Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Следующим крупным шагом политического процесса стали предусмотренные Конституцией 1993 г. всенародные выборы Президента РФ, состоявшиеся в 1996 г.






Особенности данных выборов:

ü значительная консолидация оппозиции (НПСР — Народно-патриотического союза, основу которого составляла КПРФ);

ü выдвижение оппозицией единого кандидата — Г. Зюганова;

ü низкий рейтинг (около 6%) действующего Президента РФ Б.Н. Ельцина на начальном этапе кампании;

ü информационная война между основными кандидатами, использование предвыборных технологий, социальных и по­пулистских лозунгов, в том числе сугубо российских (" За­конность. Зарплата. Забота"), и т. д.;

ü нагнетание СМИ страха перед коммунистами и внушение идеи, что Б. Ельцин — единственная альтернатива ком­мунистам.

По результатам первого тура выборов, состоявшегося 16 июня 1996 г.:

ü Б.Ельцин набрал около 35% голосов;

ü Г. Зюганов — около 32%;

ü А. Лебедь — около 15% (последнее стало открытием выборов).

Остальные кандидаты, среди которых В. Жириновский, Г. Явлинский, М. Горбачев, С. Федоров и др., набрали зна­чительно меньше голосов.

Во втором туре, состоявшемся 3 июля 1996 г., за Б. Ельцина проголосовало около 53% избирателей, за Г. Зюга­новаоколо 40%.

Таким образом, Президент РФ Б.Н. Ельцин был переиз­бран на второй, 4-летний срок. В то же время выборы пока­зали, что около половины населения сделало выбор в пользу оппозиции.

5. Формирование новых органов власти вРоссии происходи­ло не только на уровне федерации, но и в субъектах федера­ции. В 1990-е гг. наряду с парламентскими и президентскими выборами в большинстве субъектов федерации состоялись прямые выборы глав администраций (губернаторов) субъектов. В результате данных выборов деятельность ряда глав адми­нистраций получила высокую оценку жителей регионов. Так, убедительные победы одержали Ю. Лужков, который в1996 г. был переизбран мэром Москвы; Б. Немцов, переизбранный в 1995 г. губернатором Нижегородской области.

Прямые выборы губернаторов (глав субъектов) в 1990-е гг. открыли путь в политику многим ярким личностям, которые стали популярными лидерами своих регионов. Так, губерна­торами субъектов были избраны:

ü А. Руцкой — Курской области (1996 г.);

ü В. Стародубцев — Тульской области (1997 г.);

ü К. Илюмжинов — Республики Калмыкия (1993, 1995, 2002 гг.);

ü Р. Аушев — Республики Ингушетия (1993, 1998 гг.);

ü А. Тулеев — Кемеровской области (1997, 2001 гг.);

ü А. Лебедь — Красноярского края (1998 г.);

ü Б. Громов — Московской области (2000 г.).

6. Выборы в Государственную Думу 1999 г. проходили вусловиях сложившейся многопартийности и профессионали­зации парламентской деятельности.

Как и на выборах 1995 г., в 1999 г. основная борьба про­ходила между КПРФ и проправительственным блоком " Един­ство" ('Медведь"). Объединение " Единство" (" Медведь") было сформировано преимущественно из сторонников политики нового Председателя Правительства В.В. Путина и заняло политическую нишу, ранее занимаемую НДР. Главными отличиями " Единства" от НДР были:

ü более молодой состав участников;

ü отсутствие большого количества " профессиональных" по­литиков;

ü стремление избавиться от бюрократического имиджа, став­ка на " людей дела" — спасателей, спортсменов, людей, не входящих в истеблишмент — незаангажированность;

ü ориентированность на средний класс;

ü прагматизм;

ü государственная идеология.

Впервые в новейшей истории России модернизирован­ная " партия власти" получила примерно одинаковый резуль­тат с КПРФ — около 20%, что было расценено как успех.

Также выборы 1999 г. показали, что сложился круг посто­янных " парламентских" партий с устойчивым электоратом:

ü КПРФ;

ü Блок Жириновского (ЛДПР);

ü " Яблоко" Явлинского.

