Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Значение конкуренции
Во-первых: конкуренция обеспечивает равноправное положение участников экономических отношений – продавцов и покупателей. Равноправие создается и поддерживается свободой выбора: покупатель имеет возможность выбрать определенного контрагента из нескольких или многих продавцов кокой-то необходимой ему продукции, такая же возможность имеется и у продавца – добровольно решить вопрос о географическом месте, времени и условиях предложения своего товара. Возможность выбора – это возможность влиять на контрагента. Во-вторых: конкуренция создает одно из главных условий необходимых для эффективного выполнения ценой координирующих функций. В-третьих: конкуренция выступает как контрольная система эффективности частного предпринимательства. Конкуренция проверяет бизнес на степень соответствия общественным интересам. В результате конкуренции происходит непрерывная выбраковка неэффективных структур, т.е. определенная часть хозяйствующих субъектов вынуждена покинуть поле экономической игры. В-четвертых: конкуренция создает заинтересованность в совершенствовании экономических ресурсов, их производственных комбинаций, снижении издержек на единицу выпускаемой продукции, научно-техническом обновлении производства. Конкуренция может быть внутри внутриотраслевой (между аналогичными товарами), и межотраслевой (между товарами разных отраслей). Различают ценовую и неценовую конкуренцию. Ценовая предусматривает продажу товаров и услуг по ценам, которые ниже, чем у конкурента. Неценовая конкуренция основана на продаже товаров более высокого качества, которое достигается техническим преимуществом. В зависимости от того, каким образом конкурируют между собой участники рыночных отношений, различают совершенную (свободную) и несовершенную конкуренцию и, соответственно, рынок совершенной и несовершенной конкуренции. Зарождение и возникновение конкуренции исторически относится к простому товарному производству. Развитию конкурентной борьбы способствовало товарное производство. В этот период в наиболее чистом виде проявляются две основные формы конкурентной борьбы: внутриотраслевая и межотраслевая. Будучи неограниченной, конкуренция называлась свободной или совершенной; а рынок – рынком совершенной конкуренции. Чем меньше воздействие отдельных фирм на цену продукции, тем более конкурентным считается рынок. Для модели рынка совершенной конкуренции характерно: - наличие большого числа независимых друг от друга предприятий, производящих однородные товары; - малый размер предприятия - продавца по отношению к рынку в целом; - свободный доступ на рынок и выход из него.
|