![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Эскизы для штриховой глади
Эскизы для контурной глади
Эскизы для подкладной глади
Лабораторная работа № 8
Односторонняя гладь Цель работы: изучить общий принцип вышивания односторонней глади, разновидности швов односторонней глади и особенности технологии их выполнения, освоить технику выполнения односторонней глади, приобрести навыки разработки эскизов для различных ее разновидностей.
Оснащение: тонкая гладкокрашенная ткань, игла, нити «мулине», пяльцы, ножницы, альбом эскизов, копировальная бумага.
Содержание работы Односторонняя гладь – шов, при вышивании которого на изнаночной стороне виден только контур узора или поле мотива в виде небольших переходных стежков. В односторонней глади рабочая нить образует длинные стежки на лицевой стороне и лишь слегка прихватывает ткань. Часто при вышивке такой гладью фигур сложной формы приходится переходить от одного направления стежков к другому, при этом надо следить, чтобы переход был незаметным. В таких случаях делают несколько вспомогательных стежков от внешней линии контура к его середине, затем закрывают их последующими длинными стежками вышивки (рисунок 8.1).
Рисунок 8.1 – Вышивание гладью элементов сложной формы Одностороннюю гладь разделяют на простую, тонкую и атласную. При работе в технике простой глади рисунок переводят на ткань, украшающим швом прокладывают контур мотива, а затем вышивают сам мотив косыми стежками, закрывая всю ширину мотива (если он узкий) или располагая стежки враскол (с наклоном к середине). Поле мотива в пределах обозначенного контура заполняют плотными прямыми или косыми (в зависимости от очертаний мотива) рядами стежков, закрепляя их за ткань то на одной стороне мотива, то на другой (рисунок 8.2). Рисунок 8.2 – Простая односторонняя гладь Для тонкой глади контур не делают, поэтому стежки глади западают, край рисунка получается слегка неровным – «рваным». Рисунки для такой вышивки не имеют очень крупных деталей, поэтому стежки кладутся от края до края детали или от ее средней линии до края. На изнанке контур обрисовывается мелкими стежками. В этой глади встречается много просветов в середине детали, заполнение части узора сеточками и другими накладными облегченными элементами (рисунок 8.3).
Рисунок 8.3 – Тонкая односторонняя гладь
Основой атласной глади, выполняемой только очень тонкими блестящими нитками, лучше всего шелковыми, являются плотные стежки, которые ложатся, не соприкасаясь концами, а заходя один за другой. Для каждого последующего стежка вводят иголку, слегка отступив назад от середины соседнего стежка, под его нитку. Направление стежков должно совпадать со средней линией элемента, поэтому на закругленных или изогнутых частях мотивов увеличивают число стежков для того, чтобы не получилась косая или прямая линия от его кромки к середине (рисунок 8.4). Эти добавочные стежки прокладывают, возвращаясь от середины к кромке. При такой технике вышивки лицевая сторона работы будет ровной и блестящей – атласной, а по изнанке будут разбросаны беспорядочные косые стежки. Рисунок 8.4 – Атласная односторонняя гладь ¤ Задание 1. По одному и тому же эскизу (рисунок 8.5) выполните вышивку:
¤ Задание 2. Разработайте эскиз композиции в технике односторонней глади или используйте предложенные (эскизы 8.1–8.11) откорректируйте его размеры и выберите месторасположение на ткани. Переведите эскиз на ткань при помощи копировальной бумаги или через стекло. Вышейте композицию в технике односторонней глади, выбрав оптимально подходящую ее разновидность. Проведите окончательную обработку вышитого образца. Оформите его в картонное паспарту.
