Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 10. Основы предпринимательской деятельности






Программная аннотация:

1. Предпринимательство: экономическое содержание, признаки, виды.

2. Фирма в системе рыночных отношений.

3. Основные формы организации предпринимательства, их достоинства и недостатки.

Истоки предпринимательства уходят в глубь веков. Однако необходимым атрибутом рынка оно стало в период развития капитализма.

А. Смит характеризовал предпринимателя как собственника идущего на экономический риск ради реализации коммерческой идеи и получения прибыли.

Существенный вклад в исследование предпринимательской деятельности внес австро-американский экономист и социолог Йозеф А. Шумпетер. В своей книге «Теория экономического развития» он рассматривал предпринимательскую деятельность как особую функцию в социально-экономическом процессе, которая состоит в экономическом лидерстве и новаторстве.

Не всякую хозяйственную деятельность можно считать предпринимательской, а лишь ту, которая связана с риском, инициативой, предприимчивостью, самостоятельностью, ответственностью, активным поиском. Все эти качества являются признаками предпринимательства.

Предпринимательство – это инициативная самостоятельная деятельность граждан и объединений, направленная на получение прибыли, осуществляемая на свой страх и риск и под их имущественную ответственность.

В соответствии с Законом Украины «О предпринимательстве» (1991 г.) предпринимателями могут быть граждане Украины, иностранные граждане, граждане без гражданства, а также группа граждан (коллективное предпринимательство).

Рыночных субъектов невозможно создать искусственно, они возникают естественно по мере формирования доходов и условий их капитализации, т.е. при создании необходимой предпринимательской среды. К таким условиям относят:

- создание слоя собственников, свободных в выборе своей хозяйственной деятельности;

- наличие конкурентной среды, свободного ценообразования;

- создание государственной правовой базы для осуществления предпринимательской деятельности, равных прав всем участникам рынка;

- открытость экономики страны, ее свободная интеграция в мировое пространство.

Объектами предпринимательства могут стать любые виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законом, коммерческое посредничество, торгово-закупочная, инновационная, консультационная деятельность, операции с ценными бумагами.

В зависимости от содержания деятельности различают виды предпринимательства.

Производственное предпринимательство – это такое, в котором осуществляется производство товаров, услуг, информации, духовных ценностей. Функция производства в этом виде предпринимательства – основная.

Научное предпринимательствоявляется предпроизводственной стадией и реализуется в деятельности по внедрению в производство новых идей, новых технологий, а также специализируется на проведении НИОКР.

Коммерческое предпринимательство состоит в операциях и сделках по перепродаже товаров и услуг и не связано с производством продукции. Прибыль предпринимателя образуется путем продажи товара по цене, превышающей цену приобретения. Если эти операции производятся в рамках закона, то они не считаются спекулятивными.

Финансовое предпринимательство – разновидность коммерческого. Объектом купли-продажи здесь являются деньги, валюта, ценные бумаги.

Посредническое предпринимательство проявляется в деятельности соединяющей заинтересованные во взаимной сделке стороны. За оказание подобных услуг предприниматель получает доход.

Страховое предпринимательство – особая форма финансового предпринимательства, заключающаяся в том, что предприниматель получает страховой взнос, который возвращается только при наступлении застрахованного случая. Оставшаяся часть взносов образует предпринимательский доход.

Все виды предпринимательства направлены на получение дохода. Но для этого необходимо научиться комбинировать ограниченные ресурсы.

Осуществление разных комбинаций ресурсов – необходимое звено деятельности предпринимателя.

Они, по мнению Шумпетера, охватывают пять направлений:

1. изготовление нового блага или создание нового качества старого блага;

2. внедрение нового метода производства;

3. освоение нового рынка сбыта;

4. получение нового источника сырья или полуфабриката;

5. проведение необходимой реорганизации производства.

На каждом новом отрезке времени могут появляться новые комбинации.

Это качество предпринимательства заметил Ж.Б. Сей, который дополнил формулировку, данную А. Смитом, определив предпринимателя как экономического агента, комбинирующего факторы производства.

Основными функциями предпринимательства являются:

- организаторская;

- новаторская;

- хозяйственная;

- творческая;

- социальная.

Предпринимательская деятельность не связана с какой-то одной формой собственности. Возможны ее разные сочетания. Это значит, что для того, чтобы заниматься предпринимательством, вовсе не обязательно быть полным собственником применяемого капитала. Можно использовать заемный капитал, который подлежит возврату с определенной долей прибыли. Поэтому при его использовании степень экономического риска предпринимателя возрастает.

Предпринимательство невозможно без новаторства. В связи с этим выделяют две модели предпринимательского поведения: классическую и инновационную.

Первая состоит в том, что бизнесмен стремится организовать свою деятельность с расчетом на максимальную отдачу от имеющихся в его распоряжении ресурсов.

Вторая модель сориентирована не только на имеющиеся ресурсы, но и на возможность привлечь и использовать внешние ресурсы. Привлекая собственные и внешние ресурсы, предприниматель отдает предпочтение наиболее выгодным вариантам развития своего бизнеса.

