![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Онтология как философское учение о бытии.
Раздел философского знания аккумулирующий в себе учение о бытии называется онтологией. Онтология (гр. сущее + учение) – учение о бытии всего сущего, о его сущности и всеобщих принципах организации. К числу основных проявлений бытия относятся природная, социальная и духовная реальности. Через всю историю философии красной нитью проходит мысль о том, что вопрос «Что есть бытие?» составляет подлинную и единственную тему философии. Проблема бытия по-разному трактуется в философских концепциях монизма, дуализма и плюрализма. Монистическая традиция утверждает единственное начало бытия – материальное или идеальное. Дуалистическая позиция связана с признанием равноправного существования двух начал: материального и духовного. В плюралистическом подходе признается существование множества независимых друг от друга и несводимых друг к другу начал или видов бытия. Центральными философскими категориями в онтологии являются понятия бытия и небытия. Понятие бытие фиксирует все то, что есть, что существует – независимо от того, каково это существующее по своей природе: материальное или духовное, действительное или возможное, необходимое или случайное. Философская категория «бытие» отражает «существование как таковое» безотносительно к его конкретному носителю. Категория небытия обозначает свойство вещей и явлений не существовать, отсутствовать, быть нереальными. Наряду с понятием «бытие» в понятийный аппарат онтологии входит ряд других категорий: «материя», «движение», «развитие», «пространство», «время», и т.д. Классическое понимание бытия как некоего всеобщего основания всех реальных вещей, возникает в античной философии. Основания вещей в своем конкретном существовании опираются на что-то существенное и единое для всех них, которое – в отличие от каждой вещи – есть вечное, неподвижное и неизменное. Мы имеем здесь дело с субстанциональным пониманием бытия (от лат субстанция – сущность, то, что лежит в основе). Под субстанцией понималось то, что существует в себе самом и благодаря самому себе, а не в другом и не благодаря другому. В роли же такой субстанции (т.е. основы и первопричины всего сущего) выступают в различных философских течениях как духовные, так и материальные сущности. Духовным, т. е. идеальным основанием всего сущего могут быть: а) Бог – единственное подлинное и несотворенное бытие, создающее весь остальной мир. б) числа, которые есть не что иное, как сущности и причины вещей. в) идеи (Платон и платоники) – некие общие понятия, представления о вещах, выступающие источником и образцом для бытия вещей. Они существуют как особые бестелесные сущности и составляют царство идей. г) форма (Аристотель) – «первая сущность» вещей, их вечное и неизменное первоначало. Именно форма придает конкретность бытию. д) монады (от греч. единица) – своеобразные «живые точки», бесконечно малые духовные сущности, которые были предложены Д. Бруно, Г. Лейбницем и др. для объяснения многообразия бытия. Все эти схемы объединяет одна идея – духовная природа бытия.
|