Данные партии (блоки), в отличие от множества других, вновь преодолели 5%-ный барьер и сохранили парламент­ский статус на протяжении 10 лет — с 1993 г., став привыч­ной частью российского парламентаризма.

Новшеством выборов 1999 г. стал приход в парламент двух новых политических сил:

ü Блока " Отечество — Вся Россия", возглавляемого Ю.М. Луж­ковым и М. Шаймиевым и считавшегося блоком реги­ональных лидеров;

ü Союза правых сил (СПС), костяк которого составили так называемые " молодые реформаторы" — Б. Немцов, А. Чу­байс, И. Хакамада и др.

7. Несмотря на то, что Государственная Дума Конституци­ей 1993 г. лишена контроля за деятельностью Президента и Правительства РФ, Дума проводила активную законодатель­ную деятельность:

ü за 10 лет новым парламентом почти полностью было об­новлено законодательство России;

ü практически во всех отраслях права приняты новые кодек­сы, принципиально отличающиеся от кодексов совет­ской эпохи, среди которых Гражданский кодекс 1994 — 2001 гг., Уголовный кодекс 1996 г., Семейный кодекс 1995 г., Трудовой кодекс 2001 г. и др.;

ü приняты законы в самых разных сферах жизни;

ü в то же время основы конституционного строя остались незыблемыми — за 10 лет в Конституцию 1993 г. не было внесено ни единой существенной поправки.

Таким образом, после принятия Конституции РФ 1993 г. в 1994 — 1999 гг.:

ü произошло становление новых политических институтов;

ü сформировалась президентская республика;

ü произошло становление парламентаризма;

ü проведены выборы на всех уровнях;

ü структурировались основные политические силы;

ü было полностью обновлено законодательство;

ü политическая жизнь введена в четкие правовые рамки.

Экономическое развитие России в 1994 — 1999 гг.

1. Главными направлениями экономического развития России в 1994 — 1999 гг. были:

ü закрепление результатов радикальной экономической ре­формы;

ü дальнейшее развитие рыночной экономики, основы которой были заложены в 1991 — 1994 гг.;

ü интеграция России в международную экономическую сис­тему.

В экономическом развитии России середины и конца 1990-х гг. можно выделить два больших периода:

ü деятельности правительства B.C. Черномырдина в 1994 — 1998 гг.;

ü деятельности правительств конца 90-х гг.

2. Правительство B.C. Черномырдина, утвержденное съез­дом народных депутатов РФ 14 декабря 1992 г., в различных составах работало более 5 лет — до марта 1998 г. На период работы данного правительства пришелся самый трудный этап реформ. Основными достижениями правительства В.С. Черномырдина были:

ü относительная стабилизация экономики;

ü преодоление гиперинфляции;

ü укрепление рубля как платежного средства;

ü проведение основного этапа приватизации;

ü рост заработной платы населения;

ü пополнение (почти " с нуля") золотовалютных резервов;

ü установление и развитие отношений с международными финансовыми институтами.

В то же время правительство В.С. Черномырдина не смогло решить всех проблем, стоящих перед страной:

ü произошло резкое падение производства (почти в 2 раза);

ü были допущены ошибки в проведении приватизации;

ü финансовая система, несмотря на частичное оздоровле­ние, периодически была подвержена кризисам (например " черный вторник" 11 октября 1994 г., во время которого произошло значительное падение курса рубля);

ü периодически не выплачивалась зарплата, в том числе це­лым отраслям — шахтерам, учителям и т. д., что приводи­ло к массовым антиправительственным выступлениям;

ü по стране росло большое количество " финансовых пирамид", мошеннических структур, которые выманивали деньги из населения и изначально не могли выполнить свои обяза­тельства перед вкладчиками — " МММ", " Властилина" и др.;

ü Россия попадала во все большую зависимость от западных кредиторов.

3. 23 марта 1998 г. правительство В. Черномырдина после более чем 5 лет работы было смещено. Это послужило нача­лом так называемой " правительственной чехарды", когда за 2 года в России сменилось четыре правительства:

ü апрель — август 1998 г. — С. Кириенко;

ü сентябрь 1998 г. — май 1999 г. — Е. Примакова;

ü май — август 1999 г. — С. Степашина;

ü август 1999 г. — март 2000 г. — В. Путина.