Основной структурной единицей предпринимательской деятельности выступает фирма (предприятие).

В нашей лекции термины «фирма» и «предприятие» рассматриваются как синонимы, хотя на практике это не всегда так. Например, фирма может состоять из нескольких предприятий, но тогда они будут выступать как составные части этой фирмы.

Фирма – это организация, владеющая одним или несколькими предприятиями и использующая ресурсы для производства товара или услуги с целью получения прибыли.

Фирмы создают в экономике предпринимательский сектор.

Для успешного функционирования на рынке предприниматель должен иметь о нем достоверную и достаточную информацию, иметь возможность защитить свои права в случае оппортунистического поведения контрагента и т.д., что требует больших издержек, называемых трансакционными. Способом снизить эти затраты является организация фирмы, в которой трансакции оказываются дешевле. Считается, что фирмы возникают в ответ на дороговизну рыночной координации.

В западной экономической литературе существует целый ряд теорий фирмы, в каждой из которых по-разному определяются ее цели и средства их достижения.

Традиционная теория объясняет поведение фирмы стремлением к максимизации прибыли.

Менеджеральная теория фирмы доказывает, что цель фирмы – максимизация объема продаж и только потом дохода. Основную роль в этом процессе играют не собственники, а управленцы, менеджеры, которые заинтересованы в росте торговой выручки, т.к. от нее зависят их жалованье и другие выплати и льготы.

Теория максимизации роста основана на идее о том, что растущая фирма предпочтительнее, нежели просто крупная фирма. В ее росте заинтересованы как собственники, так и менеджеры и акционеры.

Внутренние источники роста фирмы:

- нераспределенная прибыль, возвращающаяся в производство;

- выпуск акций;

- заемные средства, взятые у банка.

Внешние источники роста фирмы:

- слияние, т.е. объединение двух и более компаний;

- поглощение одной фирмой другой через скупку контрольного пакета акций.

Слияние и поглощения осуществляются путем горизонтальной, вертикальной интеграции и диверсификации.

Горизонтальная интеграция сопровождается приобретением одной фирмой других, занимающихся одним и тем же бизнесом.

Разновидностью горизонтальной интеграции является диверсификация, означающая объединение фирм, чьи технологические процессы никак не связаны.

Вертикальная интеграция означает объединение фирмы, занятых на целом ряде этапов производственного процесса снизу доверху (например, от добычи нефти до торговли нефтепродуктами).

Теория множественности целей главный упор делает на характере поведения высшего руководства фирмы. Поведение должно быть таким, чтобы учесть интересы всех заинтересованных лиц: рабочих, менеджеров, акционеров и руководителей. Эти теория наибольшее распространение получила в Японии.

Предпринимательство существует в разных формах. В основе классификации лежат два признака: форма собственности и величина фирмы.

В Украине на основе форм собственности создаются:

- индивидуальное предприятие, основанное на личной собственности физического лица и исключительно на его труде;

- семейное предприятие, основанное на собственности и труде граждан - членов одной семьи, проживающих вместе;

- частное предприятие основанное на собственности отдельного гражданина с правом найма рабочей силы;

- коллективное предприятие, основанное на собственности трудового коллектива, кооператива, гражданской и религиозной организации;

- государственное предприятие, основанное на общегосударственной собственности;

- государственное коммунальное предприятие, основанное на собственности административно-территориальной единицы;

- совместное предприятие, основанное на объединении разных собственников (смешанная форма), вплоть до иностранных, на условиях отечественного законодательства;

- иностранное предприятие, основанное на собственности других государств или иностранных частных или коллективных лиц.

По признаку размеров предпринимательства различают: малый бизнес, средний и крупный.

В современной западной экономике малый бизнес образует самый крупный сектор хозяйства, где находят себе работу более половины всех занятых. В Украине в целом малый бизнес не получил широкого распространения.

Средний бизнес играет менее заметную роль. Он непрочен, ему приходится конкурировать как с крупным, так и с малым предпринимательством, в результате чего он либо перерастает в крупный, либо перестает существовать вообще.

Крупный бизнес отличает большей прочностью. Его монопольное положение на рынке дает ему возможность производить дешевую и массовую продукцию, рассчитанную на удовлетворение потребностей широкого потребителя.

Типичными организационными формами предпринимательской деятельности являются:

- индивидуальное, или частное;

- хозяйственные товарищества;

- корпорация (акционерное общество);

- кооператив.

Индивидуальным предпринимательством называют бизнес, владельцем которого является один человек (мелкие магазины, предприятия сферы услуг, профессиональная деятельность юристов, врачей и т.д.).

Недостатки: владелец несет неограниченную имущественную ответственность, небольшой размер капитала.

Преимущества: каждый собственник владеет всей прибылью, может сам производить любые изменения, находится на упрощенной системе налогообложения.

На основании Закона Украины «О хозяйственных обществах» (1991г.)

