Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Поэт и общество в лирике М. Ю. Лермонтова
Значительную часть своего творчества М. Ю. Лермонтов посвятил проблеме взаимопонимания поэта и общества. В творчестве поэта - это тема активных и часто даже враждебных взаимоотношений между творческой личностью и окружающей средой. С юных лет светское общество, с которым Лермонтов был связан рождением и воспитанием, олицетворяло в его глазах все лживое, бесчувственное, жесткое, лицемерное. И заглавие трагедии «Маскарад» заключает в себе смысл иронический, так как у этих людей были маски, а в маскараде неузнанные, они выступали без масок, в обнажении неизменных страстей и пороков. И Лермонтов имел смелость высказать им все, что думал о них. Он грозил им народной расправой и указал на их связь с императорским троном. Он неуклонно шел по избранному пути. И ненависть к «стране господ» только обостряла его любовь к «печальным деревням» и к «холодному молчанию» русских степей. Одиночество характерно для всего творчества Лермонтова. Его лирический герой мучается от сознания невозможности что-либо изменить в этой жизни, и наступает разочарование: «Уж не жду от жизни ничего я, и не жаль мне прошлого ничуть». Мучительные «Сочинения на свободные темы» переживания одиночества, ощущение бесприютности, бесплодности существования, мертвая скука, жгучая и бессмертная, «как пламень», печаль - вот основные черты лирического героя М. Ю. Лермонтова. Он чувствует себя бесконечно одиноким в этом мире. «Один среди людского шума Возрос под сенью чуждой я». В этих строках есть биографическая основа: мать Лермонтова умерла, когда мальчику было всего два года, отца он почти не видел. Затем была неразделенная любовь. И снова -одиночество, нежелание делить радости и горести с окружающими. Поэт постепенно свыкается с участью одинокого скитальца и уже не мыслит себя с близкими ему людьми. Лермонтов не мог воспринимать происходящее вокруг него с легкостью и беспечностью. Поэтому часто в его стихотворениях сгущаются краски. Лирика Лермонтова - это исповедь бесконечно одинокой, сосредоточенной в себе мужественной души, которая бунтует против окружающей действительности. Мир отвергает героя, но и герой отвергает этот мир, уходит от него. В мире, где нет ни чести, ни любви, ни дружбы, ни мыслей, ни страстей, где царят зло и обман, ум и сильный характер уже отличают человека от светской толпы. И даже если над ним тяготеет преступное прошлое, как над Арбениным («Маскарад»), он все равно возвышается над толпой и толпа не смеет судить его. Таков Арбенин, таков Печорин. Но в отличие от прежних своих творений Лермонтов, создавая «героя нашего времени», уже не воображал жизнь, а рисовал такой, какая она есть на самом деле. Огромную часть своего творчества М. Ю. Лермонтов посвятил проблеме взаимопонимания поэта и общества. Особенно ярко проблема этих взаимоотношений выражена в стихотворении «Пророк». Жизнь лермонтовского героя полна страданий и мучений от непонимания и неверия людей: «В меня все ближние мои бросали бешено камнями». «Шумный град» встречает лермонтовского героя насмешками «самолюбивой» пошлости, презрением. Тема поэта и общества появляется и становится главной в таких произведениях Лермонтова, как «Смерть поэта», «Поэт», «Журналист, читатель, и писатель» и т. д. Стихотворение «Смерть поэта» прославило Лермонтова и изменило его судьбу, за него он был сослан на Кавказ. В этом стихотворении он ругает тех, кто стоит на троне, кто явился истинной причиной гибели Пушкина. И именно они - гонители таланта, сплетники, наушники, «свободы, гения и славы палачи» - стали причиной смерти поэта. В стихотворении «Поэт» взаимоотношения поэта и толпы, поэта и черни, поэта и общества раскрываются по-другому. Стихотворение можно раздробить на две части. В первой части Лермонтов рассказывает о кинжале, когда-то боевом оружии, а теперь ненужной золоченой игрушке, висящей на стене. Во второй части автор сравнивает участь кинжала с судьбой поэта. Поэт затих, голос его не слышен, былые подвиги забыты, толпа презирает его. Тема поэта и поэзии, назначение поэта стала одной из значительных тем в русской литературе. 