Сместив B.C. Черномырдина с поста Председателя Пра­вительства РФ, Президент Б.Н. Ельцин кардинально поменял состав правительства:

ü основу правительства, сформированного в апреле — мае 1998 г., вновь составили " молодые реформаторы" — Б. Немцов, А. Чубайс, С. Кириенко (данная команда начала работать в правительстве еще при премьерстве B.C. Чер­номырдина — с марта 1997 г.);

ü в результате сильного давления Президента на парламент и угрозы его роспуска (что было возможно по Конститу­ции 1993 г.) новым председателем правительства был ут­вержден 37-летний Сергей Владиленович Кириенко, до этого работавший в правительстве 3 месяца и неизвест­ный широкой общественности;

ü правительство начало действовать жесткими монетари­стскими методами и по стилю руководства было близко к правительству Гайдара 1992 г.

Через 3 месяца деятельности правительства С. Кириенко в России произошел самый крупный в новейшей истории обвал рубля:

ü государство не смогло больше обеспечивать фиксированный курс рубля к доллару 6: 1 и прекратило выпуск ГКО — госу­дарственных казначейских обязательств;

ü кредиты международных организаций были использова­ны без учета возможных потрясений и государство оказа­лось без запасов;

ü новый стабилизационный кредит не был получен;

ü в экономике использовалось большое количество ничем не обеспеченных ценных бумаг;

ü экономика была долларизирована — доллар США стал фактической валютой, значительные долларовые запасы находились на руках у населения;

ü произошел банковский кризис (банки не смогли в конце июля — начале августа 1998 г. одновременно выполнить свои обязательства перед всеми клиентами, в том числе по обмену валюты).

В результате совокупности вышеуказанных обстоятельств, а также непрофессиональных шагов правительства (которое не прислушивалось к прогнозу специалистов, игнорировало схожие явления в Юго-Восточной Азии и не принимало за­благовременных мер), в течение нескольких дней августа 1998 г. произошло падение рубля по отношению к доллару в 4 раза от 1: 6 к 1: 24.

Это имело катастрофические послед­ствия для экономики:

ü рубль вновь перестал быть надежным платежным средст­вом;

ü были парализованы хозяйственные отношения в стране;

ü приостановились инвестиции;

ü нарушилась нормальная работа банков;

ü разорилось множество предприятий и финансовых структур;

ü началась паника.

23 августа 1998 г. правительство С. Кириенко было от­правлено в отставку. Разразился правительственный кризис.

4. После двукратного отклонения Госдумой кандидатуры B.C. Черномырдина, предложенного Б.Н. Ельциным, начались поиски компромиссного кандидата на пост Председателя Правительства. Таким кандидатом стал Е.М. Примаков, предложенный фракцией " Яблоко".

Евгений Максимович Примаков, бывший глава службы внешней разведки РФ и министр иностранных дел в 1996 — 1998 гг., устраивал как Президента РФ, так и коммунистов, и 11 сентября 1998 г. был утвержден Госдумой в качестве Председателя Правительства РФ.

Характерными чертами правительства Е.М. Примакова были:

ü устранение из правительства команды " молодых реформато­ров";

ü опора на старые кадры, сформировавшиеся в советскую эру;

ü выдвижение на ключевые посты вице-премьеров — став­ленников коммунистов — И. Аксененко и Ю. Маслюкова;

ü сотрудничество как с президентским лагерем, так и с коммунистами.

Правительство Е.М. Примакова работало 8 месяцев — до мая 1999 г. За это время правительству удалось:

ü стабилизировать ситуацию после финансового кризиса;

ü остановить дальнейшее падение рубля;

ü вернуть часть инвесторов на рынок;

ü поднять престиж России в мире в силу принципиальной позиции по югославской проблеме.

