Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
История флористики России. Советский период.⇐ ПредыдущаяСтр 11 из 11
Истоки советской школы аранжировки лежат в природном стиле, зародившемся еще в начале XIX в. в европейской компоновке. Стоит упомянуть одного из отцов отечественной аранжировки - заслуженного деятеля искусств Грузинской ССР Михо Мамулашвили (1873—1973). М. Мамулашвили воспитал целую плеяду художников, чьи работы «в последствии удостаивались высоких оценок на Всесоюзных и Международных выставках. Влияние творчества М. Мамулашвили можно проследить на работах отечественных мастеров старшего поколения. Для иллюстрации приведем подарочное плато в стиле Мамулашвили С. И. Венчагова (рис 12 и 35). В 50-х гг. весь мир и мы в том числе стали проявлять большой интерес к японскому искусству икебаны. Появились горячие его поклонники к пропагандисты. В Москве даже был организован клуб «Икэбана». Отечественная декоративная аранжировка заимствовала у икэбаны поиск красивых линий, достижение динамичности в композициях; у природного стиля — простоту и задушевность, скромную, ненавязчивую красоту, теплоту и непосредственность: у европейских компоновок— форму и пристальное внимание к цветовому решению композиции. Характер декоративной композиции зависит от имеющегося растительного материала, который «подсказывает» структуру компоновки, цветовое решение и даже настроение. Основными требованиями, предъявляемыми к ним являются гармония и красота. Для иллюстрации декоративного направления аранжировки приводятся работы коллектива, руководимого известным мастером и пропагандистом искусства цветочной композиции Н. В Наумовой (г. Москва), и композиция С И. Болсуновской (г. Киев) — рис 25 и 59. Получил распространение и свободный стиль аранжировки. Название как бы символизирует освобождение цветов из плена устаревших традиций. Характерным для свободного стиля являются произвольные очертания композиции, выявление красоты каждого элемента, поиск выразительных и певучих линий. Нужно отметить, что порою эта «свобода» трактовалась как отказ от гармонии цветов с посудой, в которой они помещены. Аранжировка цветов постоянно совершенствуется и развивается. Появляются новые направления, становится модными те или иные формы композиций, букета. Так. например в конце 70-х гг. вновь вошел в моду бидермейеровский букет, что отвечало общему направлению моды (ретро). В Советском Союзе появился новый тип композиций на гражданские и патриотические темы (тематическая, или сюжетная аранжировка). На каждой выставке можно встретить композиции, прославляющие мир, дружбу народов, олицетворяющие нашу память о воинах, погибших в великой Отечественной войне, посвященные героям труда и героям космоса. У истоков этого направления была страстный пропагандист аранжировки Н. П. Грозная. Начало сюжетной аранжировке било положено работой Л. Д. Шульгиной «Бухенвальдскнй набат», которая демонстрировалась на международной выставке в Манеже (Москва) в 1966 г. Работа произвела огромное впечатение на присутствующих. С тех пор это направление в аранжировке цветов заняло достойное место на всех выставках и пользуется заслуженным вниманием зрителей. Интересную инициативу проявил лауреат Государственной премии РСФСР, цветовод-декоратор С. И. Венчагон В 1970 г. на выставке в Сочи экспонировалось 20 его работ, посвященных Сергею Есенину. Композиции под поэтическими девизами появлялись и раньше, но чтобы посвятить целый стенд одному поэту — такого еще не было. Экспозиции состояла из трех разделов: в первом находились композиции, девизом к которым послужили стихи о цветах; во втором — композиции, в которых главенствующая роль отводилась любимому Есениным цветку; в третьем — композиции, воплощающие есенинские настроения. Выставка имела огромный успех. Характерная черта творчества С. И. Венчагова — современность. Его работы были всегда емки, динамичны и сравнительно легко воспринимаются зрителями. Достигалось это, как правило, вводом в композицию элементов предметной среды Одними из первых идею тематических аранжировок под хватили ленинградцы. Уже более 15 лет они искали новые формы выражения и пропагандировали сюжетную аранжировку. Коллектив аранжировщиков, объединивший свыше 250 человек, возглавлял известный агроном — цветовод-декоратор В. П. Кулешов. Его работы представлены на рис 27—28. Ближайшим соратником Кулешова являелся талантливый мастер-декоратор В. А. Бермяков. Их основная заслуга — объединение мелких коллективов и групп на единой идейной основе, разработка методологических вопросов. Это позволяло успешно проводить большое количество выставок, организовывать межзональные смотры-конкурсы, обучать на курсах аранжировщиков по единой учебной программе. Наряду с тематической аранжировкой они пользовались и декоративными композициями. В. А. Бермяков — большой мастер европейских компоновок с использованием значительного количества цветов. Его работы представлены на рис 26. В композиции В. П. Кулешова «Пробуждение» (рис 27) использовано национальное молдавское плетение. Содержание ее может иметь несколько ассоциативных толкований: пробуждение в природе, пробуждение молдавского народа после освобождения от фашистского ига. В Москве тематическую направленность композиций поддержала и продолжила секция аранжировщиков при Обществе охраны природы (ЮН). Основатели секции - старейшин проподгандист искусства цветочной композиции А. Н. Полянская и К. Л. Токарева. Более пятнадцати лет они устраивали тематические выставки. Противоположную позицию занимали аранжировщики Литвы. Они противопоставили икебане европейский стиль и успешно развивали его. Огромное значение придавали вазам: их специально изготавливали для выставочных композиций. В Эстонии сложилась традиция проведения не только Республиканских конкурсов аранжировщиков, но и Международного регионального конкурса стран Балтийского моря. В домашних заданиях к «тому конкурсу фигурировали тематические аранжировки. Так участникам конкурса предлагалось задание составить композицию на тему конкретного музыкального произведения. В развитие идеи С И. Венчагова впервые в Киеве проведена тематическая выставка " Поэзии А. С. Пушкина в цветочных композициях" (рис 32, рис. 73), На выставке были представлены композиции по четырем разделам: пейзажные зарисовки, литературные герои, тема патриотизма к философские обобщения в произведения А. С. Пушкина. Предпринята попытка проиллюстрировать одно произведение серией композиций. Для популяризации идеи выставки и языка цветов были вывешены планшеты с описанием символики цветочных композиций. Пояснения помогали зрителям ориентироваться в выставке, призывали к соавторству в трактовке содержания композиций. Для примера рассмотрим композицию Н. А. Лозовой пол девизом: «Пока свободою горим, «Пламень свободы» (рис. 73) занимает не только зрительный фокус, но практически весь объем композиции. Эффект мечущегося пламени достигается за счет пронизывающих пампаскую траву стремительно бегущих вверх линий и боковых вырывающихся «языков». У основания ярко горят гвоздики — символ борьбы за свободу, равенство и братство. Композиция лаконична, очень динамична и выразительна. Интересно отметить, что автору удалось достичь огромного внутреннего напряжения при обычной вертикальной компоновке. Боковые языки пламени зрительно дополняют вертикальную психологическую силу несколькими ответвленными влево силами, а также силами, направленными вдоль очень беспокойных, упругих линий, пересекающихся и взаимодействующих очень энергично с вертикальной линией. Процесс создания тематической композиции принципиально отличается от составления декоративной. Если декоративную композицию вначале составляют из имеющегося растительного материала, а затем подбирают к ней девиз, то в тематической отправным пунктом является тема. Мысленно нужно представить себе художественный образ, а затем подбирать растительный материал для его воплощения. В художественный образ включается форма компоновки, линия. цветовое решение, а затем уже растительный материал. Существенно отличаются и требования, предъявляемые к тематическим композициям. На первое место выдвигаются: · тема или смысловая выразительность; · единство темы и содержания, девиза и его трактовки; · ассоциативность элементов в композиции. Это требование вытекает из особенности языка цветов и является очень важным, поскольку позволяет пригласить зрителя а «соавторы» композиции, дать ему возможность выдвинуть свою версию толкования конкретной темы; · равновесие. Под этим подразумевается равновесие «психологических сил», действующих в композиции и создающих эффект «внутреннего напряжения», динамизма. Равновесие следует рассматривать и как показатель завершенности композиции, из которой ничего нельзя убрать, но к которой ничего нельзя и добавить. В тематических композициях на первый план выдвигается мысль, содержание, духовность. Такие композиции нельзя оценивать критериями «красиво», «некрасиво», «нравится», «не нравится» и т. п. Их нужно осмыслить, попытаться дать им свою трактовку. Основными критериями оценки будет соответствие или не соответствие художественного образа выбранной теме, многоплановость трактовки содержания: состояние природы, перенос этого состояния на человека, общество в целом. На рис 36 мы также видим мотив осени. Но здесь изображен завершающий к период. На веточке чудом уцелел единственный сухой лист. Щемящая грусть передается взломанными линиямя ветвей, но к свету, к солнцу еще тянутся последние цветы. Жизнь продолжается. Второй смысловой слой — так и мы стареем, но в сознании еше остаемся молодыми. Мечты и желания нас еще не покинули, но дни жизни сочтены. Помимо упомянутых выше мастеров аранжировки в нашей стране известна целая плеяда интересных аранжировщиков. Декоративное исправление к аранжировке с блеском демонстрировали своими работами Н. Бочоришвили (г. Кишинев), Л. Корчагина (г. Новосибирск), И Булгакова (г. Ростов-на-Дону). Фантазийное, модерновое направление, помимо В. Бермякова (г. Санкт-Петербург), интересно воплощал в своих работах Н. Агоп (г Кишинев). Лиричностью и романтизмом веяло от работ Е. Черней (г. Кишинев) и Г. Корниенко (г. Киев). Национальным колоритом наполнены работы Е. Новиковой (г. Минск). Обращают иа себя внимание работы ленинградских аранжировщиков Л. Белнцкой, О. Березиной, А. Захаренко, Т. Петровой, Н. Петренко, а также Л. Алас (г. Таллин), В. Вощкене (г. Клайпеда). А. Котлового (г. Винница) и многих других. Важную роль в пропаганде культуры обращения с цветами сыграли И. Утенко, Л. Саркисова, Н. Мничейко. Только перечисление направления в современной аранжировке и некоторые известные имена доказывают, что уже назрела необходимость изучения творчества наших художников-аранжировщиков. Анализ их работ, художественных приемов, направлений будет не только способствовать развитию нашей самобытной цветочной композиции, но и стимулировать рост молодых мастеров.
|