Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Международные отношения и их современные тенденции
В современных условиях без знания и понимания процессов, происходящих в мире, целей внешнеполитической стратегии государства, не может быть подлинно научного мировоззрения, понимания сущности проводимой в государстве политики. Международные отношения в историческом аспекте зародились в глубокой древности: первоначально между первыми историческими общностями людей – родами и племенами. Решали они очень узкий круг вопросов: обеспечение безопасности, определение территории проживания и хозяйствования, примитивный обмен результатами труда и охоты. С возникновением государства появляются международные отношения, которые решают в основном 2 группы задач: военные, которые сводились к защите территории и захвату новых земель и торгово-экономические. Возникает договорно-правовая основа международных отношений, которые носили региональный характер. В условиях феодализма и особенно при переходе к капитализму, была преодолена замкнутость, связанная с развитием промышленности и всесторонним расширением внешней торговли, формируется всемирная система международных межгосударственных отношений. В современных условиях они все более усложняются и строятся с учетом современного многообразия мира. Международные отношения – это сфера межгосударственного межнационального общения. В ходе взаимодействия государств и народов, реализующих в этой сфере свои интересы, формируются разнообразные отношения: дипломатические, экономические, социальные, культурные, информационные и другие. Современные тенденции международных отношений: - интернационализация практически всех сфер общественной жизни. Она выражается в росте контактов между людьми, международных обменов и взаимосвязей, а стало быть, взаимозависимостей в экономике, образовании, культуре, науке, здравоохранении, защите прав человека и обеспечении всех аспектов его безопасности; - формирование глобальных проблем, решение которых возможно только в результате успешного взаимодействия и сохранение мира, уменьшение военной опасности, сохранение окружающей среды, борьба с эпидемиями и преступностью; - демократизация общественной жизни. Постепенный отказ от военно-силовых методов решения возникающих проблем, т.к. они оказываются все менее эффективными и все более опасными, в том числе и для прибегающей к ним стороне, а также уважение прав всех участвующих в этих отношениях субъектов, какими малыми бы они ни были. В мире существует более 200 государств, они отличаются друг от друга. Это влечет за собой сложности в международных отношениях и во внешнеполитической деятельности. В то же время страны зависимы одна от другой. “Наш мир един в жизни и в смерти”, сказал Д.Неру. 13.2.Сущность мировой политики. Внешняя политика государства Внешняя политика – это комплекс мер, направленных на установление и поддержку отношений с международным сообществом, защита своего национального интереса и расширение своего влияния на другие субъекты международных отношений. Внешнеполитические интересы, т.е. то, что определяет внешнюю политику, конкретные внешнеполитические акции государства – это выражение общих и частных потребностей государства, вытекающих из его места, роли в системе межгосударственных отношений. Главные интересы – это интересы, связанные с обеспечением безопасности и целостности экономической и политической независимости государства, защищаемые всеми средствами - дипломатическими, экономическими, идеологическими, военными. Специфические интересы – это отдельные, сравнительно частные, хотя и весьма важные интересы: стремление утвердить себя в международных организациях, развитие научно-технических, культурных связей. Между главными и специфическими интересами существует связь. Первые – более устойчивые, здесь может меняться лишь форма выражения. Вторые – более изменчивы и могут перерастать в главные. Существует понятие – национальный интерес. На протяжении всей истории политические лидеры апеллировали к национальному интересу, чтобы оправдать свою политику. Но результаты были разными. Например, Ганнибал верил, что национальный интерес Карфагена требует ведения войны против Рима. Но из-за неудачного участия в Пунической войне римляне разграбили и разрушили Карфаген. Национальный интерес – это не четко определенная величина. Определяя его для каждой отдельной страны нужно учитывать конкретную ситуацию, объективные и субъективные критерии, которые на нее влияют. Но это важная концептуальная категория, которая помогает хотя бы в общих чертах понять, что толкает те или иные государства к определенным действиям на международной арене. Под национальным интересом мы понимаем отношения защиты, сохранения и приумножения тех ценностей, которые являются важными для существования данного государства. Стратегические цели в международной политике для большинства государств: 1)обеспечение мира и национальной безопасности; 2)сотрудничество с другими государствами и создание условий для решения внутренних задач; 3)возрастание потенциала государства в целом; 4)улучшение международных позиций государства и увеличение престижа. Все эти цели подчинены одной главенствующей – гарантии национальной безопасности. Она является наивысшим приоритетом. Именно так ее трактуют во Франции, Германии, США. Реализуя свои национальные интересы государства действуют по-разному. Выделяют 4 вида внешней политики государств: Агрессивная политика – характеризуется стремлением государства достичь экспансионистских целей, попытками решить внутренние проблемы посредством внешней политики. Активная политика строится на поисках баланса между внутренней и внешней деятельностью государства, успешном выполнении им роли субъекта международных отношений. Пассивная политика характерна для слаборазвитых в экономическом отношении государств, которые стремятся приспособиться к международной жизни, переведя свою внешнюю политику на позиции других государств. Фактически такая политика является отказом от собственного суверенитета или его части. Консервативная политика – связана со стремлением некогда “великих” держав сохранить свое влияние на международной арене и достигнутый ранее баланс между внутренней и внешней политикой. Внешняя политика базируется на основных принципах международной жизни, которые возникают на определенных этапах развития человеческой цивилизации и отмирают с переходом ее на новую ступень. Они влияют на внешнюю политику отдельных государств и характер межгосударственных отношений в целом. Принципы современных международных отношений: - уважение государственного суверенитета и суверенного равенства, - не использование силы или угрозы силой, - не нарушение границ и территориальной целостности государства, - мирное урегулирование споров, - невмешательство во внутренние дела, - уважение прав человека и его основных свобод, - равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой, - сотрудничество между государствами, - исполнение международных обязательств. Их должны признать все государства и использовать в политической практике. Из них выходят основные идеи внешнеполитической деятельности государств: мирное сосуществование, коллективная безопасность, ответственность агрессора, самоопределение народов и др. В международных отношениях выделяют 3 уровня: Глобальный, который затрагивает интересы всех народов и требует объединения их усилий для решения проблем общечеловеческого масштаба. Суть проблем: сохранение мира, развитие дружественных отношений между народами, соблюдение прав человека, экология и т.д. Рычагом решения этих проблем выступают ООН и другие мировые международные организации. Региональный – политика строится с учетом особенностей региона, имеющего свои специфические проблемы экономического, политического и военного характера. Рычаг решения: региональные международные организации (Лига Арабских государств, Организация Африканского единства и т.д.). Двусторонний – это многообразные связи между государствами. Рычагом решения выступают внешнеполитические ведомства (министерства, посольства, консульства, торговые представительства и т.д.). На международные отношения влияют различные факторы в зависимости от конкретных условий: географическое положение, культурные традиции и процессы, религиозные факторы, политический режим, фигура лидера и т. д. Внешняя политика государства осуществляется путем использования следующих средств: - Дипломатическая деятельность – позволяет решать возникающие спорные вопросы политическими методами, без применения силы. - Экономические связи – открывающие возможности для специализации производства и взаимовыгодной торговли. - Научно-технические связи, обеспечивающие совершенствование технологий производства, использование открытий в сфере науки и техники для прогресса; в частности, объединение усилий ученых, специалистов помогает решению глобальных проблем. - Культурное сотрудничество, позволяющее сохранить и приумножить духовные ценности, обмениваться культурными делегациями, приобретать научную и художественную литературу, кинофильмы и т.д. - Сотрудничество в военной области, зависящее, прежде всего от того, каковы отношения между государствами. Если отношения дружественные, то сотрудничество носит доверительный характер, предполагая обмен информацией, совместные учения и т.д. На различных этапах истории, в зависимости от политического режима и социально-экономического строя, внешняя политика государства имеет определенную форму, которая определяет и ее стратегический принцип, и конкретное отношение к другим странам. Известны следующие формы внешнеполитической деятельности: - политика холодной войны. Была характерна для стран двух противостоящих друг другу систем - социалистической и капиталистической с конца 40-х до конца 80-х годов. - политика блоков. Практиковалась и в прошлом (Антанта, Тройственный союз) и в современных условиях (НАТО, Варшавский договор, распавшийся в конце 80- х годов). - политика неприсоединения. Отказ от участия в каких бы то ни было блоках, проведение самостоятельной политика (Индия). - политика нейтралитета. Политика государств, находящихся рядом с конфликтующими и объявление себя вне участия в их спорах (Швейцария, Швеция, Австралия). - политика разрядки. Стремление государств перейти от конфронтации, от “холодной войны” к мировому сотрудничеству (началось в начале 80- х годов). - политика равновесия сил. Преследует цель добиться паритета в соотношениях вооружений (договоры по ОСВ- 1 между ядерными державами).
|