Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ИЛЛЮСТРАЦИИ 5 страница
Так и Модрочке шлю все мое устремление к строительной работе. Ей много дано, и потому хочется видеть способности ее приложенными в жизни. Модрочка, приложить нужно старания, нужно торопиться слагать основу новой твердыни. Собирать нужно молодых. Нельзя сразу ждать толп последователей, для всего нужно потрудиться, и как еще потрудиться! В чем же подвиг жизни, как не в преодолении трудностей! Так встретим новый год с твердым решением претворить Учение в жизни и трудиться во имя Великого Владыки на Общее Благо. «Истинно, Учение Жизни является пробным камнем. Никто не пройдет мимо, не показав свою сущность. Кто возрадуется, кто ужаснется, кто вознегодует. Так каждый должен показать, что таится в глубине его сознания. Не удивляйтесь, что реакция Учения так различна и ярка. Нарада высекал такие же различные искры из сознаний человеческих. Если кто-то не может вместить устоев справедливости и нравственности, пусть он проявит свою негодность. В явной формуле пусть возможно менее останется масок лицемерия, пусть проявится дикость, ибо она не может долго пробыть под одеждою притворства. Так же пусть возликует молодое сердце, оно может явить себя в радостном восхождении. Так пусть мера Учения будет и показанием деления человечества. Зло и добро должны различаться, но такое распознавание дается нелегко»[47]. «Человек спасенный мнит себя погибшим. Уже погибший думает, что он победил. По всему Миру ползают недомыслия. Наяву люди окружены призраками. Можно усмотреть безумие целых народов. Учение может открыть многие глаза и напомнить о нерушимости основ»[48]. «Предостерегайте, чтобы не злословили на Высшие Силы. Безумцы не понимают, что мысли их преломляются о мощные Лучи и поражают самих безумцев. Если они и не падают немедленно мертвыми, это еще не значит, что организм их не начал разрушаться. Своя же стрела найдет зачаток язвы и вызовет ее наружу»[49]. «Утверждаю, что явлений много, но люди так слепы и не видят хлеб приготовленный. Люди не хотят признать то, что всеми силами уже ПРИБЛИЖАЕТСЯ. Пусть на перепутьях странники поют о сужденном Братстве»[50]. Родные мои, шлю Вам всю любовь и ласку и устремляю сердцем к единению. Прошу передать милым Фосдикам мою радость их работе. Сердцем с Вами, Е.Р.
Е.И.Рерих – Г.И.Фричи [51] 25 января 1937 г. Моя дорогая Инге, Большое сердечное спасибо за Ваше письмо. В эти ужасные дни, через которые сейчас проходит мир, духовное понимание и сотрудничество неоценимы. Нас особенно тронуло то, что Вы понимаете, как больно сознавать, что главный пункт нашего дела, а именно чудовищное нарушение доверия и предательство всех основ, не был принят во внимание даже нашими защитниками. Согласно господствующей психологии, тот, у кого больше золотых монет, всегда и во всем прав, и, следовательно, ему все дозволено и законы страны будут на его стороне. Так, истинное значение дела осталось не понятым, и вместо великого дела защиты культурных сокровищ и нравственных принципов нам пришлось столкнуться только с ничтожностью законов и противодействовать махинациям, изобретенным апостатами за тринадцать лет. Мы хорошо понимаем, что Брат находится на нашей стороне только благодаря его дружбе с Амридочкой. Только она может направлять его. Без нее он бы никогда не отважился противостоять фирме наших противников. Думаем, что благодаря этой дружбе он сможет оказать еще какую-то помощь. У него большой опыт, он хорошо знает характер своих коллег и может избежать ловушек. Учитывая все это, мы думаем, что ввиду этих условий желательна отсрочка, позволяющая выявиться новым обстоятельствам. Жаль, что Франсис до сих пор не повидалась с Баттлем. Он был очень дружелюбен к профессору Рериху и хорошо знает Эрнста. Крайне важно держать всех влиятельных людей в курсе сложившейся ситуации. Существует русская поговорка: «Под лежачий камень вода не течет». Мы хорошо знаем обо всех трудностях, но если бы некоторые советы Владыки были приняты вовремя, многое было бы легче. Не будем также забывать, что Победа была обещана при условии установления единения. Вот почему мы так ценим крепкую дружбу и единение, существующие между Вами, Амридочкой и г-жою Уэлш. Это единение поможет укрепить наших воинов. Сердечное спасибо за это наиболее ценное участие. Такое единение – наша радость, ибо ничто не причиняет такую боль, как осознание разлада, увеличивающее скорбь моего сердца. Поэтому, моя дорогая Инге, наблюдая за обстоятельствами, будем проявлять спокойствие и терпение. Закон Высочайшей Справедливости нерушим. Мы знаем, что самое важное будет охранено, и поэтому будем строить, невзирая на окружающий шторм. После туч солнце особенно ярко сияет. Будем думать о строительстве. Будем думать, как через Учение привлечь к сотрудничеству молодежь. Будем содействовать изданию Книг. Книги на русском языке распространяются, и очаги Света растут. Отовсюду мы получаем письма с духовными запросами и являемся свидетелями самых трогательных проявлений. Как много друзей смогут приблизиться через эти Книги! Мы высоко ценим неустанную заботу Амридочки о делах и понимаем ее нелегкую задачу по созданию миролюбивой атмосферы среди защитников в некоторых ситуациях. Но, как бы ни были трудны эти дни, – они пройдут, и мы станем свидетелями счастливых времен. Для меня будет огромной радостью увидеть всех, кто от всего сердца работает на Великое Дело. Большое спасибо также за чек. Мы были глубоко тронуты, ибо знаем, что он послан не от излишества, а от доброты сердца. Как здоровье Спенсера? Теперь ему больше нравится в школе? Сердечно обнимаю Вас и Амридочку и шлю мысли мужества и радости духа. Мои сердечные приветствия г-же Уэлш, часто думаю о ней. Сердцем и духом с Вами.
Е.И.Рерих – А.И.Клизовскому 27 января 1937 г. Дорогой Александр Иванович, выразить трудно, как обрадовало и как тронуло меня Ваше письмо к Владимиру Анатольевичу, которое он мне прочел. Сердце полно глубокой признательности к Великому Владыке за Его неусыпную заботу о всех преданных служению Общему Благу. Так берегите здоровье – это самое главное. Столько еще нужно сделать, а Вы знаете, как малочисленны ряды сознательных бойцов за Свет, за устои Бытия, и какие множества на стороне тьмы. Конечно, космическая справедливость приходит на помощь, и сейчас мы являемся свидетелями, как скорпионы пожирают друг друга. Больше чем когда-либо нужно оберечь сейчас каждого могущего стать водителем в многочисленных областях знания, иначе мы надолго погрузимся во тьму, худшую, нежели в эпоху нашествия так называемых варваров. Как правильно замечает известный современный английский философ Бертранд Расселль в своем последнем труде «Научное Мировоззрение»: «Если бы сто человек в XVII столетии были убиты в детстве, то современный мир не существовал бы». Приходит время, когда народы должны осознать, что люди, обладающие мощью синтеза, мощью психической энергии, составляют неоценимое сокровище государства. Именно все благоденствие народов зависит от этих столбов и держателей равновесия мира! Получила и приложенный к декабрьскому письму Ваш реферат. Прочла и, конечно, очень одобрила. Оценила и защиту женских прав. Слыхали ли Вы о его судьбе? Также очень по сердцу мне Ваши пять «П». Вы прекрасно разрешили эту загадку. Именно, крайне своевременно посылать сообща благие мысли, чтобы несколько обезвредить окружающую нас отравленную атмосферу. Всем сердцем сочувствую такому начинанию и в подтверждение правильности его привожу параграф из новой Книги: «Полезно советовать друзьям, чтобы они в определенный час обоюдно посылали добрые мысли. В таком действии будет не только укрепление доброжелательства, но дезинфекция пространства, последнее весьма необходимо. Ядовитые эманации не только заражают человека, но и осаждаются на окружающих предметах. При этом такие осадки весьма трудно изгоняемы. Они могут сопровождать предметы и на дальние расстояния. Со временем будут различать ауру таких зараженных предметов. Пока же чуткие люди могут ощущать на себе воздействие таких наслоений. Добрые мысли будут лучшим очистителем окружающего. Утверждение посылок добра будет еще сильнее, нежели очистительные ароматы. Но следует приучаться к таким посылкам. Они могут и не содержать определенных слов, только направляя доброе чувство. Так среди обычной жизни можно творить много добра. Каждая такая посылка, как молния очищающая»[52]. Из этих строк Вы можете заключить, как важно, чтобы участвующие в таких посылках были гармонично настроены и действительно преисполнены доброго чувства. Ибо мысль может быть прекрасна, но если она не будет одухотворена огнем сердца, то останется мертвой. Хорошо перед посылками слушать музыку. Даже граммофон может помочь объединению настроения. Теперь из другой области. Несколько иллюстраций дел рук человеческих. Вероятно, Вы уже слышали о постановлениях Теософического собрания от 27 июля, но, на всякий случай, посылаю Вам этот любопытный документик. Прилагаю и мой ответ на него Надежде Павловне. Присоединяю также доверительно и одно из писем Н.