Несмотря на частичные успехи и публичное обещание 2 года не менять правительство, а также дать Е.М. Примакову доработать до 2000 г. — окончания президентских полномо­чий Б.Н. Ельцина, 12 мая 1999 г. правительство Е.М. Примако­ва было отправлено в отставку по политическим соображениям:

ü правительство было близко к коммунистам, во многом проводило их политику;

ü правительство не заняло четкой пропрезидентской позиции по вопросу импичмента, инициированного в Госдуме коммунистами;

ü началось сближение Е. Примакова с рядом губернаторов, находившихся в оппозиции к Б. Ельцину;

ü E. Примаков имел в тот момент самый высокий рейтинг как следующий кандидат в президенты, что было на руку коммунистам и устраивало не всех в окружении Б. Ель­цина.

Новым Председателем Правительства был утвержден 46-летний петербуржец Сергей Вадимович Степашин, выходец из органов госбезопасности, ранее возглавлявший ФСБ и Министерство юстиции.

Правительство С. Степашина работало 3 месяца — с мая по август 1999 г.

В августе 1999 г. правительство С. Степашина также бы­ло отправлено в отставку по политическим соображениям:

ü резко обострилась ситуация на Северном Кавказе;

ü С. Степашин ранее проявлял мягкость к боевикам;

ü Б.Н. Ельцин определился по кандидатуре В.В. Путина в качестве своего преемника на посту Президента РФ.

Августа 1999 г., ровно за год до окончания своих пре­зидентских полномочий по Конституции, Б.Н. Ельцин объя­вил о своем желании видеть своим преемником на посту Пре­зидента РФ В.В. Путина. Кандидатура В.В. Путина была выдвинута на должность Председателя Правительства РФ. 16 августа 1999 г. В.В. Путин был утвержден Госдумой но­вым Председателем Правительства РФ.

Несмотря на все трудности, переживаемые обществом, в 1994 — 1999 гг. произошла стабилизация экономического положения России и наметились первые признаки экономи­ческого роста. В 1997 г. Россия была официально принята в число самых экономически развитых стран мира и стала на­ряду с США, Великобританией, Францией, Германией, Японией, Италией и Канадой полноправным членом " боль­шой семерки", которая благодаря России трансформирова­лась в " большую восьмерку".

Россия и чеченский конфликт.

1. На протяжении почти всех 1990-х гг. взаимоотношения федерального центра и Чечни складывались непросто и не укладывались в привычную схему отношений центра и ре­гионов. Чеченский конфликт более десятилетия стал факто­ром, существенно влияющим на внутреннюю и внешнюю политику России.

Конфликт федерального центра и Чечни в своем развитии прошел следующие основные этапы:

ü 1991 — 1994 гг.приход к власти и становление в Чечне Сепаратистского и националистического правительства Д. Дудаева;

ü 1994 — 1996 гг.военные действия между федеральным центром и самопровозглашенным чеченским государст­вом (первая чеченская война);

ü 1996 — 1999 гг.период хрупкого мира, фактической не­зависимости Чечни;

ü 1999 — 2003 гг.контртеррористическая операция (вто­рая чеченская война), попытка стабилизировать ситуа­цию в республике.

2. Конфликт России и Чечни имел многовековые корни (со времен набегов чеченцев на южнорусские земли и завоева­ния Чечни русской армией в XIX в.). Данный конфликт был усугублен депортацией всех чеченцев из Чечни в Казахстан, осуществленной сталинским режимом в 1944 г. (по офици­альной версии за переход значительной части населения республики на сторону гитлеровской Германии в 1942 г.). Современный конфликт федерального центра и Чечни на­чался в 1991 г.

До 1991 г. Чечня (Чечено-Ингушская АССР) являлась одним из самых сложных регионов России в силу:

ü тяжелого экономического положения — значительная часть жителей Чечни, в том числе молодежи, не имела работы;

ü тяжелого исторического наследия;

ü особой организации жизни и менталитета чеченского об­щества — даже в годы советской власти большая часть чеченцев не признавала советских законов и жила по своим собственным обычаям.

3. В 1990 г. в Чечне был создан Объединенный комитет чеченского народа (ОКЧН) националистическая политиче­ская сила, видевшая себя альтернативой непопулярным в республике партийным органам. Для руководства конгрессом из Эстонии был приглашен первый советский генерал, чече­нец по национальности, Джохар Дудаев. ОКЧН, Д. Дудаев иего соратники быстро завоевывали авторитет в республике.

