Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Наследство, которое получают сестры не по матери 4 страница
Среди прекрасных имен Аллаха – Знающий и Ведающий. Ему известно обо всем явном и сокровенном, обо всех тайнах и секретах, и благодаря своему совершенному знанию Он ниспослал людям эти славные предписания и прекрасные законы.
Всевышний повелел Своим рабам поклоняться Ему одному, не приобщая к Нему сотоварищей. Для этого люди должны стать рабами своего Господа и придерживаться Его повелений и запретов, возлюбить Его, смириться перед Ним и посвятить Ему одному все обряды поклонения, совершаемые душой и телом. Аллах запретил любые проявления великого и малого многобожия и запретил приобщать к Нему в сотоварищи ангелов, пророков, святых угодников и все остальные творения, которые не способны принести пользу или причинить вред даже самим себе и которые не властны над жизнью, смертью или воскрешением. И поэтому каждое творение обязано искренне поклоняться одному Аллаху, который обладает всесторонним и абсолютным совершенством, который распоряжается всем сущим и не нуждается в сотоварищах и помощниках. После повеления поклоняться Господу и выполнять обязанности перед Ним Всевышний Аллах приказал Своим рабам выполнять обязанности друг перед другом, постепенно переходя от более важных обязанностей к менее важным. Прежде всего Аллах повелел делать добро родителям, говоря им добрые слова и обращаясь с ними учтиво, выполняя их волю и избегая всего запрещенного ими, расходуя на них материальные средства и оказывая почтение их тем, кто связан с ними, и поддерживая отношения с кровными родственниками, с каждым из которых человек связан только через своих родителей. Доброму отношению можно противопоставить дурное отношение и отказ в добром отношении, но такие формы отношения к родителям являются категорически запрещенными. Аллах также повелел оказывать милость родственникам, под которыми подразумеваются все близкие и далекие родственники. Мусульманин должен оказывать им милость словом и делом и не должен разрывать с ними родственные отношения своими словами или поступками. Аллах также повелел делать добро детям, которые потеряли своих отцов. Мусульмане обязаны опекать их, даже если они не являются их родственниками, оказывать им милость, утешать их и давать им воспитание и самым совершенным образом заботиться об их духовном и мирском благополучии. Мусульманам также велено делать добро беднякам, которые лишены многих возможностей по причине нужды и нищеты. Они не способны обеспечить всем необходимым ни самих себя, ни тех, кто находится на их попечении. Всевышний Аллах приказал помогать таким людям избавиться от нужды, призывать других поступать таким образом и выполнять это предписание по мере своих возможностей. Аллах также повелел делать добро соседям из числа близких родственников. Такие люди заслуживают доброго отношения вдвойне, потому что являются одновременно близкими родственниками и соседями, и мусульмане должны помогать им в соответствии с принятыми обычаями. Они также должны помогать соседям, которые не являются их родственниками, причем чем ближе дверь соседа к двери человека, тем больше у него прав на доброе отношение к нему. Поэтому мусульманам следует одарять соседей подарками, раздавать им пожертвования, приглашать их в гости, оказывать им внимание добрыми словами и поступками и не обижать их ни словом, ни делом. Аллах также приказал делать добро находящимся рядом спутникам. Согласно одному толкованию, речь идет о спутниках во время путешествия. Согласно другому толкованию, речь идет о супругах. Согласно третьему толкованию, речь идет о спутниках в любом смысле этого слова. Очевидно, последнее толкование является наиболее предпочтительным, поскольку оно распространяется на спутников во время путешествия, близких друзей и супругов одновременно. Обязанности каждого мусульманина перед близким ему человеком превышают его обязанности перед остальными мусульманами, и поэтому правоверные должны помогать своим близким в религиозных и мирских начинаниях, искренне желать им добра, оставаться верными друзьями в радости и беде, когда им легко и когда им тяжело. Они должны желать своим близким того, чего желают самим себе, и не желать им того, чего они не пожелают самим себе, причем, чем ближе взаимоотношения между друзьями, тем больше они имеют прав на доброе отношение к себе. Мусульманам также велено делать добро странникам, которые оказались в чужой стране, если они испытывают материальные затруднения или даже не испытывают их. Они имеют право на доброе отношение со стороны мусульман, поскольку они находятся на чужбине и поскольку в таком положении человек сильно нуждается в поддержке. Правоверные же должны помочь им добиться поставленной цели полностью или частично, оказав им почтение и радушный прием. Аллах также повелел оказывать милость тем людям и животным, которые являются собственностью мусульман. Они должны обеспечивать их всем необходимым, не обременять их непосильными обязанностями, помогать им выполнять возложенные на них обязанности и воспитывать в них качества, которые принесут им пользу. Если человек руководствуется этими предписаниями, то он покорен своему Господу, смиренно выполняет свои обязанности перед рабами Аллаха, повинуется Божьим повелениям и законам и заслуживает щедрого вознаграждения и прекрасной похвалы. Если же раб не поступает так, то он отворачивается от своего Господа, не повинуется Его повелениям и не выполняет смиренно своих обязанностей перед творениями. Более того, он превозносится над рабами Аллаха, обольщается самим собой и бахвалится собственными речами. Однако Аллаху не угодны гордецы, которые довольны собой и надменно относятся к другим творениям, и бахвалы, которые расхваливают себя, кичась этим перед рабами Божьими.
