Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные темы русской философии






Русскую философию отличает особая глубина, самобытность и своеобразный круг исследуемых проблем. Для русского стиля философствования характерны: идейная связь с православным богословием и литературой; утверждение реальности как динамического единства Бога, человека и космоса; признание того, что интуитивное познание стоит выше рационального, интеллектуального; гуманистический характер философии. Основные черты русской философии: 1) интуитивизм, 2) космизм, 3) персонализм.

Русская философия начинается с деятельности и творчества Симеона Полоцкого (1629-1680) и Феофана Прокоповича (1681– 1736)

Самые важные идейно-философские течения русской мысли:

просветительский гуманизм XVIII века (Александр Николаевич Радищев Григорий Саввич Сковорода, Михаил Васильевич Ломоносов),

спор западников (Петр Яковлевич Чаадаев (1792 – 1856), Александр Иванович Герцен, Виссарион Григорьевич Белинский, Тимофей Николаевич. Грановский) и славянофилов (Александр Степанович Хомяков Иван Васильевич Киреевский,),

философия всеединства (Владимир Сергеевич Соловьев)

русский экзистенциализм (Николай Александрович Бердяев и Лев Исаакович Шестов),

философия русского космизма – естественнонаучное направление (Владимир Иванович Вернандский, Александр Леонидович Чижевский Константин Эдуардович Циолковский),

религиозное крыло русского космизма (Николай Федорович Федоров),

евразийство как идейное течение в русской эмиграции (Николай Сергевич Трубецкой, Лев Платонович Карсавин, Владимир Иванович Вернандский).

Одно из центральных мест в русской философии всегда занимала проблема выбора пути России, со временем оформившаяся в виде так называемой «русской идеи». Уже начиная с П. Я. Чаадаева русская философия изначально заявляет о себе как философия истории с центральной проблемой «Россия и Запад». Каков путь России и русского народа в мире, тот ли, что и путь народов Запада, или это совершенно особый путь? Русская судьба представляется уже у Чаадаева трагической и мучительной, заблудившейся на исторических дорогах.

Большое внимание этой проблеме уделяли славянофилы, считавшие, что основу исторического бытия России составляют православие и общинный образ жизни, а русский народ по своему менталитету принципиально отличается от народов Запада. Славянофилы критиковали крепостничество и в то же время негативно оценивали последствия развития капитализма на Западе.

Противоположной точки зрения придерживались западники, с иных позиций подходившие к осмыслению исторических судеб России, ее места и роли во всемирной истории и культуре. Западники полагали, что России, отставшей от мировой цивилизации, предстоит освоить западные ценности и осуществить социально-экономические реформы по западному образцу.

Отличительная особенность классической русской философии – принципиальная ориентация на проблемы этико-антропологической направленности. Эта черта получила яркое воплощение в «философии положительного всеединства» В. С. Соловьева, создавшего модель исторического процесса, как закономерного движения человеческого общества к состоянию внутренней целостности и единства с природой. Основной принцип всеединства: «Все едино в Боге». Всеединство – это единство творца и творения. Бог по Соловьеву – «космический разум». Всеединство (целостность) мира обусловлено тем, что все предметы и явления не существуют отдельно друг от друга. Каждый из них и вся наша вселенная представляет собой единое связное целое взаимопроникающих и взаимодействующих сторон.

Оригинальный характер русской философии проявился в так называемом «русском космизме». Человек в русском космизме наделялся особым статусом, приобретал особые полномочия. Он представлялся «устроителем и организатором Вселенной». Основными направлениями русского космизма следует считать естественно-научное и религиозно-философское.

К естественно-научному направлению обычно относят взгляды Циолковского, Вернандского, Чижевского. Общей для них является идея о том, что естественные предложения природы недостаточны для жизни человечества и следует создавать новую природу на основе науки. Этот процесс создания нового качества носит глобальный эволюционный характер. Человечество становится мощной геологической силой, оно перестраивает биосферу и приближается к своему новому состоянию – ноосфере. В ноосфере (сфере разума) природные и социальные законы составляют нераз орывное единство, и космическое единство становится новым типом целостности.

Религиозное крыло русского космизма связано с идеей единства духовного, космического и человеческого. Основанием для таких взглядов явились две идеи – эволюционная и богословская, взятые в соединении Одним из вариантов религиозного космизма можно считать философские взгляды В. С. Соловьева. Другим вариантом религиозного космизма является утопическая философия «общего дела» Н. Ф. Федорова. В ней идет речь об управлении природой, выходе за пределы Земли и овладении космосом.

Начиная с 20-х и вплоть до 90-х гг. XX в. в СССР русская философия развивалась в русле марксистских идей. Но даже в условиях тяжелого идеологического пресса в России творили, работали выдающиеся философы, труды которых со временем получили мировую известность – Алексей Федорович Лосев. Михаил Михайлович Бахтин, Густав Густавович Шпет, Л. С. Выготский.

В то же время в российской эмиграции возникло особое философское направление, получившее название «философии русского зарубежья», представителями которого был внесен существенный вклад в развитие мировой философской мысли. Это Николай Онуфриевич Лосский, Сергей Николаевич Булгаков, Николай Александрович Бердяев, Семен Людвигович Франк, Лев Исаакович Шестов, Питирим Александрович Сорокин, Иван Александрович Ильин, Дмитрий Сергеевич Мережковский. Труды русских авторов оказали сильное влияние на формирование современных западноевропейских традиций, в частности французского экзистенциализма.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал