Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Внутриэк-е причины распада СССР и обр РФ
-внешний толчок: 11апр1985–мин эк-ки Сауд Аравии: более они не будут огр-ть себя в добыче нефти. Предыстория: с 1965 СССР находился в ряду крупных нефт-х экспортёров, и ↑ цены на углевод-ды обесп-ли возм-ть снабжения нас-я и помощи соцблоку.Страны соцлагеря – имели возм-ть реэкспорта нефти СССР.Запад при ↑ ценах на нефть начинает вводить энергосбер-е технологии.Дек1979–сов вторжение в Афг-н.Мир сначала не обратил внимания, но исламская его часть обеспокоилась. +в Иране–рев-я.США финанс-т исламистские орг-и→ арабский нефтедоб-й мир переориент-ся на проамер-е позиции. Следствия: неуклонное падение цен на нефть(спрос меньше предложения; 12 долларов за баррель в конце 80х), кризис в ресурсозависимой эк-ке союза. - гонка вооружений (Рейган): технол-ки СССР отставал от Амер, но в гонке вооруж-й превзошёл её. Усилив-ся милитар-я нар хоз-ва.Это приводит к серьезным диспроп-м в стр-ре пром-ти.Также возникают диспроп-и в хоз-ве союзных респ-к.Кроме того, все деньги шли на ВПК, а на промтовары денег не хватало, с/х ухудшалось, пришлось ввести талонную {у.(уже в сер 80х танков в СССР было больше, чем у всех др гос).Это также связано со страхом внезапного нападения («синдром 22июня1941»), как база военной доктрины СССР. -миф об админ-но-командной эк-ке: уже с 1953 в СССР начал форм-ся т.н. «бюрокр-й (админ-й) рынок», хотя форм-но сущ-л Гос комитет по планированию. Бюрократ-й рынок –эк-ка согласования, страна, как единое акцион-е общ-во без писаных правил, рабочее место было «акцией»(взять с работы что-то и продать).Так происходило разложение тоталит-й {ы рынком изнутри.Конкурентный рынок больше соотв-т природе чел-ка: экспансия, а не самоогран-е.При этом «предприн-во» встречалось только как статья в угол-м кодексе, т.е. {а сопротивлялась. -Уже задолго до 80х предприн-сь попытки мирной трансформации: 1.1953–Берия предлагал объед-е Герм, вывод войск из вост Евр, роспуск колхозов, т.е. т.н. «китайский путь» (аграрная страна, огромный резерв раб-й силы) 2.1964–1968–при Брежневе–идея Косыгинских реформ.Либерман предлагал позволить предпр-м получать прибыль. Но «красные директора» не умели и не хотели этого.1968– Чехословакия и провал «либерманизации» эк-ки. Эк-я суть «концепции ускорения» вступала в vsие с сущ-й в стране {й планово-админ-го упр-я.1е экон-е меропр-я команды Горбачева(введение госприемки, расширение прав трудовых колл-в, антиалк-я кампания и т.п.) эффекта не дали.С янв1987 нач-ся устойчивый спад произв-ва, кот так и не удалось преодолеть. Гос бюджет оказался подорванным антиалк кампанией, падением мир цен на нефть и Чернобыльской кат-й.Надеясь на успех реформ и увел-е цен на нефть, Горбачев стал брать кредиты у Запада.Это привело к резкому ↑ гос долга. Закон «об общих началах предприн-ва в СССР»1989 привел к появлению частного предприн-ва. Возникли соц-е группы, Влад-е ср-ми произ-ва. Обострение проблем труда и быта вызывало разл-е формы соц протеста. С 1989 растет забаст-е движение. Нач-ся борьба за перераспр-е фин потоков м/у центром и регионами.Посл-е обвиняют центр в несправ-м расп-ии ср-в. На полит Ур-не это сопр-ся идеей эк-го суверенитета союзных респ-к, кот наиб послед-но проводят народные депутаты от респ-к Прибалтики. Летом 1990 прав-во Рыжкова разраб-ло эк-ю антикриз-ю прогр-му, исход-ю из идеи постеп-ти вхождения в рынок («сначала стаб-ия, потом рынок»), альтернативная прогр-ма была предложена Шаталиным и Явлинским – «500 дней»: введение своб-го рыночного ценообр-я, допущение руг-емой безраб-цы, масштабная приватиз-я гос собств-ти. Но Горбачев предпочел прогр-му В.С.Павлова – осущ-е жесткого гос контроля при переходе к рынку. Она начала реализ-ся с янв1991, предполагая нанести «смерт- й удар по теневой эк-ке», но он пришелся по всему нас-ю, при этом «теневики» пострадали меньше всего. Вследствие острого тов-го кризиса и инфл-ии с весны 91 наблюдался рост забастовочного движения, общее число превысило 1 млн чел. Последствие эк-их преобр-й, повлиявшее на внутригос соц состояние и ускорило процесс дезинтегр страны. Катастр-е пол-е эк-ки к 91г.След-но эк-ие предпосылки: 1.