РФ (" президентский" проект, одобренный Конституционным совещанием) была принята. Новая Конституция РФ: ü закрепляла федеративную форму государственного устройства; ü многопартийность и идеологическое многообразие, основополагающие права человека; ü не предусматривала системы советов; ü узаконивала двухпалатный парламент со слабыми полномочиями; ü устанавливала в России сильную президентскую республику. Принятие Конституции РФ 1993 г. завершило в основном политическую реформу в РФ и создало правовые основы новой постсоветской государственности.
Политическое развитие России в 1994 — 1999 гг. 1. Основными направлениями политического развития России в 1994 — 1999 г г. были: ü становление новых политических институтов; ü построение реальной многопартийности; ü стабилизация обстановки в стране. 2. С конца 1993 г. началось становление новых органов власти, предусмотренных Конституцией РФ 1993 г. и иными нормативными актами. 12 декабря 1993 г. состоялись выборы в новый двухпалатный парламент. Кардинально изменилась избирательная система: ü выборы в Государственную Думу стали проводиться по смешанной, мажоритарно-пропорциональной системе; ü половина депутатов (225 человек), избираются по пропорциональной системе — избиратель голосует по стране в целом за партию (избирательный блок, объединение) и партия (блок), преодолевшая 5%-ный барьер, получает количество мест, пропорциональное набранным голосам; ü другая половина — 225 депутатов, избирается по мажоритарным округам; ü при мажоритарных выборах традиционная для СССР (РСФСР) система абсолютного большинства была заменена на систему относительного большинства (для избрания депутатом стало достаточно набрать больше голосов, чем соперники, и не обязательно более 50%); ü было снижено требование о явке избирателей, необходимой для признания выборов состоявшимися — с 50% до 25%; ü 178 депутатов первого Совета Федерации первоначально избирались от субъектов федерации — по два депутата от каждого субъекта; ü первый парламент избирался на 2 года. Первые в истории мажоритарно-пропорциональные выборы способствовали становлению в России многопартийности. Особенностями большинства первых российских партий (объединений) образца 1993 г. было то, что они: ü создавались, во многом, под очередные выборы; имели ярко выраженный конъюнктурный и временный характер и не " доживали" до следующих выборов; ü не имели развитой структуры и корней в народе; ü формировались часто не вокруг идеи, а вокруг личности лидера. Среди первых российских партий (объединений), перешагнувших 5%-ный барьер на выборах в Госдуму 1993 г.. были: ü Либерально-демократическая партия (ЛДПР) — одна из самых первых разрешенных в 1990 г. партий в СССР и России, сформировавшаяся вокруг харизматической личности В. Жириновского и патриотическо-популистских идей; ü Коммунистическая партия РФ (КПРФ) во главе с Г. Зюгановым — возрожденная и обновленная коммунистическая партия парламентского типа; ü " Выбор России" — проправительственное объединение, сформировавшееся вокруг сторонников Е. Гайдара; ü Блок " Явлинский—Болдырев—Лукин" — праволиберальный блок, сформировавшийся вокруг личности Г. Явлинского, основа будущей партии " Яблоко"; ü Партия российского единства и согласия (ПРЕС) — центристское проправительственное объединение, сформировавшееся вокруг личности С. Шахрая; ü " Женщины России" (лидер Е. Лахова); ü Аграрная партия (лидер М. Лапшин). Сенсацией выборов стала победа популистской партии ЛДПР (более 23% голосов) и сравнительно скромные результаты проправительственных объединений — " Выбора России", Блока Явлинского и ПРЕС С. Шахрая, которые с трудом преодолели 5%-ный барьер. Несмотря на это, выборы в Государственную Думу привели в парламент множество новых людей. Председателем Госдумы в начале 1994 г. был избран Иван Рыбкин, Председателем Совета Федерации — Владимир Шумейко. Отношения между ветвями власти стали качественно иными — менее конфронтационными. Новый парламент по Конституции 1993 г. практически не имел конституционных полномочий влиять на деятельность Президента и Правительства РФ. 3. В 1994 — 1995 гг. продолжался процесс структурирования политических сил. В1995 г., к новым выборам, вместо множества мелких проправительственных объединений (таких как " Выбор России", ПРЕС С. Шахрая, " Женщины России" и т. д.) был создан единый проправительственный блок — " Наш Дом — Россия" (НДР), во главе с Председателем Правительства РФ В. Черномырдиным. Целью образования блока было создание крупной центристской политической силы, которая могла быть противовесом набирающим силу коммунистам. Выборы в Госдуму 1995 г. привели в парламент меньшее количество партий, чем выборы 1993 г. Только четыре партии (блоков) — вдвое меньше, чем в1993 г. — сумели преодолеет 5%-ный барьер в 1995 г. Это: ü ЛДПР; ü КПРФ; ü НДР; ü " Яблоко". Новым председателем Госдумы стал представитель КПРФ Г. Селезнев. Парламент стал более структурирован: ü проправительственные силы (НДР и ЛДПР); ü либерально-коммунистическая оппозиция (КПРФ и " Яблоко"). С 1995 г. по-новому стал формироваться Совет Федерации — членами Совета Федерации стали становиться по должности избираемые народом губернаторы (главы администраций) субъектов РФ и главы представительных (законодательных) органов субъектов РФ. Новым Председателем Совета Федерации в 1996 г. стал губернатор Орловской области Е. Строев.
|