Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Монголия-ТибетСтр 1 из 9Следующая ⇒
ЛИСТЫ ДНЕВНИКА Елена Рерих ПРОЛОГЪ
Елена Рерих. Листы дневника. 1927-1928. – М.: Прологъ, Государственный музей Востока, 2006. – 216 с. Издание «Листов дневника» входит в серию «Учение Живой Этики», публикуемую на основе дневниковых записей Елены Ивановны Рерих (1879-1955). Настоящий том относится к периоду Тибетской экспедиции, которая была предпринята под руководством Н.К.Рериха в 1927-28 годах. На страницах книги впервые воссоздаётся оригинальный авторский текст, что даёт возможность читателю приблизиться к источнику философеко-этического Учения. На фронтисписе: Елена Рерих в экспедиции, Малый Тибет ISBN 5-9900704-1-1 © Государственный музей Востока, подготовка текста, предисловие, примечания, 2006.
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДИСЛОВИЕ МОНГОЛИЯ-ТИБЕТ. УРГА-ЮМ-БЭЙСЭ ЦАЙДАМ-ЧАНТАНГ-ЧУНАРГЕН. 1927 ТИБЕТ-СИККИМ. ЧУНАРГЕН-НАГЧУ-ДАРДЖИЛИНГ. 1927-1928
ПРЕДИСЛОВИЕ Листы дневника Елены Рерих представляют собой части учения «Живой этики», или «Агни-йоги», являющегося памятником мировой философской мысли. Это учение складывалось в виде отдельных текстов с начала 1920-х годов при непосредственном участии всех членов семьи Рерих – русского художника Николая Константиновича Рериха, оказавшегося в эмиграции в Америке, его жены Елены Ивановны и сыновей Юрия и Святослава. Публикуемые в настоящем томе дневниковые записи относятся к периоду Тибетской экспедиции 1927-28 годов. Экспедиция в Тибет, возглавляемая академиком живописи Н.К.Рерихом, была организована нью-йоркским музеем имени художника. Летом 1925 года караван отправился из предгорий Кашмира через Ладак и Кашгар в глубины Центральной Азии. Странствия длились несколько лет, и за это время экспедиция посетила Синьцзян, Советскую Россию и Монголию. В апреле 1927 года из Улан-Батора (Урги) начался самый важный и, без преувеличения, драматический этап путешествия. Планировалось посетить столицу Тибета, священную Лхасу, и встретиться с Туптэном Гьямцо, Далай-ламой XIII. Руководители экспедиционного отряда называли себя «Посольством Западных буддистов», направляющимся на переговоры с буддийским иерархом. На повестку дня выходил вопрос об учреждении федерации азиатских народов под знаменем буддизма. Экспедиция Н.К.Рериха проложила пути через отдалённые, неизведанные уголки Тибета и Трансгималаев. Подобное путешествие, уже само по себе, может считаться неординарным событием в истории исследований Центральной Азии. Ещё ни одна экспедиция в Азию в XX веке не оставила столько загадок и, в то же время, не дала такого богатства результатов. Научные труды, археологические коллекции, сотни живописных полотен и шесть путевых дневников! Помимо достижений в области географической и этнографической науки, она внесла огромный вклад в изучение духовной культуры. Сокровищница Востока, с её древними знаниями, стала достоянием цивилизованного человечества. В ходе путешествия Е.И.Рерих начала записывать основной свод учения «Агни-йоги», которое вошло в серию книг с одноименным названием и публиковалось в странах русского рассеяния. Её тибетские дневники частично собраны в книгу «Знаки Агни-йоги» (Париж, 1929). В последнее десятилетие о путешествии Рерихов в Тибет сказано немало. Появились уникальные издания, дневниковые записи членов экспедиции. Увидели свет дневники врача К.Н.Рябинина «Развенчанный Тибет» (1996), заведующего транспортом П.К. Портнягина «Современный Тибет» (1998) и начальника охраны Н.В.Кордашевского «С экспедицией Н.К.Рериха по Центральной Азии» (1999). Они дополнили классические труды самих Рерихов, опубликованные сразу же по окончании путешествия. В книгах Н.