Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Функции налогов
1. Фискальная - состоит в формировании денежных доходов государства. Деньги нужны ему на содержание государственного аппарата, армии, развития науки и техники, поддержку детей, пожилых и больных людей. 2. Экономическая – состоит в воздействии через налоги на общественное воспроизводство, то есть любые процессы в экономике страны, а также социально-экономические процессы в обществе. Налоги в этой функции могут играть поощрительную (стимулирующую), ограничительную и контролирующую роль. Так, те предприятия, которым предоставлены налоговые льготы, растут и развиваются быстрее других. Предоставляя льготы государство решает серьёзные, порой стратегические задачи. Например, не облагая налогом часть прибыли, идущей на внедрение новой техники, оно поощрят технический прогресс. Значительное повышение налогов способно не только ограничить, но и сделать бессмысленной предпринимательскую деятельность. Назначая высокие налоги на сверх прибыль, государство контролирует движение цен на товары и услуги. Каждый налог содержит обязательные элементы. В нём указываются: - «кто» является плательщиком, то есть субъектом данного налога; - что выступает объектом налогооблажения (доход, имущество, товар, наследство); - из какого источника выплачивается налог (зарплата, доход, дивиденд и т.п.); - в каких единицах измеряется объект налогообложения. Величина налоговой ставки представляет собой размер налога, приходящегося на единицу налогообложения. Кроме того существуют налоговые льготы, учитывающие специфические условия хозяйствования. Налоги бывают прямыми и косвенными. Прямые налоги взимаются государством непосредственно с доходов и имущества налогоплательщиков. Их объектом выступает доход (зарплата, прибыль, процент и т.д.) и стоимость имущества налогоплательщиков (земли, дачи, дома, машины). Косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене товаров или тарифов на услуги. В отличие от прямых, косвенные налоги не связаны с размерами доходов или стоимостью имущества налогоплательщиков. Косвенные налоги выступают в трёх видах: «акцизы», «фискальные (монопольные) налоги»; «таможенные пошлины». Акцизный сбор – налог на высокорентабельные и монопольные товары (алкогольные напитки, табачные изделия, бензин, ювелирные изделия и др.) Фискальные (монопольные) налоги наполняют казну за счёт косвенного обложения товаров массового спроса, производство и реализация которых монополизированы государством. Таможенные пошлины – это косвенные налоги на импортно-экспортные и транзитные товары, то есть пересекающие границы страны. Они уплачиваются всеми, кто осуществляет торговые операции. В зависимости от того, как изменяется ставка налога относительно прибыли (дохода), различают следующие виды налогов: прогрессивный налог (когда средняя ставка налога возрастает по мере роста дохода) – примером такого налога является подоходный налог с населения Украины; регрессивный налог (когда средняя ставка налога снижается по мере ростадоходов) – примером такого вида налогов является налог с продаж в США – он является регрессивным налогом по отношению к доходам населения; пропорциональный налог характеризуется тем, что средняя ставка налогообложения не зависит от размеров дохода и остаётся постоянной. Принципы, которым должна соответствовать налоговая система, были сформулированы еще А. Смитом: нейтральность, справедливость и простота расчета. Нейтральность состоит в обеспечении равных налоговых стандартов для налогоплательщиков. Справедливость предусматривает возможность равноценного изъятия налоговых средств у различных категорий физических и юридических лиц. Принцип простоты предусматривает построение налоговой системы понятной собирателям и плательщикам налогов. Важным условием эффективности фискальной системы является умеренность налоговых сборов вводимых государством. Высокие налоговые ставки могут создавать ряд проблем. Во-первых, они способны подорвать стимулы, заинтересованность домашних хозяйств и предприятий в повышении степени своей экономической активности. Так, государство должно очень взвешенно подходить к разработке прогрессивных ставок взимания подоходного налога. Налоговые ставки Доходы государства
А Рис 10.1. Зависимость между доходами государства и значениями налоговых ставок (кривая Лаффера). Во-вторых, может случиться так, что государство, применив более высокие ставки налогов, получит меньший доход от налоговых поступлений. Зависимость, существующая между значениями налоговых ставок и объёмом поступления государства, показана на рисунке 10.1. На графике видно, что до определённого значения (точка А) рост налоговых ставок может приносить большие доходы государству, после прохождения этого уровня налоговые поступления государства могут только снижаться. Уменьшение налоговых доходов государства – результат реакции экономических субъектов на чрезмерные налоговые притязания государства, поэтому государство должно всегда сдерживать свои налоговые аппетиты, проводить взвешенную налоговую политику. В-третьих, высокие налоги могут стимулировать процесс утаивания доходов плательщиками. Утаивание доходов является одним из элементов теневой экономики. Теневая экономика - это экономическая деятельность, связанная с производством и обменом товаров и услуг, не получающая законной регистрации и учёта. Главным направлением совершенствования налоговой системы в Украине является снижение налогового бремени путем уменьшения налогов, но увеличения налоговых поступлений путем расширения баз налогооблажения. Реформирование бюджетно-налоговой системы в Украине проводится в условиях экономического спада, инфляции, кризиса государственных финансов, огромного бюджетного дефицита. Поэтому не случайно, на первое место поставлена задача поиска путей замедления и последовательного сокращения дефицита бюджета, прежде всего за счёт сокращения его расходных частей, в частности, снижения производственных инвестиций, не связанных с производством товаров народного потребления, сокращение расходов на оборону и управление, прекращение выплат необоснованных дотаций и субсидий государственным предприятиям, их активной приватизации, проведение разумной социальной политики. Одновременно необходимо провести реформу и системы налогообложения с тем, чтобы, с одной стороны, увеличить поступление в бюджет, и, с другой стороны, не создавать новые антистимулы для развития предпринимательской активности. При проведении налоговой реформы в нашей стране следует внимательно изучить мировой опыт в этой области и согласовать наши изменения в налоговой сфере с основными тенденциями мировой налоговой практики. Функционирование налоговой системы должно быть нацелено в конечном итоге на максимальное стимулирование предпринимательской активности, экономической эффективности и достижения на этой основе макроэкономического равновесия.
|