Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 6. Рынок и рыночная система






Программная аннотация:

1. Рынок как форма организации общественного производства.

2. Субъекты и объекты рынка. Виды рынков.

3. Инфраструктура рынка.

4. Механизм функционирования рынка.

5. Конкуренция и модели рынков.

 

Рынок является результатом естественно - исторического процесса развития товарного производства, обусловленного общественным разделением труда и обособлением субъектов хозяйствования.

Сначала рынком называли место, где люди обменивались товарами и услугами. По мере развития товарного производства развивается и усложняется как сам рынок, так и его понятие экономистами.

Возможно изучение рынка с разных сторон.

С точки зрения купли – продажи рынок рассматривается как сфера взаимодействия спроса и предложения, производителя и потребителя.

С точки зрения организации экономики рынок называют общественной формой функционирования экономики.

С позиции участников рынка его определяют как форму общественной связи между хозяйствующими субъектами.

Обобщив можно дать следующее определение рынка.

Рынок - это система организационно-экономических отношений осуществляющихся через покупку-продажу во всех звеньях воспроизводства: в сфере производства, распределения, обмена и потребления.

И рынок и рыночная экономика имеют определенные признаки, к которым относятся:

1. свобода хозяйствующих субъектов в выборе сферы деятельности, рода занятий, формы дохода;

2. равноправие субъектов рынка, которое обеспечивается действующим законодательством;

3. рыночное ценообразование;

4. рыночное саморегулирование экономики (этот признак имеет место в рынке свободной конкуренции, в смешанной экономике рыночное саморегулирование дополняется государственным регулированием);

5. принцип договорных отношений, т.е. основа хозяйствования – договор, заключаемый между субъектами хозяйствования;

6. характерной особенностью сегодняшнего рынка является то, что это рынок покупателя, т.е. рынок, на котором предложение превышает спрос.

Сущность рынка проявляется в его функциях:

- регулирующая (под воздействием ценовых сигналов производители и потребители постоянно изменяют предложение и спрос в сторону их увеличения или уменьшения, в результате чего в экономике устанавливаются более или менее оптимальные пропорции);

- посредническая (рынок помогает производителям и потребителям найти друг друга и осуществить покупки и продажи с точки зрения их оптимального объема, оптимальной цены, форм расчетов, удовлетворяющих и покупателя и продавца, способов доставки продукции, предоставлением послепродажных услуг);

- ценообразующая (рынок признает не индивидуальные затраты на производство даже однородной продукции, а только общественно необходимые затраты, т.е. затраты большинство производителей данного вида продукции или производителей, производящих основную массу данной продукции. Другими словами, рынок постоянно осуществляет сведение (редукцию) индивидуальных затрат к общественно необходимым, рыночным);

- информационная (рынок доводит информацию производителям и потребителям об изменении цен на товары и услуги, ставок ссудных процентов, дивиденды на акции и курсы акции, курсы валюты);

- санирующая (рынок через действие закона стоимости освобождает экономику от старых, экономически неэффективных предприятий и оставляет экономически мощные предприятия, которые способствуют росту экономического потенциала страны).

Рынок – это сложное явление, которое включает в себя следующие элементы:

- субъекты рынка;

- объекты рынка;

- виды рынков;

- инфраструктура рынка;

- рыночный механизм.

Все эти элементы в совокупности образуют рыночную систему. Следовательно, рыночная система – это совокупность разных элементов в их взаимосвязи, взаимодействии и взаимозависимости. На первый взгляд создается впечатление, что субъекты рынка – это производители и потребители, однако поскольку все отношения в рыночной экономике опосредуются товарно-денежными отношениями, субъекты рынка рассматриваются несколько шире. К ним относятся: государство, предприятия различных форм собственности, учреждения и организации, граждане Украины, иностранные граждане и фирмы.

Все то, по причине чего возникают отношения купли-продажи называются объектами рынка. К объектам рынка относят:

1. результаты труда (производственной и непроизводственной сферы) общественного производства – средства, предметы труда, продукты потребления, жилье, услуги;

2. результаты интеллектуального труда – научно-техническая информация, компьютерные программы, научные труды, произведения живописи и др.

3. рабочая сила;

4. ссудный капитал, валюта, золото;

5. ценные бумаги.

В соответствии с разнообразными критериями все рынки классифицируются на виды, в совокупности образуют систему рынков.

 

Критерии Виды рынков
1. По объектам рынка рынок средств производства и предметов потребления, финансовый (рынок денег, рынок капиталов), рынок рабочей силы, рынок информационных товаров и услуг
2. По субъектам рынка рынок покупателей, где предложение превышает спрос, рынок продавцов, где спрос превышает предложение, рынок государства, рынок посредников
3. В соответствии с общественным разделением труда местный или локальный рынок, региональный рынок, национальный рынок, мировой рынок – внешний рынок
4. По степени насыщенности товарной массой равновесный, дефицитный, избыточный
5. По степени ограниченности конкуренции рынок совершенной (свободной) конкуренции, рынок монополии, рынок олигополии, рынок монополистической конкуренции
6. По объемам продаж рынок розничной и оптовой торговли
7. По степени соответствия действующему законодательству рынок легальный, нелегальный (теневой)

 

Все виды рынков тесно взаимосвязаны друг с другом. Одним из механизмов их взаимосвязи является инфраструктура рынка.

 

В целом сущность понятия инфраструктуры означает систему обслуживания.

Рыночная инфраструктура – это совокупность отраслей и институтов, обеспечивающих и регулирующих бесперебойное многоуровневое функционирование хозяйственных субъектов и движение товарно-денежных потоков.

Поскольку существует обслуживание производства, социальной сферы, рынка, различают производственную инфраструктуру, социальную и инфраструктуру рынка в совокупности они образуют рыночную инфраструктуру.

Производственная включает транспорт, связь, оптовую торговлю и др., которые обслуживают движение средств производства.

Социальная включает транспорт, связь, которые обслуживают население, а также образование, здравоохранение, социальное обеспечение, социальную защиту.

Инфраструктура рынка – это совокупность институтов (служб, предприятий), которые обслуживают движение товаров и услуг, выполняют соответствующие функции и обеспечивают функционирование рыночных отношений.

Инфраструктура рынка выполняет следующие функции:

1. обеспечивает субъектам рынка возможность реализовать собственные интересы;

2. специализирует субъекты рынка, повышает оперативность, эффективность их работы посредством дифференциации рыночной ниши каждого;

3. облегчает юридический и экономический контроль, государственное и общественное регулирование рыночных отношений.

Инфраструктурой рынка является сложная система, т.к. она включает разнообразные элементы, характерные для того или иного вида рынка.

 

Рынок средств производства и предметов потребления Рынок рабочей силы Финансовый рынок Рынок информационных товаров и услуг
риэлтерские компании, розничная торговля, оптовая торговля, товарная биржа, сырьевая биржа, торгово-посреднические фирмы(трейдинговые), аукционы, ярмарки, торговые дома, торгово-промышленные палаты, торгово-выставочные комплексы, лизинговые компании государственные центры занятости, биржи труда, частные кадро-вые агентства, коммерческие центры по подготовке(пере-обучения и трудоустройству), государственный фонд содей- ствия предпринима-тельству фондовая биржа, валютная биржа, расчетно-клиринговые фирмы, банки, страховые компании, инвестиционные фонды, пенсионные фонды, эмиссионная система   консалтинговые фирмы, рекламные агентства, аудиторские фирмы, юридические фирмы, инновационно-информационные центры, средства деловой коммуникации

 

Инфраструктура рынка является необходимым условием рыночных преобразований экономики Украины, становления предпринимательства. Она призвана обеспечить цивилизованный характер рыночных отношений, помочь достижению целей и задач участников рынка.

 

Рыночная экономика имеет свой механизм функционирования.

Рыночный механизм – это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: предложения, спроса и цены.

Особенность рыночного механизма состоит в том, что каждый его элемент теснейшим образом связан с ценой, которая служит основным инструментом, воздействующим на спрос и предложение.

Спрос – это потребности, обеспеченные денежным эквивалентом; это рыночная форма потребностей.

Обратная зависимость между ценой и величиной спроса называется законом спроса.

Предложение – это вся та масса товаров и услуг, которая доставлена на рынок или может быть доставлена на него.

Включает:

1. Готовность производителя поставлять товар на рынок

2. Условия, при которых производитель готов, согласен поставлять свой товар на рынок.

Прямая связь между ценой и количеством предлагаемого продукта на­зывается законом предложения .

При взаимодействии спроса и предложения устанавливается цена и количество товара которое продается и покупается на рынке в данный момент времени. Рыночное равновесие существует тогда, когда нет тенденции к изменению рыночной цены или количества продаваемых товаров. Таким образом, рынок будет в равновесии при условии, что цена товара будет такой при которой спрос равен предложению – равновесная цена.

Нарушение рыночного равновесия приведет к разбалансированию. Возникает либо излишек спроса (дефицит), либо излишек предложения (излишки товара).

Определение цены на основе спроса и предложения имеет противоречие, отмеченное К. Марксом.

Согласно теории К. Маркса основой цены является стоимость. Величина стоимости товара определяется общественно необходимыми затратами рабочего времени на его производство.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал