Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лица улиц
Перефразируя Окуджаву: «всё больше мест в Москве, где есть о чем поспорить, всё меньше мест в Москве, где есть о чем молчать …», мы на Арбате.
потребностью гуляющих, сколько выгодой расположения. Пешеходная брусчатка с двух сторон замкнутая на бешеную автостраду, улица давно стала таким же брэндом как Макдоналдс или Воробьевы горы, но все равно ощутима некая недоговоренность, ждешь чего-то большего. Что так привлекает сюда интеллигенцию (ведь не один Окуджава воспевал Арбат)? Допускаю, я не застал тот Арбат: после 1812 года застройка приобрела особый характер: небольшие 1-2-этажные особняки с бельэтажем и мезонином, окруженные небольшими садами и дворами без служб[1]. Подобная архитектура еще сохранилась в прилегающих переулках (поговорим и о них, в своё время), но зевак там практически не бывает. У нее свое лицо, у этой улицы, своя душа. Этим улицам не миновать общей судьбы, но они еще чудом сохранили свой дух, свое неповторимое обаяние. Надо ее любить, беречь, а не ломать [2]. Конечно, раньше было меньше машин и больше листвы, однако поставленный вопрос не праздный – чем определяется лицо улицы? Самыми разными факторами: близость к парадному въезду Тверской предполагает роскошь грандиозных строений.
строгости и аскетизму – опустошенная послепожарная Москва и эпоха императора-солдафона.
вывесками. То есть, здесь имеет место история, подобная «Вишневому саду» Чехова: патриархально бездумное благородство уступает место циничному рационализму? Похоже, что так, поэтому и сохраняют своё необъяснимое очарование переулки - никому до них не было особого дела.
но нельзя не уважать всеобщий энтузиазм той эпохи. Или, скажем, высотка в Котельниках: не знаю как называется этот стиль архитектуры, какая-нибудь разновидность конструктивизма, я бы назвал его «неоромантизм» - народ, победивший сначала царизм, потом разруху (а там и фашистов), не обязан жить хорошо – он должен жить красиво!
там не было ни чурок-гастарбайтеров, ни киллеров, но зато была настоящая (а не политически продажная) Родина, и была идея, за которую хотелось бы жить, но и умереть было не зазорно. Советский труд умели достойно восхвалять и прославлять (несмотря на уравниловку он был почётен), сейчас уже не то!
своего остро индивидуалистского характера. Россия – страна с глубоко укоренившимся сознанием общины – нам не надо «счастье в отдельно взятой квартире», нам можно только счастье для всех и даром! Потому-то и строились заводы и фабрики на Ура, что не для олигархов, а во благо светлого будущего страны. Каждая эпоха последует предшествующей – сталинки уже могут считаться памятниками архитектуры, но все-таки: почему современные многоэтажки не производят такого впечатления, ведь во многом они схожи (та же форма без изысков, та же функция - расселение)? Вряд ли дело здесь в штукатурке – современные краски фасадов против мрачной серости той эпохи. Может быть какой-то налет времени, патина?
Интересно, что архитектура советская является вполне законной правопреемницей царизма: дома XVIII-XIX веков могут достраиваться, надстраиваться и просто соседствовать с явно новой архитектурой, отличаясь как высотой, так и фасадом. При этом контрастность не чувствуется, по крайней мере, не режет глаза.
масштабом, структурой, материалами[5]. Помимо образования здесь необходимо иметь не только вкус (как можно заметить - это понятие относительное), но и умение чувствовать невыразимое, что для нашего времени особенно актуально, потому что недоступно. А бесцеремонность в архитектуре также непростительна как и безвкусица… Мне говорят – новая Москва! И я за новую, но я за Москву. Лужники построили на месте сараев и бараков, а эти башни, как некая саранча, заполнили сейчас всю Москву, посягнули на сердце ее – на московскую улицу[6]. (В.П. Некрасов)
Однако вернемся к началу – почему такая патетика посвящена Арбату а не Тверской или Волхонке? Моя версия такая: «у каждого из нас на свете есть места…», у Талькова это Чистые пруды, у Окуджавы – Арбат, у Венедикта Ерофеева – Красная площадь и т.д. Не обязательно место длительного проживания или город детства, но место, куда ты непременно вернешься просто чтобы отдохнуть душой. В этом смысле мой Арбат (т.е. тихое место для отдыха, поэтико-философского настроения и неспешно-длительных прогулок) – горбатые переулки Хитровки, но о том в другой раз.
[1] Москва: энциклопедия, М., 1996 [2] В.П. Некрасов «Записки зеваки» любое издание [3] Москва: энциклопедия, М., 1996 [4] В.П. Некрасов «Записки зеваки» [5] ФЗ Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ от 25.06.02 [6] В.П. Некрасов «Записки зеваки»
|