К. к Писаревой. Все это крайне поучительно. Итак, г-жа Каменская и ее содружницы призывают к походу против книг Учения Жизни. В своем высокомерии и зависти они не понимают, против какого Источника они ополчились! Безумные! Легко представить себе, какие крики, громы и молнии обрушатся на наши головы при выходе в свет русского перевода «Тайной Доктрины»! Предвестники этого могут быть усмотрены в инциденте, о котором мне сообщает Александр Михайлович Асеев. Для Вашего сведения привожу все данные, пересланные мне Асеевым, он пишет: «Недавно пришло письмо от Русского Оккультного Центра в Шанхае, привожу интересные выдержки: " Получили нелюбезное письмо от теософов (а ведь я сам долгое время состоял в Теософическом Обществе в Влад.) о незаконной перепечатке нами Вуда. Мы приготовили им подобающий ответ, но хотим оставить последнее слово за Вами, так как, судя по Вашему письму, Вы писали в Женеву о нас. Оставляем этот ответ на Ваше усмотрение... Если Вы найдете, что мы резки в письме или неправы, то просто уничтожьте его. Этим самым протест будет обойден молчанием. Наша цель – не ссориться, а работать, но при случае, как Вы увидите, мы можем послать стрелу..." Прилагаю копию ответа. " Милостивая Государыня, нам очень приятно узнать, что существует Российское Теософическое Общество вне России, а также, что существует Совет этого Общества. Еще приятнее нам было бы работать с этим Обществом или хотя бы сохранить душевное отношение. Насколько нам известно, Основатели Теософического Общества задались целью сделать доступной древнюю литературу, в которой хранятся духовные истины величайшей ценности для человечества. Общество основано в духе широкой терпимости. Цели Общества: 1. Основать ядро международного братства без различия расы, веры, пола и т.д. 2. Поощрять сравнительное изучение религий, философий и науки. 3. Исследовать необъяснимые законы природы и скрытые силы человека. Члены Общества сохраняют полную свободу религиозного убеждения и, вступая в Общество, должны обещать такую же терпимость ко всякому иному убеждению и верованию. Если Ваше Общество отрицает эти положения, то мы не можем признавать за Вами какую-либо преемственность в отношении Русского Теософического Общества. Если же Вы эти параграфы имеете в своем уставе, то обратите внимание на поощрение изучения, что совершенно однозначаще распространению знания. Нас очень удивило Ваше уважаемое письмо, трактующее о юридических сторонах вопроса и нравственных правах. Откуда сие в Обществе Служения и Братства? Вы эгоистически говорите: " Не смей – это мое", но забываете, что на оккультное знание нет собственности вообще. Кроме того, Вы забываете, что то эфемерное право собственности, за которое Вы цепляетесь, было нарушено самим Теософическим Обществом, опубликовавшим " Тайную Доктрину", т.е. знания, ранее принадлежавшие избранным. Переживаемая нами эпоха властно требует распространения знания о скрытых силах человека. Распространение этого знания – наш долг, потому нам совершенно не понятна Ваша политика – припрятать что-то для себя или извлечь какую-то выгоду из Теософии. С юридической точки мы совершенно правы, так как китайское законодательство не имеет закона, запрещающего перепечатки, и смутное время здесь не при чем. Для нас книги по теософии – не " ходкий товар", а источник знания. Переиздание старых книг, с нашей точки зрения, не таит ничего в себе ни постыдного, ни безнравственного. Нашими изданиями мы утоляем существующий в эмиграции голод на подобную литературу. Больше того, мы считаем наше издание подвигом тех, кто это издание вынес на своих плечах. Если Вы хотите что-то урегулировать – регулируйте, ибо ни с кем мы воевать не собираемся, но не будьте Плюшкиным, дрожащим над старыми вещами, это стыдно для сотрудников Общего Блага. Нам неприятны крючки эгоизма. Если Вам всего вышеизложенного недостаточно, примите и прочтите наши ментальные наслоения, полные благожелательства к Вам. По поручению Центра"».
