Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Эскизы для прямой глади
Эскизы для теневой глади
Лабораторная работа №11
Ажурное вышивание Цель работы: изучить композиционные и технологические особенности швов ажурного вышивания, способы их выполнения, освоить технику выполнения прорезной глади и «Ришелье», приобрести навыки разработки эскизов для прорезной глади и «Ришелье», выполнения бытовых изделий с ажурной вышивкой.
Оснащение: тонкая плотная малоосыпающаяся гладкокрашенная ткань, игла, нити «мулине», катушечные № 60, пяльцы, ножницы, альбом эскизов, копировальная бумага, карандаш.
Содержание работы К швам ажурной вышивки относят два вида: · прорезную гладь (английскую гладь); · ришелье (французскую гладь). Ткани для ажурных вышивок должны быть тонкие, но плотные, малоосыпающиеся, обычно светлых, пастельных оттенков. Для вспомогательных работ (обозначение контуров, прокладывание настила) используют тонкие катушечные нити, а для выполнения мотивов – нити мулине или шелк. Прорезная гладь – узор, образованный путем комбинирования различной формы мелких отверстий, края которых обработаны рельефным гладьевым валиком. Для композиции прорезной глади характерны прорезанные или проколотые в ткани дырочки разной формы, обшитые гладьевым валиком или петельным швом. В прорезной глади отверстия являются рисунком, а не фоном. Чаще всего в прорезной глади встречаются отверстия круглой, каплевидной и овальной формы. В прорезной глади часто используется сочетание обшитых отверстий с гладьевыми мотивами, стебельчатым швом, элементами белой глади. Прорезную гладь, также, как и белую, чаще всего выполняют нитями в цвет ткани, в подавляющем количестве случаев – белыми. При выполнении прорезной глади каждую деталь нужно вышивать отдельно, чтобы на изнаночной стороне не оставалось переходов ниток.
Технология выполнения прорезной глади: А) перевести рисунок на ткань для вышивания при помощи карандаша или копировальной бумаги. Б) обшить контур рисунка швом вперед иголку с мелкими стежками (рисунок 11.1). Рисунок 11.1 - Прокладывание контура
В) проколоть или рассечь часть мотива внутри обозначенного контура. Если отверстие круглой формы небольшого размера, его удобнее всего прокалывать заостренным колышком, который не разрывает, а как бы закручивает припуски на изнаночную сторону ткани (рисунок 11.2, а); крупные круглые отверстия разрезают крест-накрест (рисунок 11.2, б); отверстия вытянутой и каплевидной формы – вдоль по средней линии и один или несколько раз в поперечном направлении (рисунок 11.2, в).
Рисунок 11.2 – Рассекание отверстия Г) подогнуть иголкой внутрь рассеченные припуски и обшить их плотным гладьевым валиком (ширина валика может быть различной – от 1 до 3–4 мм (рисунок 11.3).
Рисунок 11.3 – Обшивание отверстий различной формы Ширина валика может быть неравномерной, т. е. утолщаться с одной стороны отверстия и оставаться тонкой на противоположной стороне (рисунок 11.4, а). На крупных отверстиях, с широкими контурами для придания рельефности вначале в пределах будущего валика прокладывают настил (рисунок 11.4, б) а) б) Рисунок 11.4 – Обшивание отверстий валиком непостоянной ширины Если отверстия располагаются рядами, плотно примыкая друг к другу, удобнее вначале обработать одну сторону отверстий всего ряда, а затем перейти к обработке другой стороны (рисунок 11.5). Рисунок 11.5 – Обработка отверстий, расположенных рядами ¤ Задание 1. Выполните упражнения по вышиванию в технике прорезной глади: – круглого мелкого отверстия с валиком постоянной ширины (рисунок 11.6, а); – каплевидного отверстия с утолщенным с одной стороны контуром (рисунок 11.6, б); – крупного овального отверстия с валиком, обработанным с настилом (рисунок 11.6, в). а) б) в) Рисунок 11.6 – Разновидности обработки отверстий в прорезной глади
¤ Задание 2. Вышейте композицию в технике прорезной глади с использованием максимально возможного количества способов обработки отверстий: – разработайте эскиз или используйте предложенные (эскизы 11.1–11.6); – переведите эскиз на ткань при помощи копировальной бумаги или при помощи трафарета; – последовательно, начиная от центра композиции, обработайте все элементы узора; – проведите окончательную обработку вышитого образца; – оформите образец в паспарту или раму. Вышивка в технике ришелье — самая распространенная из ажурных вышивок – впервые появилась в XVII веке и с тех пор не выходила из моды. Ришелье – вид ажурной вышивки, в которой мотивы узора обшиты гладьевым валиком или петельным швом и соединены между собой бридами, а участки фона удалены. Для достижения четкости границ мотивов ткань для вышивания «ришелье» должна быть тонкая, но плотная, с малой осыпаемостью нитей. Для вспомогательных работ – прокладывания контуров, натягивания брид используют нити катушечные в цвет ткани, № 