Через 2 недели после августовского путча, 6 сентября 1991 г., воспользовавшись резким падением авторитета партийных органов, поддержавших ГКЧП, и волной " парада суверенитетов", ОКЧН во главе с Д. Дудаевым сверг власть партийной номенклатуры Чечено-Ингушетии (во главе с Д. Завгаевым) и захватил власть в республике (впоследствии этот день был объявлен Днем независимости):

ü Д. Дудаев был самопровозглашен главой Чечни;

ü партийные и советские органы в республике были ликвиди­рованы;

ü началось создание национальных чеченских органов власти;

ü 27 октября 1991 г. прошли назначенные правительством Дудаева выборы президента Чечни, на которых победу одержал Д. Дудаев.

Первоначально федеральный центр, занятый своими проблемами, мало обращал на Чечню внимания — российской армией были оставлены военные склады, центр почти не вме­шивался в дела Чечни. В марте 1992 г. в Чечне была принята Конституция, провозглашавшая республику независимым госу­дарством, Чечня не подписала федеративный договор и фак­тически в 1991 — 1994 гг. находилась вне правового и полити­ческого поля РФ. За это время в республике появилось мно­жество независимых боевиков, совершавших террористические акты, угонявшие самолеты, вертолеты, автобусы с требовани­ем выкупа, похищения людей. Данные силы не подчинялись ни российским органам власти, ни правительству Д. Дудаева.

В 1994 г. федеральным центром предпринимались по­пытки восстановить российское правовое поле в Чечне, свергнув Д. Дудаева руками самих чеченцев. Однако эти попытки потерпели провал, самый громкий — неудачный штурм Грозного 26 ноября 1994 г. силами " чеченской оппози­ции" при тайном участии российских танкистов. Данное вооруженное выступление было подавлено армией Д. Дудае­ва — начался открытый конфликт Чечни и центра. 4. 11 декабря 1994 г. федеральные войска были введены на территорию Чечни и началась 1-я чеченская война, про­должавшаяся более 1, 5 лет.

Основными этапами и событиями данной войны были:

ü 11 — 31 декабря 1994 г. — наступление федеральных войск вглубь Чечни на Грозный, ожесточенные боевые действия на подступах к Грозному;

ü 1 — 22 января 1995 г. — штурм Грозного, большие потери со стороны федеральных войск;

ü январь—июнь 1995 г. — наступление федеральных войск на юг Чечни, взятие Шали и Шатоя — опорных центров бое­виков на юге;

ü 15 — 21 июня 1995 г. — захват группой Ш. Басаева боль­ницы в г. Буденновске Ставропольского края, переговоры В. Черномырдина и Ш. Басаева, удовлетворение требо­ваний Басаева, возвращение террористической группы в Чечню;

ü июнь — декабрь 1995 г. — снижение боевых действий, пе­реговоры с боевиками, назначение Д. Завгаева главой рес­публики;

ü 17 декабря 1995 г. — проведение федеральным центром выборов главы республики, избрание на эту должность Д. Завгаева;

ü январь 1996 г. — резкая активизация деятельности дуда­евских формирований;

ü 9—18 января 1996 г. — рейд террористической группы С. Радуева на Кизляр (Дагестан). Захват больницы с залож­никами, возвращение группы в Чечню, многодневная оборона боевиками с. Первомайское на границе Чечни и Дагестана;

ü январь — май 1996 г. — эскалация боевых действий в Чечне, повторное наступление федеральных войск от Гроз­ного на юг республики, повторный штурм населенных пунктов;

ü апрель — май 1996 г. — максимальный накал боевых дейст­вий в Чечне — многодневный штурм высокогорного села Бамут, расстрел группой Хаттаба российской колонны в ущелье Яррыш-Марды, ожесточенные боевые действия в горах; длительная осада сел Комсомольское, Гойское, Са­машки, других населенных пунктов; боевые действия с отрядами А. Масхадова и Р. Гелаева;

ü 21 апреля 1996 г. — гибель Д. Дудаева в селе Гехи-Чу, вступле­ние в должность президента Чеченской Республики Ичке­рия вице-президента Зелимхана Яндарбиева;

ü 6 августа 1996 г. — захват боевиками Грозного (столицы Чечни) при пособничестве местного населения;

ü август 1996 г. — безуспешные попытки федеральных войск штурма Грозного, переезд в Грозный лидеров боевиков.