Как видите, ответ довольно сильный, но заслуженный. К сожалению, Александр Михайлович решил, что не следует обострять отношения, и посоветовал им не посылать возражения. Ознакомьте и Членов Правления с этими документами. Но доверительно, ибо я без разрешения Александра Михайловича пересылаю Вам копию Шанхайского предположенного ответа. Сколько злобы и зависти в тех, кто должны бы являть понимание Учения Света! Но именно о них сказано в §12 в третьем томе «Мира Огненного». Во всей истории Постановления от 27 июля особенно следует отметить, что оно произошло именно после того, как с нашей стороны было выказано им доброжелательство и когда по просьбе одной теософки даже оказано в этом отношении некоторое влияние на Александра Михайловича. Это очень и очень показательно. Произошло истинное выявление ликов. Но, как Сказано, выявление истинных ликов есть очищение пространства и залог победы. Так и примем. Надеюсь, что Вы чувствуете себя хорошо. Очень интересуюсь Вашей новой книгой. Если есть какие вопросы, всегда рада ответить, хотя и может быть некоторая задержка в рассмотрении их, ибо пространственное напряжение сказывается на самочувствии. Что мальчик Слетовой? Как Ваша группа? Шлю Вам, дорогой Александр Иванович, самые лучшие и сердечные мысли. Думаю о том времени, когда мы с Вами увидимся. Все события послужат лишь на пользу Новой Страны[53]. Очищение идет радикальное. Посылаю Вам самое для меня Сокровенное, храните у сердца. Не показывайте малоизвестным Вам людям. Пусть лишь Ваши эманации окружают великий Знак Доверия. Духом с Вами, Е.
Е.И.Рерих – Б.Н. и Н.И. Абрамовым 28 января 1937 г. Родные наши, не думайте, что если не пишу, то и не думаю о Вас. Нет, в сердце храню каждую Вашу Весточку. И Ваше июньское письмо, родной Б.Н., глубоко тронуло меня, и я не раз перечитывала его. Так хотелось бы дать почувствовать Вам всю ласку, всю ту устремленность духа, которой окружаю Вас и всех наших милых содружников. Радуюсь, что Вам удалось привлечь молодые души. Растите Ваш сад прекрасный. Но пусть не изнеживаются сладкими мечтаниями, но готовятся к подвигу жизни. Пусть сумеют вместить радость духа с суровостью подвига. Родная страна потребует много духовных сил, много терпимости и терпения. Но чем труднее подвиг, тем радостнее на сердце истинного служителя Общего Блага. Учите молодых великому терпению всегда и во всем. Самый великий человек тот, кто велик в терпении. Говорит новая книга «Братство»: «Можно замечать, что у некоторых людей чрезвычайно развита терпеливость, тогда как другие совершенно лишены этого качества. В чем же причина? Знайте – обладатель терпения укрепил его во многих жизнях. Человек терпеливый есть многоопытный труженик. Лишь в великих трудах человек познает неценность раздражения. Он перед Ликом Великим понимает всю незначительность преходящих явлений. Невозможно без многих испытаний оценить и отличить свойства проявлений жизни. Не следует полагать, что терпение есть беспричинное отличие, напротив, оно принадлежит к качествам, особенно трудно заработанным как в земном, так и в тонком пребывании. Таким образом, терпеливый человек есть многоопытный, но нетерпеливый есть новичок в жизни. Так запомним для пути»[54]. Так, сейчас нам заповеданы терпимость, терпение и поверх всего – великая торжественность, ибо все совершающееся послужит лишь на пользу Новой Стране. Собирайте все знаки и знамения – получится замечательная Книга. Пишите о Ваших занятиях, о всех близких. Если есть вопросы в связи с Учением, выскажите их, отвечу при первой возможности. Сейчас я ужасно занята: должна к сроку закончить корректуру большого перевода. Шлю Вам самые лучшие и бодрые мысли, шлю ласку и устремленность сердца. Пусть будет Вам светло и радостно.
Е.И.Рерих – Д.Л.Гартнеру 28 января 1937 г. Dear Mr Gartner[55], He могла ответить раньше на Ваше письмо от 15 декабря из-за недомогания и перегруженности работою. Получила первую посылку «Аум», но еще не приступила к просмотру ее, ибо друзья торопят меня окончить к сроку корректуру перевода на русский язык «Тайной Доктрины» Е.П.Блаватской. Вы можете себе представить, какой это труд! Большое Вам спасибо за переводы статей Н.К. Теперь Ваши вопросы. Но очень буду просить Вас, dear Mr Gartner, в следующий раз указывать мне книгу и страницу, на которой находится смущающее Вас слово. Часто слова имеют несколько значений или, вернее, оттенков, и потому нужно знать всю фразу, чтобы придать верный смысл. Слово «исхитить» имеет то же значение, что и «похитить», «похищать» или «унести», «Тактика Адверза» – слово латинское, означает тактику от обратного. Когда Высшие Силы решают провести какой-либо план Блага на Земле, Они учитывают все возможности, полагая в основу своего расчета наихудшие обстоятельства. Именно, Они строят так, чтобы успех был обеспечен при наихудших условиях. При такой тактике не может быть неудачи в проведении плана, и каждое улучшение условий является уже несомненным плюсом. Также при Тактике Адверза именно враги часто служат наибольшей пользе. Помните о похвале врагам: «Если бы не враги, то благодарное человечество похоронило бы все наилучшие начинания». Так и Суоми Вивекананда любил говорить: «Будда и Христос остались запечатленными в памяти человечества только потому, что они были счастливы иметь мощных врагов». Вероятно, и Вам приходилось наблюдать, как часто друзья даже стыдятся слишком ярко говорить о друге, чтобы не быть заподозренными в пристрастии. Рабские чувства еще не изжиты большинством человечества. Человек еще не обрел свою единственную свободу – свободу мысли. «Сааб» есть произношение персидского, вернее, арабского слова «Сахеб» («Sahib»), означает «господин», «Master» или «Sir». Игниридовая природа, или качество огненности – производное слово от латинского «Ignir» – «огонь». Это свойство огненности наблюдается и в растениях, например в полевых ирисах. «Аскелитность» тоже составное слово. В основу положено греческое слово «Литос», или «камень», следовательно, оно означает твердость, подобную камню. Аскелитность можно перевести как «несокрушимая твердость». «Докиуд» («Dokiood») – Твердыня Света, или Обитель Светлых Сил в Тонком Мире. «Виджайа» («Vidjaya») на индустани означает «победа». «Зефирот Херим» («Zephiroth-Herim») – пространственное осуждение или определение разрушительного действия пространственного огня, вызванного нарушением равновесия этой стихии. Человек в значительной степени участвует в этом нарушении. Очень стремлюсь скорее приступить к чтению Вашего перевода «Аум» и «Община», ибо так хотелось бы приступить к изданию этих книг. Сколько душ, жаждущих утолить духовный голод. Спасибо Вам от всего сердца за Вашу помощь в этом светлом деле. Шлю Вам все лучшие мысли и пожелания и прошу передать мой самый сердечный привет и Вашей супруге. Пусть удача сопутствует всем Вашим начинаниям. Всего светлого и радостного. Духом с Вами, Е.Р.
Е.И.Рерих – Р.Я.Рудзитису 28 января 1937 г. Родной Рихард Яковлевич, спешу ответить кратко на Ваше письмо от 17 января. Во-первых, спасибо за присылку добавочных экземпляров книг «Аум» и «Сознание Красоты спасет» на латвийском языке. Порадовались и прекрасному отзыву о Вашей чудесной книжке. Радуюсь, что набор «Тайной Доктрины» идет так успешно, но в то же время и очень озабочена, ибо не поспею к сроку со вторым томом. Для избежания ошибок необходимо его переписать начисто и проверить. Мне прискорбно, что я допустила недосмотр в первом томе. Так, «Парабраман», «Браман» (в смысле Божества) и «Брама» нужно всегда писать без «х». Чтобы не произошло путаницы между Браманом (Божеством) и браманом (представителем касты), я везде старалась последнего писать – «брамин» и малою буковою. Также тибетское слово правильнее писать «gongs-grub» [56]. Но не так уж важно, если будет оставлено «goris-dub», ибо последнее есть фонетическая передача того же слова. Кто заметит разницу? Хотелось бы мне знать, какое окончание правильнее в следующих словах: «Чокма» или «Чокмах»; «Шекина» или «Шекинах»; «Ачамотх» или «Ачамоф»; «Шеба-Хачалотх» или «Шеба Хачалоф»? Многие еврейские слова оканчиваются в английской транскрипции на «тх». Саваоф тоже пишется через «тх», но по-русски этот знак передается через «фиту» или «ф». В субботу 23 января отослала Вам несколько страниц второго тома и вот уже пять дней как из-за накопившейся спешной корреспонденции не могла приступить к дальнейшей корректуре. Несказанно тревожит меня мое запаздывание. Сегодня закончу переписку и сяду снова за «Тайную Доктрину». Шлю Вам, родной Рихард Яковлевич, самую горячую признательность за любовное отношение ко всему, что касается до дел Великого Владыки. Сердечный привет Элле Рейнгольдовне и всем близким друзьям. Всего самого радостного. Сердцем с Вами, Е.Р.
Е.И.Рерих – А.М.Асееву 29 января 1937 г. Дорогой Александр Михайлович, Получила Ваши письма от 2 января со всеми вложениями. Большое, большое спасибо. Сейчас у меня совершенно нет времени ответить на все поставленные Вами вопросы, но при первой передышке постараюсь сделать это. Друзья так спешат с изданием «Тайной Доктрины», что набор идет в три смены. Половина первого тома уже набрана. Я же должна успеть до марта просмотреть и переписать начисто оставшиеся 700 страниц второго тома! Друзья хотят закончить до мая месяца, после которого их страна присоединяется к Конвенции по охранению авторских прав и переводов и т.д. Вот почему мы пожалели, что Вы отсоветовали Шанхайской группе послать их ответ г-же Каменской. Мы с ними в одинаковом положении, ибо не испрашивали разрешения на печатание перевода «Тайной Доктрины». Мы знаем, что г-жа Каменская нам враждебна и на наш запрос, несомненно, мы получили бы или отказ, или были бы поставлены неприемлемые условия. Подивились письму Е.Ф.Писаревой. Правильно, что «мало-мальски знающий оккультист не назовет Фохат – this mighty Angel[57]», но многознающий не удивится такому определению. Разве не были все Силы Природы олицетворены древними богами и ангелами и архангелами? С каких пор недопустимы метафоры в стихах? Елена Федоровна забыла, что и в «Тайной Доктрине» Фохат назван прообразом Эроса, который соответствует древнейшему индусскому Богу Кама. Также греческое слово «Ангелос» означает «Вестник», и Великий Владыка М. иногда называет всеначальную энергию вестником нашей Эпохи. Но в одном Елена Федоровна права – это, что не все в посланной книге принадлежит Великому Учителю Иллариону. Многие Великие Учителя пользуются знаком равностороннего Креста. Характерный знак Великого Учителя Иллариона – Н-. Имеется том Учения под этим знаком, но тогда я не могла выслать его Вам, ибо у нас лишь один экземпляр и не принадлежит мне. Посоветуйте Е.Ф. выписать его. Сердце ее успокоится, ибо она найдет упоминания о Фохате без всяких метафор. Хорошим людям следовало бы осторожнее критиковать. Впрочем, во втором письме она меняет тон и говорит уже о глубоком эзотеризме книги. Должна кончать, неотложная работа ждет. Ничем не смущайтесь, дорогой Александр Михайлович, и не забывайте, что друзей больше, чем Вы думаете. Но будьте осторожны с Шанхаем. Шлю Вам мысли бодрости и мужества. Всего самого светлого и радостного. Духом с Вами.