87. Значение второстепенных персонажей в драме А. Н. Островского «Гроза» «Гроза» представляет собой идиллию «темного царства». Сами персонажи в драме не Отредактировал и опубликовал на сайте: PRESSI (HERSON) «Сочинения на свободные темы» имеют никакого представления о смысле своего положения. Лица, которые не участвуют прямо в интригах, кажутся ненужными и лишними, а нам, читателям, видны совершенно другие факты, и именно эти лица создают фон произведению и атмосферу жизни главных героев. Второстепенные герои показывают нам ту среду, в которой совершается действие, жизнь главных героев нужно рассматривать не только в непосредственных отношениях нескольких лиц, но и их будничную обстановку. Катерина - цельная, сильная натура, она терпит лишь до поры до времени. Речь Катерины, музыкальная, напевная, напоминает народные песни: характерны повторы, обилие слов ласкательных и уменьшительных, сравнения. Варвара - умная, властная, хитрая девушка. Прежде чем выйти замуж, ей хочется попробовать все. Ее девиз: «Делай что хочешь, только бы шито да крыто было». Она со стороны похожа на Кабаниху, только молодая еще слишком. Чтобы приспособится к «темному царству», ей приходится врать, и сама она этого не скрывает. Возникает такое чувство, что ей нравится лгать и хитрить. Ее друг Иван Кудряш - бойкий, смелый, сильный грубиян. Он понял, что в городе Калинине ценится сила, даже Дикой его побаивался. А ведь если приглядеться, то в будущем Кудряш и есть Дикой. Варвара и Иван отстояли свою любовь, они убежали из «темного царства», наверно для того, чтобы где-то в другом месте построить свое, такое же. Муж Катерины - Тихон, представляет собой один из множества жалких типов, которые называются безвредными, хотя они в общем-то смысле вредны, потому что служат их верными помощниками. Тихон любил свою жену и готов был все для нее сделать, но гнет, под которым он вырос, так его изуродовал, что в нем никакого сильного чувства, никакого решительно стремления развиться не может. В нем есть совесть, есть желание добра. Он постоянно действует против себя и служит покорным орудием матери, даже в своих отношениях к жене. Катерина с глубокой искренностью верит в заветы народной нравственности, которые нашли отражение в христианстве. Она чиста душой: ложь и разврат ей чужды и отвратительны. Прямодушие героини Островского - один из истоков ее трагедии. Катерина думала, что любит этого человека, но со временем поняла, что это не так. Что на самом-то деле она еще никогда не любила, а душе и сердцу хочется испытать этого нового, неизведанного чувства. Она влюбляется в Бориса, племянника Дикого. Все персонажи в этой пьесе очень похожи друг на друга. Так, и Борис очень похож на Тихого. Борис такой же, в сущности, только «образованный». Образование отняло у него силы делать пакости, но оно не дало ему силы противиться пакостям, которые делают другие; оно не развило в нем даже способности так вести себя, чтобы оставаться чуждым всему гадкому, что кишит вокруг него. Он подчиняется чужим гадостям, он волей-неволей участвует в них и должен принимать все их последствия. Но он понимает свое положение, толкует о нем и нередко даже обманывает на первый раз истинно живые и крепкие натуры, которые, судя по себе, думают, что если человек так думает, так понимает, то так должен и делать. Уважением в «темном царстве» пользуется странница Феклуша. Ей хорошо среди наивных калиновцев, ее почитают, угощают и снабжают всем необходимым. Именно от нее жители узнают, что на свете творится. Но Феклуша по-своему умна, она никогда не скажет, что на других землях лучше, чем в Калинине. Ей проще запугать народ, рассказывая о неправильных судьях и людях с песьими головами. Механик-самоучка Кулигин - добрый человек, одержимый желанием сделать что-нибудь полезное для людей. Но его не понимают, к нему относятся безразлично. И что же остается делать таким людям? Только мириться с устоявшимися традициями «Сочинения на свободные темы» «темного царства». Жизнь этих людей течет ровно и мирно, никакие интересы мира их не тревожат, потому что они не доходят до них. Да и сами они ни к чему не стремятся.
|