Когда в вышивке требуется заполнить большие пространства гладьевыми стежками, лучше использовать не классические виды вышивания, а быстрые гладьевые швы или швы, заменяющие гладь. Русская гладь – односторонний шов, в котором плоскость мотива закрывается параллельными, плотно прилегающими рядами прямых стежков, расположенных в шахматном порядке. Промежутки между стежками составляют 1-2 нити ткани, длина стежка – 8–10 нитей (рисунок 8.6). При выборе эскизов следует учитывать расположение рядов стежков: продольное или поперечное, выбирая мотивы с элементами, имеющими большее протяжение в соответствующих направлениях, или подчеркивая движение композиции соответствующим направлением рядов стежков. Рисунок 8.6 – Русская гладь
Переводят узор на ткань, затем швом «вперед иголку» прокладывают вертикальные или горизонтальные строчки от одного края мотива до другого, располагая стежки в шахматном порядке через 10–12 нитей с захватом 2–3 нитей ткани, причем захваченные на иголку нити должны совпадать с центром предыдущего стежка. Для получения равномерной зернистой поверхности все стежки должны быть одинаковой величины и плотно прилегать друг к другу. Русская гладь хорошо сочетается с узорными разделками и декоративными сетками. Требования: все стежки должны быть одинаковой длины; места захватов должны совпадать с серединами стежков предыдущего ряда, ряды стежков должны плотно прилегать друг к другу, на изнаночной стороне должны присутствовать ряды мелких переходных стежков. ¤ Задание 3. Разработайте эскиз композиции в технике русской глади или используйте предложенные (эскизы 8.12–8.16), откорректируйте его размеры и выберите месторасположение на ткани. Переведите эскиз на ткань при помощи копировальной бумаги или через стекло. Вышейте композицию в технике русской глади, следя за равномерностью заполнения мотивов. Проведите окончательную обработку вышитого образца. Оформите его в картонное паспарту. Гладь вприкреп – односторонний шов, состоящий из длинных стежков, прикрепленных к ткани одним или несколькими короткими поперечными стежками-прикрепками, выполняемый в два хода: первым ходом натягиваем нить в пределах контура рисунка, а обратным ходом нити короткими стежками прикрепляем ее к ткани. На изнанке ткани при этом видны только мелкие диагональные стежки, на лицевой стороне сплошной гладьевой настил (рисунок 8.7) Рисунок 8.7 – Гладь вприкреп Гладь вприкреп является быстрой техникой для заполнения больших площадей рисунка одним цветом. Применяется в орнаментальных полосах на полотенцах, скатертях, на диванных подушках, коврах, театральных сумочках в сочетании с бисером и золотой нитью, для украшения детской одежды. Рисунки могут иметь как геометрические формы, так и свободный контур. При заполнении рисунков геометрического характера лучше располагать стежки в одном направлении – вдоль или поперек детали, а в рисунках со свободным контуром для создания объемности стежки следует направлять по форме детали. Нитки, которыми вышивается гладь вприкреп, должны быт толще, чем при вышивании другими видами глади – мулине в 3–4 сложения, ирис или шерсть.
Площадь детали должна заполняться очень плотно, чтобы между стежками не просвечивалась ткань. Закрепляющие стежки могут быть длинными или короткими, в зависимости от их количества по длине основной нитки и должны располагаться равномерно, чтобы получился гладкий узорный настил. Они могут располагаться по одной линии или смещаться, а совсем маленькие детали можно выполнять и стежками без закрепления (рисунок 8.9)
Рисунок 8.9 – Разновидности глади вприкреп
Более экономичным является такой способ выполнения глади вприкреп: сначала заполняют длинными гладьевыми стежками всю деталь рисунка, а затем поверх них выполняют короткие поперечные или косые закрепляющие стежки. Нитку натягивают туго, но так, чтобы не стянуть ткань. Ее можно укладывать горизонтально или вертикально, не искажая формы деталей узора. Требования: все ряды ниток натягиваются плотно, в одинаковом направлении, или по направлению контуров, прикрепки располагаются равномерно, создавая гладкий узорный настил.
¤ Задание 4. Разработайте эскиз композиции в технике глади вприкреп или используйте предложенные (эскизы 8.17–8.21), откорректируйте его размеры и выберите месторасположение на ткани. Переведите эскиз на ткань при помощи копировальной бумаги или через стекло. Вышейте композицию в технике глади вприкреп, следя за плотностью заполнения мотивов и равномерностью расположения закрепок. Проведите окончательную обработку вышитого образца. Оформите его в картонное паспарту. Контрольные вопросы:
|