Е.И.Рерих – В.М.Сеплевенко Январь 1937 г. Многоуважаемый Виктор Михайлович, на днях прибыли книжечки «Листы Сада Мории». Поздравляем Вас от всего сердца с прекрасным окончанием Вашего труда. Внешность книжечки очень хороша, и знаю, что перевод превосходен, о том же пишет мне и Александр Михайлович Асеев. Радуемся, что и первый том Вы просматриваете со столь авторитетным сотрудником, как г-н Грозев. Пожалуйста, передайте ему наше поздравление и сердечную благодарность за его участие в этой светлой работе. Теперь Ваши вопросы. Прежде всего, многоуважаемый Виктор Михайлович, нужно принять во внимание, что невозможно доверять бумаге многое, касающееся самого Священного. Затем необходимо выработать в себе мужество для хранения доверенного, иначе может получиться величайший вред. Как бы ни хотелось мне передать некоторые знания и дать исчерпывающие ответы на некоторые Ваши вопросы, часто я не могу сделать это. В целях Вашего же благополучия нужна крайняя осторожность. Из постановления Собрания от 27 июля, которое мы сейчас имеем полностью, Вы можете видеть все недоброжелательство, всю зависть и злобу их; и это после того, как через одну теософку нас просили выказать доброжелательство к ним и даже повлиять в этом направлении на Александра Михайловича Асеева. И когда это было сделано, то немедленно они выступили со своим постановлением и широко разослали его. Произошло яркое выявление истинных ликов. Но такие выявления в Учении определяются, как очищение пространства. Знание истинных ликов есть уже залог победы. С этой точки зрения и посмотрим на действия г-жи Каменской и ее сотоварок. Для Вашего сведения прилагаю копию выдержек из моего письма к одной сотруднице по поводу этого постановления. Параграфы из Учения, вошедшие в это письмо, можете прочесть самым ближайшим друзьям Вашим. Также внимательно прочтите §12 в третьем томе «Мира Огненного»... «Большое спасибо за присланный Вами протокол съезда Теософического Общества от июля 36 года. Хотя мы уже имели его от друзей-теософов, возмутившихся выраженному в нем узкому сектантству и невежеству, но Ваш полнее. Итак, они обвиняют Н.К. в том, что он воспользовался теософическими идеями, нигде не упоминая теософию. Но с таким же основанием можно указать господам теософам, что вся их современная теософия целиком заимствована из Восточной Философии. Елена Петровна Блаватская не скрывала источников, откуда она черпала свои сведения. Так, даже в Предисловии к " Тайной Доктрине" Е.П.Блаватская, заканчивая его, приводит слова Монтэня: " Милостивые государи, здесь я дала лишь букет избранных цветов и не внесла ничего своего, кроме связующей их нити". Но если встать на точку зрения этих фанатичных теософов, то мы тоже можем им сказать, что они не имеют исключительного права на титул теософов, ибо наименование это встречается в истории в связи со многими мистическими обществами. Так и неоплатоники называли себя теософами, а в средние века и алхимики, и каббалисты и т.д. Желание монополизировать Мировое Учение или Истину, а также и Общение с Великими Учителями звучит прямо-таки дико. Что за невежество, чтобы не сказать, безумие! Привожу параграф из новой книги " Братство", который исчерпывающе отвечает на их посягательства. " Сокровенное Учение не может застыть на одном уровне. Истина одна, но каждый век и даже каждое десятилетие своеобразно прикасаются к ней. Вскрываются новые свитки, сознание человеческое по-новому следит за явлениями Мироздания. Наука даже в блужданиях находит новые сочетания. От таких нахождений лишь утверждаются основы прежде обнародованные. Каждая премудрость неопровержима, но она будет иметь своих продолжателей. Почитая Иерархию, чтут и вестников Ее. Мир живет движением, и выдача Сокровенного Учения утверждается продвижением. Скудоумы назовут такое продвижение нарушением основ, но мыслители знают, что жизнь в движении. Даже познание языков умножит восприятия новых нахождений. Сколь же больше принесет освобожденная мысль! Каждое десятилетие открывает новый подход к Сокровенному Учению. Читавшие его полвека назад читали его совершенно иначе. Они подчеркнули совершенно иные мысли, нежели читающие сейчас. Нельзя говорить о Новых Учениях, если Истина едина! Новые данные и новое восприятие их будут лишь продолжением познавания. Каждый мешающий такому познаванию совершает преступление против человечества. Последователи Сокровенного Учения не могут затруднять путь познания. Сектантство и изуверство неуместны на путях знания. Кто может нарушить познание, тот не есть последователь Истины. Век сдвигов народов должен особенно оберегать каждую стезю науки. Век приближения великих энергий должен открыто встретить эти светлые пути. Век устремления в Высшие Миры должен быть достоин такого задания. Свара и ссора есть удел сорников" [58]. К огорчению некоторых, также должна сказать, что Н.К., кроме сочинений Е.П.Блаватской, никаких теософических книг не читал, ибо он предпочитает первоисточники и хорошо знаком с Восточной Мыслью и теми трудами, из которых черпала свои сведения и Е.П.Блаватская. Также и я могу сказать про себя, что моими первыми земными учителями были книги Рамакришны, Суоми Вивекананды, " Бхагавад Гита", книги по Буддизму, " Лам-рин" Цзон-ка-пы и т.д....
|