В конце августа 1996 г., несмотря на успехи федеральных войск весной, большая часть территории республики, вклю­чая столицу Грозный, вновь перешла под контроль боеви­ков. Федеральный центр стоял перед выбором — или прово­дить новый штурм Грозного и начинать тотальную войну как против боевиков, так и против поддерживающего их мирно­го населения, или начать переговоры.

5. В конце августа 1996 г. в Хасавюрте (Дагестан) прошли переговоры между новым Секретарем Совета безопасности России А. Лебедем и начальником штаба чеченского сопро­тивления А. Масхадовым. По результатам переговоров 31 августа 1996 г. были подписаны Хасавюртовские соглашения. Согласно Хасавюртовским соглашениям:

ü боевые действия между федеральными войсками и чечен­скими ополченцами прекращались с 1 сентября 1996 г.;

ü федеральные войска полностью выводились из Чечни до января 1997 г.;

ü в январе 1997 г. в Чечне должны были пройти выборы, после чего власть переходила к выборным органам;

ü решение вопроса о статусе Чечни откладывалось на 5 лет — до 2001 г.

После вывода федеральных войск, 27 января 1997 г., в Чечне состоялись выборы президента и иных органов власти. Выборы проходили на основе " дудаевской" Конституции Че­ченской Республики Ичкерия 1992 г. По результатам выбо­ров новым президентом Чечни был избран А. Масхадов (он получил около 60% голосов), второе место занял Ш. Басаев (около 20% голосов), третье — З. Яндарбиев (около 10%).

12 мая 1997 г. в Кремле Б. Ельцин и А. Масхадов подпи­сали мирный договор между Россией и Чечней.

В 1997 — 1999 гг. Чечня фактически развивалась как неза­висимое государство — на территории Чечни по-прежнему не действовали российские законы и российские органы власти.

Однако данный период в Чечне не был стабильным:

ü А. Масхадов постепенно утрачивал контроль над республикой;

ü другие чеченские лидеры — Ш. Басаев, Р. Гелаев, С. Раду­ев, А. Бараев, Хаттаб, и их вооруженные структуры стали фактически бесконтрольны правительству А. Масхадова и проводили собственную политику;

ü в Чечне отсутствовало нормальное экономическое разви­тие, не выплачивались пенсии и другие социальные вы­платы;

ü республику захлестнула волна преступности и похищения людей, в том числе иностранных специалистов, с целью выкупа, в то время как правительство А. Масхадова было бессильно противостоять этому.

Все указанные факторы приводили к разочарованию ос­новной массы населения в руководстве А. Масхадова и его ок­ружения, снижению значимости идеи независимости. Неза­висимость стала отождествляться с бедностью и беззакони­ем, неспособностью властей выполнить обещания, которые давались после войны.

6. Наряду с этим на территории Чечни продолжалась терро­ристическая деятельность:

ü создавались лагеря подготовки террористов;

ü приглашались иностранные (в основном арабские наем­ники);

ü некоторые лидеры боевиков, например С. Радуев, в от­крытую брали на себя ответственность за различные те­ракты на территории России;

ü в августе 1999 г. вооруженные отряды Ш. Басаева и Хаттаба совершили вторжение на территорию соседнего Дагестана, откуда были выбиты российскими войсками;

ü в сентябре 1999 г. в Москве и Дагестане прошла серия взрывов жилых домов, к которым имели отношение че­ченские террористы.

7. Новое Правительство России во главе с В.В. Путиным заняло принципиальную позицию по отношению к чечен­ским террористам.

С 1 октября 1999 г. началась контртеррористическая операция на территории Чечни (по сути — 2-я чеченская война).