Давление теневого рынка вынудило власть разрешить орг-ю кооперативов.2.Обесценивание денег3.Цеховики сколотили большой капитал(подпольный бизнес). 4.Падение добычи нефти. 5.Эк-ка вставала на путь дезорг-ции 6.Пром-ть перешла к натур. обмену.Заводы вставали. 7.июль 1991-большая 7ка отказалась дать кредит 8.Товарный кризис, инфляции9.Рухнула ден-я {а.Т.о. ни проблема созд-я рыночной эк-ки не была решена, ни кризисное положение гос-ва, не было выр-но четкой эф-й гос-й эк-й пол-ки. Страна погрузилась в еще более усилившийся эк-й, соц-й, полит кризис, ознаменовавший начало распада Союза. 4. «Декларация о государственном суверенитете РСФСР» и ее исторический смысл и значение. 29 мая1990 Съезд нар депутатов избрал Ельцина Председ Верховного Совета РСФСР.12 июня тот же Съезд принял «Декларацию».Первый правовой акт, означавший начало ликвидации Союза.? о рос сув-те стал главным на 1м съезде нар-х депутатов респ-ки, о нём говорилось в преамбуле док-та. Выражая волю своих избир-й, делегаты съезда, с редким для них единодушием, большинством голосов приняли Декл о гос сув-те РСФСР. Подписана Председателем Верховного Совета РСФСР Ельциным. Ее принятие стало рубежом, как в развитии РФ, так и всего СССР. Но в тексте самой Декл содержались положения, кот не только противоречили Конст СССР, но и ставили под сомнение и само сущ-е Союза, т.к. очень остро стоял? союзных респ-к. Выбор рос депутатов во многом был опр-н поведением др союзных респ-к, кот уже провозгласили свою незав-ть. Органы власти РФ имели право решать все вопросы гос и общ-й жизни, за искл тех, кот ею добровольно передавались в ведение Союза ССР. Декл подтвердила необх-ть расширения прав автономных респ-к, краев и областей. Хотя Декл лишь закон-но разграничила полномочия центра и республики и в этом смысле не выходила за пределы союзной Конституции. Тем не менее провозглашение гос-й незав-ти РФ означало на деле двоевластие в стране.Проголосовав за незав-ть, нар-е депутаты подтолкнули и без того сильные сепаратистские настроения в др респ-х. Т.о, истор-й смысл этого док-та–это 1й док-т первого демокр-го института–Съезда, рез-та первых более или менее демокр-х выборов за много десятилетий (парлам-е выборы 1989 не считаются, т.к. тогда была только одна партия КПСС, → Нет демократии; все смотрели, слушали и не работали). Итак, 1ый Съезд нар депутатов РСФСР провозгласил гос сув-ет РСФСР на всей ее территории и заявил о решимости создать демокр-е правовое гос-во в составе обновл-го Союза ССР. Данная декл закрепила гос суверенитет РСФСР и постановила, что – это ест-е и необх-е усл-е сущ-я государственности России, имеющей многовек-ю историю, культ. Носителем его и источником гос власти в РСФСР по Декл явл-ся многонац народ, кот осущ-т гос власть непоср-но и ч/з представ-е органы на основе Констит РСФСР. В отн-ии др респ данная декл закрепляла уважение и сув-е права союзных респ-к и Союза ССР, а также факт объед-я РСФСР с др респ-ми в Союз на основе Договора. По декл РСФСР сохраняло за собой право своб-го выхода из СССР в порядке, уст-ым Союзным дог-м и осн-ым на нем зак-вом. Порядок изменения тер-ии РСФСР рассм-ся только ч/з волеизъявл-е народа, выр-го референдумом. Подтверждалась необх-ть расширения прав авт-х респ-к, областей, округов, равно как краев и обл РСФСР. С т.зр. админ и полит значения декл: закрепляла респ гражд-во РСФСР за каждым гражданином, сохраняла гражданство СССР; гарантировала всем гражд-м, полит партиям, общ-м орг-ям, массовым движениям и религ орг-ям, действ-м в рамках РСФСР, равные правовые возм-ти уч-ть в упр-ии гос-ми и общ-ми делами; закрепляла факт разделения зак-й, исп-й и судебной власти, как важный принцип функц-я РСФСР как правового гос-ва; заявляла о приверженности РСФСР общепризн-м принципам м/н права и готовности жить со всеми стр-ми и народами в мире и согласии; И, главное, Декларация 12июня1990 года являлась основой для разработки новой Кост-ии РСФСР, заключения Союзного дог-ра и совершенствования зак-ва респ-к. 5. События 19-21 авг 1991: подготовка, развитие и историческое значение. 18 авг Горбачев- в Крыму. 20го собирался в Мск, где было назначено подписание так назыв Ново-Огаревского дог-ра о создании new союза, окончательно согласованного до его отъезда в Крым. (Этот проект был разработан в ходе переговоров 9 лидеров респ в Ново-Огарево, на правит даче под Мск. (Не принимали участия в переговорах руководители Прибалт респ-к, Грузии, Армении и Молдовы.) Согласно проекту дог-ра: 1)респ-ки, входящие в new Союз, получали значительно > прав, 2)центр превращ из управляющего в координирующий. Реально в руках союзного руководства оставались лишь вопросы обороны, финанс пол-ки, внутр дел, частично — налоговой и соц пол-ки. Часть вопросов принадлежала к совместной союзно-республиканской компетенции (прежде всего принятие new законодат актов, определение размеров налоговых отчислений на нужды центра, а также основных направл-й их расходования). Этот договор подвергался серьезной критике). Неожиданно на виллу прибыла делегация из 4х высокопоставленных лиц, кот в ультимативной форме потребовали от Горб объявить в стране ЧП. Горбачев отказался. Ему было заявлено, что в Мск уже образован Комитет (ГКЧП), куда вошли главные деятели гос-ва и многие члены правит-ва, для того, чтобы в любом случае ввести ЧП, хочет того Горбачев или нет. С этого момента президент оказался полностью изолированным от страны и мира, лишен всех средств связи и практически взят под дом арест. Утром 19 авг Комитет предстал перед страной в качестве органа, наделенного всеми властными полномочиями. Было объявлено, что Горбачев болен. Требование введения ЧП уже в теч неск мес было предметом столкновений м/у Горбачевым и группой влият членов правит-ва, в частности new премьер-мин Павловым, председат КГБ Крючковым и мин.обороны Язовым. В нем как таковом ничего незаконного не содержалось. На тот случай, если такой шаг потреб-cя, был принят спец-й закон. Он предусматривал, что решение о введении ЧП принимается только парламентом, кот в связи с этим наделял бы президента необходимой полнотой власти. Это-то и ответил Горбачев 4м эмиссарам ГКЧП. Но он не впервые воспротивился подобному требованию: в предшеств месяцы это произошло дважды: на Пленуме ЦК партии и на 1м из закрытых заседаний Верх-го Совета. В обоих случаях ему было заявлено, что если он не согласен, то должен оставить свой пост. Горбачев не уступил. Новостью на сей раз стал тот факт, что бывшие коллеги решили действовать без его ведома и vs него. 19 авг 91 г в 6 ч утра по мск по радио и тв передавалось «Заявление советс руководства», гласившее: «В связи с невозможностью по состоянию здоровья исполнения Горбачевым М.С. обязанностей Президента СССР и переходом в соотв со ст 127.7 Конст СССР полномочий Президента СССР к вице-президенту Янаеву Г.И.», а для управления страной образуется Гос комитет по ЧП в СССР (ГКЧП СССР). ГКЧП возглавили: 1й заместитель председателя Совета Обороны СССР О.Бакланов, председатель КГБ СССР В.Крючков, премьер-мин СССР В.Павлов, мин внут дел СССР Б.Пуго, председатель Крестьянского союза СССР В.Стародубцев, президент Ассоциации гос предприятий и объектов пром-ти, строительства, транспорта и связи СССР А.Тизяков, мин обор СССР Д.Язов, и.о.президента СССР Г.Янаев. Постановление ГКЧП №1 предписывало приостановить деят-ть полит партий, обществ организаций, запрещало проведение митингов, уличных шествий. Постановление №2 запрещало выпуск всех газет, кроме следующих: «Труд», «Рабочая трибуна», «Известия», «Правда», «Красная звезда», «Советская Россия», «Московская правда», «Ленинское знамя», «Сельская жизнь». Сопротивление путчистам возглавили президент РСФСР Б.Ельцин и руководство России. Был выпущен Указ Ельцина, где создание ГКЧП квалифицируется как гос переворот, а его члены - как гос преступники. В 13 часов президент РСФСР, стоя на танке, зачитывает «Обращение к гражданам России», в кот называет действия ГКЧП незаконными и призывает граждан страны «дать достойный ответ путчистам и требовать вернуть страну к нормальному конституц-му развитию». Обращение подписали: президент РСФСР Б.Ельцин, председатель СМ РСФСР И.Силаев, председатель ВС РСФСР Р.Хасбулатов. Вечером по ТВ была показана пресс-конференция членов ГКЧП, были видны дрожащие руки и.о.президента СССР Г.Янаева. 20 авг вокруг Дома советов РСФСР (Белого дома) собираются добровольческие отряды защитников (ок 60 тыс чел) для обороны здания от штурма правит войск. 20 авг по приказу ГКЧП проведена подготовка не планировавшегося ранее захвата здания Верх Совета РСФСР группами спецо назначения КГБ СССР, но в связи с невозможностью её проведения без значит-х чел жертв среди мирн нас-я штурм был отменён. В ночь на 21 авг, ок часа ночи, колонна боевых машин десанта подошла к баррикаде ок Белого дома, ок 20 машин прорвали первые баррикады на New Арбате. Группа «Альфа» отказывается брать штурмом Бел дом. Утром 21 авг начался вывод войск из Мск. В 11: 30 21 авг началась чрезв сессия Верх Совета РСФСР. Выступая перед депутатами, Б.Ельцин заявил: «Путч произошел именно в тот период, когда демократия начала нарастать и набирать темпы». Он вновь подчеркнул, что «переворот явл антиконституционным». Сессия поручила PM РСФСР И.Силаеву и вице-президенту РСФСР А.Руцкому отправиться к президенту СССР М.Горбачеву и освободить его от изоляции. Почти в это же t члены ГКЧП тоже вылетели в Форос. 22 авг Президент СССР М.Горбачев с семьей вернулся в Мск. Заговорщики по приказу президента СССР были арестованы. Важнейшим результатом " авг революции" было запрещение во внесудебном порядке КПСС и компартии РСФСР, а также ряда просоветских общественных организаций. Результатом авг событий 1991 г. явился распад СССР из-за того, что Горбачев утратил влияние и власть. 6. «Беловежские соглашения»: исторический смысл и дискуссии по их поводу в обществе. 8.12.91 г в Вискулях (резиденции белорус правит-ва в Беловежской пуще) руководители РСФСР, Белор, и Укр (Б. Ельцин, С.Шушкевич и Л.Кравчук) подписали Беловежское соглашение, констатировавшее прекращ сущ-я СССР как субъекта м/н права и декларировавшее образ-е СНГ. Было объявлено, что «СССР как субъект м/н права и геополитическая реальность прекращает свое существование». Это теоретически означало, что Сов Союз как гос-во больше не существует на карте мира. Однако формально Союз продолжал существовать, так как о выходе из него не заявили др респ-ки, согласно Конст-и являвшиеся соучредителями единого гос-ва наравне с Рос, Укр и Белорус. Поэтому с м/н-правовой точки зр СССР перестал существовать На 4й сессии Верх Совета РСФСР Ельцин заявил, что главный итог состоит в том, что 3 респ-ки, выступавшие учредителями СССР, приостановили «процесс стихийного, анархичного распада того общего пространства, в кот живут наши народы», что найдена new формула – СНГ, а соглашение явл базой для динамичного развития new типа связей м/у сувер-ми гос-вами. Положен конец самому главному препятствию – союзному центру. 21.12.91 г в Алма-Ате главы 11 суверен гос-в подписали протокол к этому соглашению, в кот было отмечено, что Азербайджан, Армения, Белорус, Казахстан, Киргизия, Молдавия, РФ, Таджикистан, Туркмения, Узбекистан и Укр на равноправных началах образуют СНГ. В дек 93 г к СНГ присоединилась Грузия. Из республик бывшего СССР в СНГ не вошли Латвия, Литва и Эстон. СНГ действует на осн-и Устава, принятого Советом глав гос-в 22.01.93 г. Согласно Уставу, гос-ва-члены СНГ суверенны и равны и явл самостоят-ми и равноправными субъектами м/н права. Основная цель Содружества - осущ сотрудничества в полит, эк, эколог, гуманит-й и культ обл-х. 23.12. во t встречи Горбачева и Ельцина были обсуждены вопросы, связанные с прекращением деятельности союзных структур. 25.12.91г. Верх Совет РСФСР утвердил new название республики – РФ. 2512. М. Горбачев выступил по TV с заявлением о том, что в силу сложившейся ситуации с образ-ем СНГ, он прекращает свою свою деят-ть на посту Президента СССР. Ч/з полчаса red флаг над Кремлем был заменен трехцветным рос-м. Большая часть рос нас-я восприняла весть об офиц «кончине» СССР относит-но равнодушно. При ответе на него нужно принять во внимание ряд факторов. Во-1х, сказалась усталость от затянувшейся неопределенности. В теч многих мес ощущалось, что страна находится в сост полураспада, кот никак не может закончиться. В этом плане Беловежье представлялось наконец-то сделанным выбором. Во-2х, длительное t все являлись свидетелями нарастающей недееспособности растаскиваемых республиками центральных управленческих структур, что привело к их практически полному параличу к дек 1991г. В-3х, психологически восприятие исчезновения СССР облегчалось созданием СНГ, т.