К.Рериха «Алтай–Гималаи» (1929) и Ю.Н. Рериха «По тропам Срединной Азии» (1931) читателям сообщалось лишь о научно-художественных целях экспедиции. Издания последних лет перевернули устоявшиеся представления, впервые во всеуслышание было заявлено о Миссии «западных буддистов» в Лхасу. По вполне понятным причинам Рерихи обошли молчанием политические задачи экспедиции. Дипломатическое посольство в Тибет было связано с планами создания нового восточного объединения государств «Штаты Азии». К тому времени Н.К. Рерих уже зарекомендовал себя как «деятель мировой политики». В середине 1920-х годов он провел переговоры с представителями советского правительства – полпредом Н.Н.Крестинским в Берлине и народным комиссаром иностранных дел Г.В.Чичериным в Москве. На этих встречах речь шла об образовании «Союза Востока». Программа, предложенная Рерихом, декларировала идеалы мировой общины. Дневник Елены Рерих появляется последним в ряду материалов, относящихся к Тибетской экспедиции. Все опубликованные ранее рукописи описывают только внешнюю канву событий, те условия, которые складывались в ходе путешествия. Большое место в них уделено обстоятельствам задержки каравана тибетскими властями в окрестностях Нагчу и зимнему стоянию в летних палатках при сильных морозах. (Погибли несколько человек и практически все караванные животные.) В дневниках Рябинина и Кордашевского охарактеризована также личность Н.К.Рериха как выдающегося деятеля культуры. Тексты Елены Ивановны отличаются от традиционных дневниковых записей кардинально. Главное место в них отведено духовной стороне человека, проникновению в глубины собственного сознания. По существу, это – Учение, получаемое из уст Учителя. Этим обстоятельством обусловлена и форма изложения, во многих местах даваемая в виде диалогов. Источник философских текстов имеет иррациональную природу, он связан с великими Учителями человечества и формировался на протяжении тысячелетий в колыбели азиатской цивилизации. На высотах Тибета и Гималаев Елена Рерих получила опыт огненной йоги, который станет, несомненно, ценным руководством для будущих поколений. Необходимо обратить внимание на текстовые особенности дневниковых записей. Характеристики членов экспедиции, даваемые на маршруте во время трудных переходов, такие как «ослиный доктор» (Рябинин), «грубая натура» (Портнягин), «прохожие тени» и др., не могут рассматриваться как этическая константа. Любой человек, тем более ученик, постоянно развивается и совершенствуется. Подобные оценки – это некий водораздел между чисто человеческими и духовными понятиями, и нет ничего предосудительного, когда критически оценивается поведение, от которого зависит судьба всей экспедиции. У Рерихов постоянно идёт борьба за «обновление сознания». Невзирая на критику, доктор Рябинин получает предложение написать брошюру «Жизнедатели Востока», посвящённую вопросам древнетибетской медицины, и впоследствии принять участие в работе Гималайского научного центра «Урусвати». Аналогичные предложения получали и другие члены экспедиции. Настоящее издание подготовлено на основе оригинальных дневников Е.И. Рерих, хранящихся в Центре русской культуры при Амхерст-колледже (Массачусетс, США). Сверка рукописи выполнена с учётом записей З.Г. Фосдик, бывшего директора музея Николая Рериха в Нью-Йорке. Елена Рерих предоставила своей сотруднице возможность скопировать её «тибетский дневник» сразу же по окончании экспедиции. (Оригинал хранится в «Обществе Агни-йоги», Нью-Йорк.) В процессе работы над текстом сделаны незначительные сокращения и проведена необходимая редакторская правка, соответствующая нормам современного русского языка. Монголия-Тибет
|