Вторая военная кампания, начатая в 1999 г., имела ряд отличий от первой (1994 — 1996):

ü больший профессионализм при планировании и ведении боевых действий;

ü более широкое использование разведки, авиации и артил­лерии;

ü стремление привлечь на свою сторону некоторых боевиков (например братьев Ямадаевых, контролировавших Гудермес);

ü стремление нанести минимум вреда мирным жителям;

ü предпочтение спецопераций полномасштабным боевым действиям.

Военная операция, начатая в 1999 г., проходила в два этапа:

ü 1999 — 2000 гг. — активные боевые действия, штурм Грозного, слом организованного сопротивления боевиков;

ü 2000 2003 гг. — спецоперации (например, разгром отря­да Р., Гелаева (2001 г.); задержание и предание суду С. Ра­дуева и Т. Атгериева (2000 г.) — оба скончались в заклю­чении в 2002 г.; отравление Хаттаба (2002 г.); ликвидация А. Бараева и его вооруженного формирования (2001 г.); ликвидация М. Бараева и его террористической группы (2002 г.); разгром группы Абу-Валида (2003 г.).

Одновременно с военными федеральным центром пред­приняты социально-экономические и политические меры:

ü восстановлена социальная инфраструктура (школы, боль­ницы; выплата зарплат бюджетникам, пенсий);

ü сформированы новые органы власти — в рамках правово­го поля РФ главой администрации республики назначен А. Кадыров ( бывший муфтий Чечни);

ü восстановлены правоохранительные органы.

8. 23 марта 2003 г. был проведен республиканский рефе­рендум по проекту новой Конституции Чечни, на котором новая Конституция была принята голосами более 90% изби­рателей. Конституция Чеченской Республики 2003 г.:

ü объявляет Чечню частью РФ;

ü закрепляет основополагающие права и свободы человека, в том числе запрет рабства и похищения людей;

ü устанавливает президентскую форму правления и преду­сматривает двухпалатный парламент.

5 октября 2003 г. состоялись выборы президента Чечен­ской республики. Президентом Чеченской Республики (на основе новой Конституции ЧР от 23 марта 2003 г.) был из­бран Ахмат Кадыров, возглавлявший республику в 2000 — 2003 гг. на основе указа Президента РФ.

В настоящее время процесс нормализации жизни в рес­публике продолжается. В то же время республика пока дале­ка от окончательного мира.

Россия в XXI в. (2000 — 2004)

1. Несмотря на календарное начало XXI в. в 2001 г., поли­тический XXI в. в России начался годом раньше — 31 декаб­ря 1999 г. В этот день:

ü действующий Президент РФ Б.Н. Ельцин досрочно (на полгода раньше) ушел со своего поста;

ü согласно Конституции исполняющим обязанности Президен­та РФ стал В.В. ПутинПредседатель Правительства РФ;

ü на 26 марта 2000 г. были назначены досрочные выборы Президента РФ.

Досрочная отставка Президента РФ Б.Н. Ельцина была предопределена следующими причинами:

ü данный шаг повышал шансы обеспечения преемственно­сти власти;

ü на пике популярности, в том числе и в силу принципи­альной позиции в отношении чеченских террористов, был В.В. Путин;

ü успешно складывалась контртеррористическая операция в Чечне;

ü сдвигались сроки выборов — и соперникам оставалось меньше времени на подготовку.

На состоявшихся 26 марта 2000 г. досрочных выборах Президентом РФ в первом же туре был избран В.В. Путин, получивший около 52% голосов. Второе место занял лидер коммунистов Г. Зюганов — более 20% голосов.

Новым Председателем Правительства РФ в мае 2000 г. был назначен М.М. Касьянов. Ряд ключевых членов команды Б.Н. Ельцина — министр иностранных дел РФ И. Иванов, В. Рушайло и др. — сохранили свои посты и остались в ко­манде В.В. Путина.

2. Владимир Владимирович Путин родился 7 октября 1952 г., юрист по образованию, 16лет (1975 — 1991)работал в сис­теме КГБ СССР. В 1991 — 1996 гг. — заместитель мэра г. Санкт-Петербург, в 1998 — 1999 гг. — Директор ФСБ РФ, одновременно — Секретарь Совета безопасности РФ. С авгу­ста 1999 г. — Председатель Правительства РФ, с 7 мая 2000 г. — Президент РФ.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.034 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал