Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Заметки о живописи Николая Рериха.Стр 1 из 2Следующая ⇒
Поэзия гор На главную > Статьи > Поэзия гор Да принесут горы мир людям и холмы правду. (Псл.71: 3) Самое значительное в наследии Николая Рериха — это цикл горных пейзажей, которые он создал в Индии, Китае, Монголии; а самое значительное событие в его жизни — Центрально-Азиатская экспедиция (1923–1928 г.) Несомненно, это путешествие было предназначено ему судьбой и предуказано свыше. Ведь самое имя его построено, как горная гряда. Вслушаемся в звуки имени РЕРИХ: оно начинается со звука Р — это звук рокота земных недр, шума рек, звериного рыка, он горячий и оранжево-красный, как солнце на горизонте, и как солнце на заре, припал он к земле. Затем звук устремляется к светлому горнему миру. Е — это небо, ветер, оно веет, голубеет… Это вершина горы. Здесь святыни: здесь место молитвы, где обитают Элохимы, где преклоняются перед Всевышним пророки Его: Элиа, Экклезиаст, Иезекииль, Енох, Ездра… Затем опять склон горы: звук припадает к земле, становится красным, пурпурным, материальным, твердым, как священный камень. Это — Р. Но вот он опять взлетает ввысь, на волю протяжным И-и-и …оно синее, сизое, как облака, сиреневое; оно поёт, как иволга, в миноре… И, наконец, звук Имени опускается к глухому, хтоническому Х: оно тихое и темное, как глухомань хвойного леса. Получились у нас две горы — почти как близнецы Мера и Сумера, как Гаризим и Гевал, как Синай и Фавор — горы славы Господней. Но это ещё не всё: следом за этими горами выстраиваются вершины Елены Рерих, Святослава и Юрия — получается целая горная цепь. Поистине, святое семейство! Горный пейзаж привлекает внимание художников особого склада: это люди «не от мира сего», они ищут некую вечную истину, поэтизируют глубокую древность, создают символы трансцендентного, запредельного.Достаточно назвать Каспара Давида Фридриха, К. М. Чюрлёниса, М. Сарьяна, К. Хокусая, китайских художников, работавших в стиле «горы и воды». Николай Рерих пришел к главному сюжету своего творчества не сразу: только в сорок лет задумал он экспедицию в горные страны, и через десять лет осуществил свой замысел. В горном пейзаже можно выразить очень многое; ведь гора-это символ, знак. Это Божья тварь, созданная, как и человек, по образу и подобию Божества. Главная её примета — вертикальность. Она устремляется вверх, как и человек прямостоящий. Он встал прямо, чтобы приблизиться к Небу, чтобы созерцать Престол Всевышнего. В Священном Писании горы-это живые существа. Они ликуют, славя Бога (Псл.97: 8), они шумят от радости, прославляя искупление Иакова (Ис.44: 23), они слушают Слово Бога гор (Иез. 6: 3), содрогаются от гнева Господа (Ис.5: 25), а иногда прыгают, как овны (Псл.113: 6). Сам Бог обращается к горам, как к живым существам: «Горы Израилевы, слушайте слово Бога» (Иез.36: 4). Если горы разрушаются — это означает конец света: «Когда гора раздвоится, не станет света, светила удалятся» (Зах.14: 4). Исчезновение гор — один из эпизодов Апокалипсиса (Откр.16: 20). Важнейшие события Священной истории происходят на горах. Вместе с тем горы — предмет восторженного любования, образец красоты. «Голова твоя на тебе, как Кармил, и волосы на голове твоей, как пурпур…» (Песнь, 7: 6). Ещё более прекрасны горы в индийском эпосе Махабхарата. Принц Рама и его супруга Сита, оказавшись в изгнании, испытывая тяжелые лишения и страдания, утешаются при виде горы Читракуты, на вершине которой живут боги, а склоны покрыты роскошными цветами и деревьями, драгоценными камнями и обильной фауной. Горы и холмы иной раз спасают народ Индии от бедствий, а самих богов — от удела смертных. Вспомним эпизод с добыванием амриты, спасение народа Кришны от разрушительного дождя. В горах спасаются отшельники, гонимые судьбой, святые люди; с гор текут источники вод, в горах находят приют барсы и олени, зайцы и дикие ослы.
|