е. было преподнесено не как ликвидация, а как трансформация ранее существовавшего гос-ва. 7. «Шоковая терапия» 1992 года и ее политико-экономические последствия. После авг событий 91 г. и развала СССР освобождение от центр союзн властей позволило независимой России быстрее и энергичнее встать на путь широких соц-эк преобразований. Правит-во России начало форсированный переход к рынку. Авторами программы либеральных эк преобразований были члены new правит-ва Е.Т.Гайдар, А.Б.Чубайс, А.Н.Шохин. Они видели выход в проведении «монетаристской» пол-ки, согласно кот вмешательство гос-ва в эк-ку д.б. минимальным. Эк-ку надо лечить «шокотерапией» - нерентабельные предприятия обанкротятся, а те, кот смогут выжить, перестроятся на выпуск дешевой и кач-й продукции. Для консультаций в осуществл-и реформ была приглашена группа иностр советников во главе с Дж.Саксом (США). Прав-во возлаг надежды и на финанс help Запада. Началась эк реформа с либерализации цен (отказа от администр регулир-я цен), установления high уровня налогообложения, урезания соц программ. Все это преследовало цель устабилизировать финанс положения, уменьшить дефицит гос бюджета, оpen стране дорогу в м/н эк и финан-е организации. С 1.01.92 цены на большинство товаров и продуктов были отпущены. Их рост превзошел все ожидания: в теч 1992 г цены подскочили в 36 р! Рост зарплаты и соц выплат не успевали компенсировать снижение покупательной спос-ти нас-я. Все сбережения нас-я моментально обесценились. Большинство нас-я тем самым оказ-сь за чертой бедности. Либерализация цен привела к быстрому наполнению потребит-го рынка товарами, в одночасье решив проблему товарн дефицита. Оказавшиеся в new условия нас-е начало приспосабливаться к росту цен. Очень важно было преодолеть псих барьер неопределенности и бездеятельности. Многие люди стали надеяться на свои силы, постепенно осознвая, что гос-во уже не будет заботиться о них, как раньше. 29.01.92 вступил в действие указ президента «О свободе торговли», предоставивший право рос гражданам заняться предпринимательством в сфере торговли. Указ подтолкнул к занятию торгово-посреднической деятельностью сотни людей. При этом рост торгово-посреднических операций происходил на фоне падения объема пром произв-ва и престижа производит-го труда. Но освобождение цен, временно укрепившее финанс систему, не остановило падение произ-ва. Либерализация цен вызвала резкий рост тарифов на перевозки, цен на энергию, сырье и т.д. Началось сокращение спроса на многие товары и виды продукции. Падение пром произв-ва за 1992 составило 20-25%. Под угрозой банкротства оказались целые отрасли. В с/х повышение цен на горючее, технику, стройматериалы вызвало соответственно рост цен на зерно и овощи, а подорожание кормов вело к сокращ поголовья скота, к падению произ-ва мяса и молока. Отечественные с/к продукты стали дороже импортных, что вело к свертыванию деятельности всего агропромышленного комплекса. В 1993 г, как и в предыдущем, падение произв-ва продолжилось, составив примерно 20%. Рос рынок заполнялся импортными товарами, а народное хоз-во все в большей степени приобретало топливно-сырьевой хар-р. В особо критич положении оказались предприятия военно-пром комплекса. Сотни тысяч высококлассных специалистов были вынуждены уйти в др отрасли хоз-ва, прежде всего в торговлю. Не оправдались расчеты правит-ва на значит финанс help Запада. Вместо обещанных 24 млрд.$ Россия получила всего 12, 5 млрд в форме кредитов на закупку продовольствия у тех же зап стран. Либерализовав цены, правит-во приступило к приватизации гос предприятий. Концепция приватизации была разработана Госкоимуществом России во главе с Чубайсом, 1.06.92 г. Занявшим пост заместителя председателя прав-ва. На первом, «ваучерном» этапе (92-94гг), всем гражданам России передавались приватизационные чеки (ваучеры), кот давали право на приобретение акций предприятий, а гос предприятия преобразовывались в акционерные общества. Чеки стоимостью в 10 тыс р. (сумма была определена на исходя из оценки имущества рос предприятий на 1.01.92 в 1 трлн 400 млрд р.) получили все граждан России, родившиеся до сент 1992 г. По всей стране создавались чековые инвестиционные фонды, задачей кот была аккумулирование средств нас-я и обеспечение инвестиций в произв-во. Однако вследствие инфляции ваучеры обесценились. Многочисленные инвестиционные фонды, собиравшие ваучеры у нас-я, один за другим объявляли себя банкротами. Фактич-и произошел бесплатный раздел бывшего гос имущества м/у чиновниками, непосредственно осуществлявшими приватизацию, предстваителями бывшей партийной и хоз номенклатуры, финансовыми пирамидами. Приватизация принимала все > криминальный хар-р. 8. Политическая борьба в РФ в 1992-1993 годах: ее воздействие на развитие страны. После распада СССР началась ликвидация прежних структур власти и управления. Нек бывшие союзные учреждения и ведомства передавались в распоряжение рос управленческих структур. Резиденцией президента страны стал Мск Кремль. 21.04.92 г. было изменено офиц название рос гос-ва. РСФСР была переименована в РФ. С прекращением сущ-я СССР не изменился хар-р взаимоотнош-й м/у президентом, с 1й стороны, Верховным Советом и Съездом нар депутатов — с др. Отсутствие четкого разграничения полномочий м/у ними вызывало острое противостояние 2х ветвей гос власти — законод и исполн-й. Взаимоотнош-я м/у ними особенно обострились в период разработки констит-го проекта Рос гос-ва. Среди парламентариев усилились антипрезидентские настроения. Многие члены депутатского корпуса выступали за возвращение страны на путь прежнего полит развития и за восстановление СССР. В дек 92 г. Б. Н. Ельцин в обращении к народу заявил о превращении парламента в «реакционную силу». Оппозиционные настроения парламентариев находили поддержку у значит части нас-я. У многих россиян вызывало недовольство продолжение курса на развитие рыночной эк-ки, продолжавшийся эк кризис и отсутствие соц гарантий. В дек 92 г. под давл законодат власти ушло в отставку правит-во Е. Т. Гайдара. Новым PM Кабинета Министров стал В. С. Черномырдин. Но это не сняло напряженности в общ-ве и во взаимоотн-х президента Б. Н. Ельцина и парламента. В апр 93 г. по инициативе Съезда нар депутатов был проведен референдум о доверии президенту, о досрочных выборах президента и нар депутатов. Из 69 млн. чел, участвовавших в выборах, свыше половины поддержали президента и проводимую им соц-эк пол-ку (соотв-но 58, 7% и 53%). За досрочные выборы депутатов проголосовали 67, 6% избирателей. Итоги референдума, означавшие победу президентских сил, углубили полит кризис. Противостояние ветвей власти усилилось осенью 1993 г. К этому t президентом и его советниками был подготовлен проект new Конституции РФ. Однако парламентарии, стремясь ограничить всевластие президента, откладывали ее принятие. Исходя из сложившейся в обществе и гос-ве взрывоопасной ситуации, вечером 21 сент 1993 г. Б. Н. Ельцин в ТВ обращении к гражданам РФ обнародовал основные положения указа № 1400 «О поэтапной конституционной реформе». Он провозгласил роспуск Съезда нар депутатов и Верх Совета РФ, а также объявил о формир-и 2хпалатного Фед Собр-я на основе провед-я выборов в Гос Думу и наделении функциями верхней палаты new парламента Сов Фед-и (последний был создан летом 1993 г. как консультативный орган при президенте РФ). Фактически это означало роспуск прежних советс органов законод власти. New выборы были назначены на 12.12.93 г. Одноt с ними должен был состояться референдум по проекту new Конституции РФ. В тот же вечер Председатель Верх Совета РФ Р. И. Хасбулатов охарактеризовал указ Президента как антиконституц гос переворот. Его поддержало большинство членов Конституционного Суда. В ночь на 22 сент, опираясь на уже отмененную президентом РФ Конституцию, вице-президент А. В. Руцкой заявил о возложении на себя президентских полномочий. Собравшиеся 22 сент на X (внеочередной) Съезд нар депутаты решили не покидать здание Верховного Совета — «Белый дом», кот к этому t уже было оцеплено силами правопорядка, подчиненными Президенту. На требование исполнит власти сдать оружие защитники власти Советов ответили отказом. В теч 10 дней продолжалось напряженное противостояние. Неоднократно предпринимались попытки найти мирное решение кризиса. Сторонники Верхов Совета и представители Президента вели переговоры при посредничестве Рус правосл церкви. Но компромисса достичь не удалось. Апогеем противостояния м|у ветвями власти стали трагич события, развернувшиеся в Мск 3—4 окт 93 г. 3 окт массовые митинги и манифестации сторонников Верх Совета переросли в открытое вооруженное противоборство. Было захвачено здание мэрии на New Арбате, а затем нападению подвергся телецентр в Останкино. В ответ Президент объявил в столице ЧП и ввел войска. Утром 4 окт начался обстрел «Бел дома» из танковых орудий, а ч/з неск часов отряды спецподразделений взяли здание Верховного Совета штурмом. Главные полит оппоненты През Ельцина были арестованы.. Б. Н. Ельцин возложил на себя полномочия по обеспечению прямого президентского правления в стране вплоть до проведения выборов в Фед Собрание и референдума по Конст России. Одноt по всей стране начался процесс упразднения местных органов советск власти, их полномочия переходили к представителям През РФ. Т.о., конституц кризис в России был разрешен силовыми методами. 9.Сентябрьско-октябрьский кризис 1993: истоки и пути разрешения События 21 сент- 4 окт1993 г явились кульминацией конституц кризиса в РФ 92-93 гг, представлявшего собой противостояние м/у двумя полит силами: с 1й стороны — През РФ Ельцин, и контролируемая им исполн. власть, сторонники Ельцина, с др стороны — руководство и большая часть депутатского Верховного Совета и Съезда нар депутатов во главе с Р. И. Хасбулатовым, а также примкнувшие к ним Вице-президент Руцкой и отдельные представители исполн власти. Но пока президент пользовался поддержкой большинства депутатов, это противостояние ощущалось слабо. Но с началом непопулярных жестких эк реформ нарастала соц напряжённость, рост полит активности во многих слоях общ-ва и рост оппозиционных настроений. В янв-февр 1992 г во многих городах прошли митинги сторонников возврата к старым порядкам. Хасбулатов и Руцкой выступали с критикой радикальных эк реформ, началось массированное наступление на прав-во Ельцина. Противоречие Советов и Президента зашло в тупик, решить проблему могло только изменение Конституцию, внести поправки в кот мог только всенародный референдум. Каждая из ветвей выстраивала свою } взаимоотн-й с рег властями, след. каждая из сторон создавала свои организац-е структуры: Ельцин – Совет глав республик, Хасбулатов – Всерос совещание советов всех уровней. Итак, предыстория конфликта: - Введение поста Президента при сохранении практически неограниченных полномочий Съезда нар депутатов РФ и Верховного Совета РФ породило в РФ проблему двоевластия. - Противостояние 2х органов власти приняло весьма тяжёлые формы. В мае 1993 г. во t демонстрации сторонников Верховного Совета участники демонстрации напали на милицию, среди кот было неск убитых. Верховный Совет неоднократно предпринимал попытку импичмента Президента, однако не набирал нужного числа голосов. После 1й из таких попыток Ельцин объявил референдум с 4 вопросами. После того, как референдум большинством голосов подержал позицию През, роспуск Верховного Совета стал лишь вопросом t. - В авг 1993 г. в связи с подозрениями в коррупции был отстранён от должности вице-президент Руцкой. Суть конфликта: Рос Конституция, по мнению сторонников президента Ельцина, стала тормозом в проведении реформ, а работа над new редакцией велась медленно и неэффективно, президентом был издан указ № 1400 «О поэтапной конституц реформе в РФ», президент объявил о роспуске съезда и Верховного Совета и проведении 12.12 референдума по new Конституции и выборов в 2хпалатное Фед собрание (Гос Думу и Совет Фед). Указ Президента формально противоречил ряду статей действующей Конституции, но оставлял оппозиции реальную возможность пойти на выборы и демократическим путем решить? о власти. Конст суд РФ, ночью экстренно собравшись на заседание по призыву В. Д. Зорькина, пришел к заключению, что данный указ в 12ти местах нарушает Рос Конституцию и явл основанием для отрешения Президента РФ от должности. Находившийся в Бел доме, отказались подчиниться указу президента, посчитав его неконституционным, и объявили действия Ельцина гос переворотом. Съезд избрал вице-президента А. Б. Руцкого исполняющим обязанности президента. После этого противостояние сторон переходит в плоскость силовой борьбы. Оборону Бел дома возглавили вице-президент Руцкой и председатель Верх Совета Хасбулатов. Блокада Бел дома частями милиции, подчинившимися Ельцину. Защитники Бел дома (собравшиеся по призыву Руцкого и Хасбулатова жители Мск и окрестных городов) предприняли по призыву Руцкого и Макашова штурм мэрии и штаба объединённых Вооруж сил СНГ, а 3 окт предприняли штурм телецентра Останкино. 