Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Стр. 70
солнце, и он сам на лодке в море. Вспомнил, как поднялась большая волна, он испугался и изо всех сил стал грести к берегу. У мостков какие-то люди ловят его лодку и помогают ему вылезти. Он стоит на песке и никак не может прийти в себя. Лезет в карман за папиросами. Они промокли.и развалились. Наконец находит одну сухую, но не сразу может закурить, так дрожат руки. Второе слово — «салфетка». Увидел что-то белое и вспомнил платье невесты в картине Пукирева «Неравный брак». Видит ее грустное, заплаканное лицо. Третье слово — «лист». Вспомнилась мелодия вальса военных лет и отрывочные слова: «слетает желтый лист»... «вальс «Осенний сон» играет гармонист»... Вспомнилась воздушная тревога. Мать бегом тащит его в бомбоубежище... Стрельба... Рядом плачут маленькие дети. Ассоциации могут то возникать в форме образов, отрывочных видений, то рождать воспоминания о пережитых волнениях, то будить впечатления от прочитанных книг, виденных картин, пьес, музыки, то напоминать о забытых случаях жизни, о детстве, школе, разных песнях, кушаньях и т. д. Вот еще упражнения. Показать с длинными перерывами три различных предмета. Студенты расказывают о тех ассоциациях, которые у них возникли. Стр. 71 Проиграть или напеть какую-либо мелодию. Потом рассказать об ассоциациях. Ощупать какой-нибудь предмет и рассказать о цепи ассоциаций. Такое же упражнение на обоняние. Эти упражнения, помогая рождению воспоминаний и образного мышления на сцене, подводят к началу работы над развитием воображения. Стр72 ВООБРАЖЕНИЕ Искусство актера, его творчество возникает и протекает не в реальной жизни, а в жизни, созданной художественным вымыслом, в которой важнейшую роль играет воображение, творческая фантазия. «Воображение создает то, что есть, что бывает, что мы знаем, а фантазия — то, чего нет, чего в действительности мы не знаем, чего никогда не было... ...Каждое наше движение на сцене, каждое слово должно быть результатом верной жизни воображения»1. Ведь на сцене нет ничего подлинного: комната— не комната, а павильон из легких, непохожих на настоящие, стен. Одна из стен вынута и вместо нее — темное пространство зрительного зала, сценический отец — совсем не отец, а товарищ по училищу — в парике и гриме, да и сам студент говорит чужие слова и совсем не тот человек, поступками, мыслями, стремлениями и чувствами К. С. Станиславский, Собр. соч., т. 2, стр. 70, 94-95. Стр.73 которого живет на сцене, а сама сценическая жизнь существует только во время спектакля. Одним словом, все вокруг вымысел, ложь. Как же избежать фальши и правдиво жить чужой жизнью на сцене? Помочь может только творческое воображение. Только с его помощью актер может превратить окружающую его неправду в художественную правду, правду искусства. Этот процесс и является основой творчества актера. «Задача артиста и его творческой техники заключается в том, чтобы превращать вымысел пьесы в художественную сценическую быль», — пишет К. С. Станиславский. Упражнения на развитие воображения должны воспитать способность верить, что заданное событие действительно может со мной произойти. В буквальном смысле на сцене верить нельзя. Вера в буквальном смысле была бы не творчеством, а болезнью, галлюцинацией. Артистическое воображение дает возможность принимать на сцене ложь за правду, т. е. относиться к павильону из декорационных стенок как к своей комнате, уметь возбуждать в себе новое отношение к людям (например, относиться к товарищу по курсу как к своему отцу и т. д.). Деятельность воображения, захватывая все стороны актерского творчества, разнообразна и безгранична. Человек может представить себе и ми-
|