![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Классификационные параметры.Стр 1 из 3Следующая ⇒
XI. Технологии свободного образования Дети должны делать, что они хотят, но хотеть они должны то, что хочет педагог. Ж.-Ж. Руссо Всемирную педагогическую проблему ХХ века и нашего времени представляет противоречие между свободой учеников и их школьным ученьем. Идея преодоления этого противоречия – свободное воспитание (образование) – зародилась еще в древности (Демокрит, Сократ, Платон, Аристотель), прошла сквозь века (В. Ратке, Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, И. Песталоцци) к новым временам (Л. Толстой, Д. Дьюи, М. Монтессори, А. Нейлл, К. Вентцель, Р. Штейнер, С. Френе). Оно провозглашает в качестве основной идеи воспитания – обеспечение ребенку независимого свободного выбора поступка и деятельности – свободы индивидуального развития. Технология свободной школы Саммерхилл (А. Нейлл) Самое важное для школы – то, какими людьми она дает возможность вырасти своим ученикам, а не то, каким конкретным навыкам и умениям она их обучает. А. Нейлл Нейлл Александр Сазерленд (1883-1973) – английский психолог и педагог. Теоретически разработал и практически доказал возможность совершенно новой педагогики – педагогики свободы, которая кардинально противостоит традиционной системе образования. Занимаясь психоанализом, А. Нейлл пришел к важнейшим педагогическим выводам: «Фрейд показал, что всякий невроз основан на сексуальном подавлении. Я сказал себе – я сделаю школу, в которой сексуального подавления не будет. Фрейд показал, что бессознательное бесконечно более важно и более могущественно, чем сознание. Я сказал себе – в моей школе не будет цензуры, наказаний, морализаторства, мы позволим каждому ребенку жить в соответствии с его глубинными импульсами». В 1921 году А. Нейлл создал школу, в которой дети получили возможность развиваться свободно – без страха и принуждения. Она представляла собой равноправное сообщество взрослых и детей, в котором дети решают самостоятельно, посещать ли им уроки или играть столько, сколько хочется им, детям, а не столько, сколько позволяют старшие. Свобода, любовь и счастье – вот основные категории педагогического лексикона Нейлла. «Функция ребенка – жить своей собственной жизнью, а не той, которую его озабоченные родители устанавливают для него, и не жизнью, соответствующей целям педагога, который думает, что знает, что хорошо для данного ребенка». Классификационные параметры. Уровень и характер применения: общепедагогический. Философская основа: антропософская, психоаналитическая. Методологический подход: природосообразный, демократическая свобода. Ведущие факторы развития: биогенные. Научная концепция освоения опыта: ассоциативно-рефлекторная + гештальт. Ориентация на личностные сферы и структуры: СДП. Характер содержания: воспитательный, светский, общеобразовательный, гуманистический. Вид социально-педагогической деятельности: развивающая, автономизации, социализации, поддержки. Тип управления учебно-воспитательным процессом: самоуправление. Преобладающие методы: игровые + творческие. Организационные формы: альтернативные. Преобладающие средства: практические + наглядные. Подход к ребенку и характер воспитательных взаимодействий: свободное воспитание. Направление модернизации: альтернативное, природосообразное. Категория объектов: все категории.
|