60, а для обшивания краев мотивов лучше подходят мягкие пластичные нити, чаще всего мулине, также в цвет ткани. Поскольку основным швом вышивки «ришелье» являются петельный шов или гладьевый валик, рисунок узора должен иметь двойной контур, определяющий высоту стежков основного шва. Приступая к вышиванию, ткань с переведенным рисунком туго заправляют в пяльцы. В отличие от прорезной глади, отверстия различной конфигурации в данном виде вышивки являются не узором, а фоном. Отдельные мотивы вышивки с обработанными краями соединяются между собой при помощи нитяных перемычек, то есть брид. Бриды – тонкие нитяные перемычки между участками узора, соединяющие их. Бриды в «ришелье» могут быть выполнены разнообразными способами: Для получения тонкой круглой бриды натягивают 1–3 рабочих нити и обвивают их круговыми движениями (рисунок 11.7, а). Плоскую бриду можно получить, натянув 2—3 рабочих нити и обшив их петельным швом (рисунок 11.7, б). Для выполнения широкой плоской бриды натягивают четное количество рабочих нитей и обвивают их штопальным швом (рисунок 11.7, в). В любом случае начало и конец бриды должны находиться внутри обозначенного двойного контура, а при их обработке важно не захватывать ткань. а) б) в) Рисунок 11.7 – Способы выполнения брид
По внешнему виду различают бриды линейные (рисунок 11.8, а), разветвленные (рисунок 11.8, б), «паучки» – воздушные (рисунок 11.8, в) и с кружочком из ткани (рисунок 11.8, г)
Рисунок 11.8 – Виды брид в ришелье При выполнении линейной бриды обшивают деталь по контуру до того места, где будет начало бриды, швом «вперед иголку», Закрепляют нить на лицевой стороне ткани, выполнив один стежок за 2-3 нити ткани от линии контура. Выполняют стежок на противоположную линию контура и закрепляют ее, не затягивая слишком сильно. Если рабочая нить тонкая, можно натянуть 2 – 4 нити, закрепляя каждую из них одним коротким стежком. Затем обрабатывают натянутые стежки витками рабочей нити, которые должны быть частыми и располагаться равномерно по всей длине бриды. По окончании вкалывают иглу в исходную точку. Порядок обработки разветвленной бриды представлен на рисунке 11.8, б. Натянув нити из точки 1 в точку 2, их обрабатывают до точки 3. Закрепив в ней нить петельным стежком, прокладывают ответвление бриды до точки 4 и обрабатывают его до точки 5. Далее обрабатывают все ответвления аналогично. В случае, если между деталями рисунка существует большое пространство и одной бриды будет недостаточно, выполняют «паучок» путем пересечения брид и скрепления их стежками. Для обеспечения прочности бриды в «паучке» после скрепления перевивают простым или рельефным переплетением. Принцип выполнения «паучка» аналогичен разветвленной бриде, при этом все ответвления производятся от одной и той же точки – серединки «паучка». Выполнения «паучка» с серединкой из ткани начинают с обшивания серединки швом «вперед иголку». Затем ее обрабатывают гладьевым валиком или петельным швом с одновременным выполнением брид, поочередно отходящих от нее.
Последовательность выполнения вышивки «ришелье»: А) переводят рисунок на ткань двойными линиями, обозначающими ширину гладьевого валика или петельного шва; Б) прошивают по линиям рисунка контуры мотивов швом вперед иголку, одновременно натягивая нити и обшивая бриды (рисунок 11.9); Начало и конец бриды закрепляют между строчками шва «вперед иголку», на линии контура мотива. Рисунок 11.9 – Прокладывание контуров и обработка брид В) обшивают намеченные контуры гладьевым валиком или петельным швом (рисунок 11.10). Стежки располагают плотно друг к другу строго перпендикулярно линии рисунка, Рисунок 11.10 – Петельный шов Петли (горизонтальные перемычки) петельного шва должны быть обращены в ту сторону, где впоследствии будут удалены участки фона, то есть в сторону брид. Если необходим более рельефный край мотива, перед прокладыванием валика в пределах контура выполняют настил мелкими стежками шва вперед иголку (рисунок 11.11). Рисунок 11.11 – Обработка края мотива с настилом Г) вырезают участки фона между мотивами под бридами острыми маленькими ножницами с острыми, слегка загнутыми кончиками, повернув работу к себе изнаночной стороной, вплотную к вышитым мотивам, следя за тем, чтобы не подрезать бриды (рисунок 11.12). Рисунок 11.12 – Удаление фона
¤ Задание 3. Разработайте эскиз композиции в технике «ришелье» или используйте предложенные (эскизы 11.6–11.12), откорректируйте его размеры и выберите месторасположение на ткани. Переведите эскиз на ткань при помощи копировальной бумаги или через стекло. Вышейте композицию в технике «ришелье», представив на образце различные способы обработки брид, обработку краев мотивов с настилом и без него. Проведите окончательную обработку вышитого образца. Оформите его в картонное паспарту. Контрольные вопросы:
|