Хозяйственное общество – это предприятие, в котором два или более особ договариваются о его владении и управлении с целью осуществления совместной предпринимательской деятельности.

Отличительные черты хозяйственного общества:

а) множество собственников. Партнеры вносят паи в разной форме. Паевым взносом могут быть деньги, физический капитал, земля, идеи и т.д. Каждый пай получает денежную оценку и каждому участнику определяется его доля у стоимости предприятия;

б) совместный контроль деятельности предприятия. Собственники осуществляют совместное управление обществом. Они должны договориться между собой и отобразить в соответствующих документах предприятия формы контроля и порядок управления предприятием;

в) распределение между партнерами прибыли и убытков. Конкретный порядок устанавливается уставными документами общества. Предприятие создается ради получения прибыли, партнеры стремятся наибольшей степени реализовать в совместной деятельности свои личные интересы. Обычно прибыль и убытки распределяются пропорционально вложенным паям.

К основным видам хозяйственных обществ можно отнести:

1. Полное общество. В таком предприятии партнеры несут полную ответственность по обязательствам предприятия.

2. Общество с ограниченной ответственностью. Его основной отличительной чертой является то, что все партнеры несут ответственность за деятельность предприятия только в границах величин своих взносов. Потеря взноса является предельной потерей участника общества с ограниченной ответственностью

3. Смешанное (коммандитное) общество. Его основная отличительная особенность – объединение партнеров, имеющих разные права и ответственность:

а) действительные (полные) члены, положение которых ничем не отличается от роли и ответственности партнеров в полном обществе;

б) члены - вкладчики, которые несут ограниченную своим взносом ответственность за деятельность предприятия.

4. Общество с дополнительной ответственностью. Партнеры отвечают по обязательства общества в границах своего взноса в уставный фонд предприятия, а также дополнительно в размере кратном взносу каждого. Они выступают инвесторами капитала, на который рассчитывают получить процент.

Преимуществами хозяйственных обществ являются.

Во-первых, увеличиваются финансовые возможности предприятия, поскольку увеличивается число инвесторов капитала, и расширяются хозяйственные обороты.

Во-вторых, создается больше возможностей для развития предприятия, поскольку общество получает большую прибыль, увеличиваются возможности получения кредитов.

В-третьих, появляется возможность осуществлять специализацию в управлении предприятием. В обществе начинают работать менеджеры, что дает возможность повысить эффективность управления предприятием в целом.

Недостатками хозяйственных обществ являются.

Во-первых, объединенные денежные и другие ресурсы партнеров все таки имеют достаточно ограниченный характер.

Во-вторых, в хозяйственных обществах всегда существует опасность появление серьезных расхождение партнеров во взглядах на деятельность предприятия, это может заметно снизить эффективность функционирования предпринимательской структуры.

В-третьих, выход из состава общества одного или нескольких партнеров может подорвать его существование в целом и привести к его ликвидации. Поэтому хозяйственное общество не является самой устойчивой формой предприятия.

Акционерное общество это предприятие с ограниченной ответственностью его членов, капитал которого разделен между собственниками на паи в виде акций.

Акционерное общество является, как правило, крупным предприятием. Оно обладает способностью мобилизовать производство.

Акция – это ценная бумага без установленного срока существования, которая свидетельствует о внесении средств на создание или развитие предприятия, что дает право ее собственнику на:

А) участие в управлении предприятием;

Б) получение части прибыли предприятия в виде дивиденда;

В) участие в разделе имущества в случае ликвидации предприятия.

Структура управления акционерным обществом:

1) общие сборы акционеров – высший орган управления. В его компетенцию обычно входит определение основных направлений деятельности предприятия, утверждение и изменение его устава, утверждение годовых результатом деятельности, выбор и отзыв членов управленческих органов и другие вопросы;

2) совет (наблюдательный совет) акционерного общества избирается общим собранием акционеров. В его компетенцию входят такие вопросы как контроль за деятельностью исполнительных органов общества, утверждение бюджетов и планов развития общества и др.

3)правление (дирекция) акционерного общества – это исполнительный орган, который формируется из менеджеров, нанятых для работы в корпорации. Осуществляет оперативное управление предприятием.

Предприятие, которое владеет контрольными пакетами акций других акционерных обществ, называется холдинговым или холдинговой компанией. Сами акционерные общества становятся в этом случае дочерними предприятиями.

Кооператив – это предприятие, в котором объединяются средства и усилия партнеров с целью выполнения определенных хозяйственных функций.

Кооперативы имеют немало общество с хозяйственным обществами в области организационно-правового строения, основные отличия между ними определяются в целях создания, характере и направлении деятельности.

Отличительные черты:

А) ориентация на прибыль не является такой доминирующей целью как в хозяйственных обществах;

Б) по характеру деятельности кооператив выступает как организация взаимопомощи, самообеспечения, ей присущ особый дух сотрудничества;

В) осуществляемые операции обычно сориентированы на непосредственное обслуживание или участие в них членов кооператива.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.012 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал