![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Стр. 24
одного, специально выделенного студийца, который тут же давал подробную рецензию о виденном. Стремление к самостоятельной работе, развитие инициативы, домашняя работа, подготовка к уроку, репетиции были ответом на требование Вахтангова «учиться творить». Вот отрывок из конспективной записи лекции Вахтангова о задачах театральных школ. «Оправдание драматических школ в познании сущности проходимых предметов. Это нужно для того, чтобы учиться творить. В чем творчество актера? В богатстве души и способности актера показывать эти богатства. В школе нужно научиться создавать условия, при которых можно творить. Что значит творить? Искусство существует в тот момент, когда происходит этот процесс. Искусство актера не овеществляется, почему же это — творчество и почему актер должен быть в творческом состоянии, чтобы говорить чужие слова? Потому что на сцене все неправда. Школа должна воспитывать способность верить, что это действительно может со мной произойти. Процесс претворения лжи в правду и есть творческий процесс. В буквальном смысле верить нельзя, надо иметь способность принимать за правду ложь, уметь возбуждать в себе новые отношения к происходящему, людям и т. д. Вера в буквальном смысле была бы Стр 25 не творчеством, а болезнью, галлюцинацией. «Сделать правдой» не есть сделать жизненно, а сделать по законам жизни. Надо, чтобы ложь не мешала быть серьезным, не развлекала. Смех на сцене от неумения серьезно относиться к заданному положению. Быть серьезным — значит знать, что я делаю важное дело. Игра на сцене — игра в новые отношения. В жизни объект — причина отношения, а на сцене я сам вызываю в себе нужное отношение»1. Ученики Вахтангова с жадностью ловили каждую мысль, брошенную им, и старались ее реализовать. Однажды Вахтангов, говоря о подтексте, сказал мимоходом: «Хорошо бы сделать этюд, в котором говорили бы простые слова, вроде: «Мама, дай мне чаю», а отношения были бы острыми». На зачете появился такой этюд. Мать ожидает дочь, которая сильно опоздала. Она очень беспокоилась и, когда дочь пришла, так рассердилась, что не хотела с ней разговаривать. Дочь чувствует себя виноватой, готова просить прощения, но мать не обращает на нее внимания. Тогда дочь в свою очередь обижается на то, что мать видит в ее опоздании дурное. Она с вызовом обращается к матери: «Мама, дай мне чаю!», а мать, собрав всю свою строгость, отвечает: «Нет, детка, По записи В. К. Львовой. Стр.26 я тебе чаю не дам». Подтексты были яркими и выразительными, и Вахтангов остался очень доволен. Требование Вахтанговым самостоятельной работы от каждого ученика определяется его высказыванием: «Знать систему нельзя — ее можно только искать. Нужно научиться проверять себя, потому что большой результат системы — познание самого себя»1. Искания, творческая инициатива были для Вахтангова главным принципом в искусстве. В нем как бы заключался протест против всего заранее известного, стремление к новому, неизведанному в искусстве, тому, что приносит с собой жизнь, современность. «Все учение, — говорил Вахтангов, — есть путь к полной свободе. Необходима громадная смелость, чтобы не выйти из этого самочувствия. Нужно отдаться во власть художественной натуры, которая сделает все, что нужно. Никогда себе не навязывать заранее решенного. Нужно развивать смелость в актере»2. Иногда Вахтангову приходилось приучать своих учеников к смелости тяжелым трудом. Во время репетиций «Турандот» исполнители ролей комедийных персонажей, масок итальянской ко-
|