3 окт Ельцин объявил в Мск ЧП и ввел в город танки. 4 окт в рез штурма и танкового обстрела Бел дом был взят под контроль войсками, верными Ельцину. В ходе октяб событий погибло по офиц данным около 150 (по данным оппозиции ок 1500) чел, и перестала существовать }ма Cоветов. Т.о., в рез целого ряда указов Ельцина, последовавших за подавлением сопротивления, Советс власть, просуществовавшая 76 лет, была ликвидирована.Исполнит власти оставалось только закрепить достигнутые успехи принятием new конституции и проведением выборов в new парламент России. В 1994 г. арестованные участники октяб событий были «амнистированы» Гос Думой РФ. Хотя ни 1 из них не был осуждён, все они согласились на амнистию. Вне зависимости от правовых и иных оценок действий сторон «черный октябрь» окончательно разрушил }му Советов и Сов власти. Введение поста Президента при сохранении практически неограниченных полномочий Съезда нар депутатов РФ и Верховного Совета РФ породило в России проблему двоевластия кот осложнилась расколом общества на сторонников демократических реформ (Ельцин) и консервативно-патриотических сил (Р.Хасбулатов). В усл, когда Рос Конституция, по мнению сторонников президента России Бориса Ельцина, стала тормозом в проведении реформ, а работа над new редакцией велась слишком медленно и неэффективно, президентом был издан указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в РФ», в кот президент объявил о роспуске съезда и Верховного Совета и проведении 12.12. референдума по new Конституции и выборов в двухпалатное Фед собрание (Гос Думу и Совет Фед). К этому же сроку предполагалось завершить работу по подготовке new Конституции. Далее из вопроса события сент-окт 1993г., если хотите. 12.12 вместе с выборами в Госдуму состоялся референдум по Конституции. За проект new основного закона высказалось > 50% по данным ЦИКа. Принятие конституции явл очень важным шагом на пути демократизации и обновления России. Конституция 1993 г – это 1я за всю историю России демократическая Конституция. Это была 6 Конституция в России в 20 в (до этого 1906, 1918, 1923, 1936, 1977 Конст СССР, 1978 Конст РСФСР). Она положила конец идеологизации гос власти страны, всей }ме сов тоталитарного режима. Был утвержден принцип разделения властей. К моменту принятия конституции не оформились еще new социальные группы и партии, не закончилось формирование полит и эк структур new общ-ва. В силу этих причин new рос Конституция несла в себе черты переходного периода, определенных компромиссов. Наиб заметной чертой был заметный дисбаланс сил м/у президентом и парламентом. Президент имел чрезвычайно широкие полномочия. Процесс выдвижения импичмента был сложен. Это было сделано и продумано командой Ельцина специально для того, чтобы не допустить очередного коллапса власти. Человек, его права и свободы (а не коллектива, класса, партии, как это было прежде) названы в основном законе высшей ценностью. Провозглашались свобода слова, мысли, свобода СМИ, запрещалась цензура. New рос конституция изменила хар-р гос власти, форму правления и принципы законодат деят-ти. Гос Дума. К ведению нижней палаты отнесены: принятие законодат актов, утверждение госбюджета и контроль над его исполнением, контроль над соблюдением прав чел, участие в формир-и правит-ва РФ. Совет федерации это верхняя палата, кот представляет интересы субъектов фед. Главная функция – рассмотрение законов, принимаемых нижней палатой. Была узаконена new полит гос }ма. А в соответствии с м/н правом признавались и гарантировались все основные права и свободы чел.
|