Высокомерие и надменность мешают таким людям выполнять свои обязанности, и поэтому Аллах упрекнул их за скупость. Они скупы и не совершают того, что они обязаны совершать. Более того, своими высказываниями и поступками они призывают окружающих поступать таким же образом. А наряду с этим они скрывают знания, благодаря которым заблудшие могут встать на прямой путь, а невежественные люди познать истину. Они скрывают от них истину и обучают их лжи, которая становится препятствием на пути этих людей к истине. Они не только скупятся поделиться с людьми своим богатством и своими знаниями, но и наносят урон себе и окружающим. А поскольку эти качества являются характерными для неверующих, Всевышний Аллах сказал, что для неверующих уготовано унизительное наказание. Они надменно относились к рабам Аллаха, не выполняли своих обязанностей перед самим Аллахом и провоцировали окружающих на скупость и заблуждение, и поэтому Аллах унизит их посредством мучительной кары и вечного бесчестия. Боже, упаси нас от всякого зла!
Аллах упомянул о пожертвованиях, которые являются плодом показухи, тщеславия и неверия во Всевышнего Господа. Лицемеры делают такие пожертвования для того, чтобы люди увидели их и стали хвалить их и относиться к ним с уважением. Они не веруют в Аллаха и Судный день, и поэтому расходуют свое имущество искренне ради Аллаха и в надежде на Его вознаграждение. Их поступки являются шагами и деяниями сатаны, который призывает своих сторонников на этот путь для того, чтобы они стали обитателями пылающего пламени. Они поступают таким образом, потому что сатана неотступно следует за ними и подталкивает их на такие шаги. Сатана является товарищем и спутником таких людей. Как же скверен товарищ, который желает погибели своему спутнику и делает для этого все возможное! Если человек, кто скупится поделиться с людьми благами Аллаха и скрывает то, чем его одарил Господь, является ослушником и грешником, который противится своему Господу, то человек, который делает пожертвования и совершает другие обряды поклонения не ради Аллаха, также является грешником и ослушником, заслуживающим наказания, потому что Аллах приказал повиноваться Ему и выполнять Его повеления искренне ради Него. Всевышний сказал: و َ م َ ا أ ُ م ِ ر ُ و ا إ ِ ل ّ َ ا ل ِ ي َ ع ْ ب ُ د ُ و ا ا ل ل ّ َ ه َ م ُ خ ْ ل ِ ص ِ ي ن َ ل َ ه ُ ا ل د ّ ِ ي ن َ ح ُ ن َ ف َ ا ء و َ ي ُ ق ِ ي م ُ و ا ا ل ص ّ َ ل َ ا ة َ و َ ي ُ ؤ ْ ت ُ و ا ا ل ز ّ َ ك َ ا ة َ و َ ذ َ ل ِ ك َ د ِ ي ن ُ ا ل ْ ق َ ي ّ ِ م َ ة ِ «А ведь им было велено лишь поклоняться Аллаху, служа ему искренне, как ханифы, совершать намаз и выплачивать закят. Это – правая вера» (98: 5). Только такие деяния принимаются Аллахом и позволяют человеку заслужить похвалу и вознаграждение. Именно поэтому далее Аллах призвал людей поступать таким образом и сказал:
Разве люди поставят себя в затруднительное положение, если они уверуют в Аллаха, искренне поклоняясь Ему одному, и станут раздавать пожертвования из того богатства, которым их наделил и одарил Аллах? Что они потеряют, если будут искренне служить одному Аллаху и расходовать свое имущество? А поскольку искренность раба является тайной, которая остается между ним и его Господом, которая может быть известна только одному Аллаху, далее Всевышний Аллах сообщил о том, что Ему известно обо всем сущем.
Всевышний поведал о совершенстве своей справедливости и милости и возвестил о том, что Ему совершенно чужда несправедливость во всех больших и малых проявлениях. Аллах не совершает несправедливости даже весом на одну пылинку. Он не умаляет благодеяний Своих рабов и не приумножает их грехов. Всевышний сказал: " Тот, кто сделал добро весом на одну пылинку, увидит его. И тот, кто сделал зло весом на одну пылинку, увидит его" (99: 7-8). Аллах приумножает вознаграждение за хорошие поступки в десять раз и даже более того в зависимости от того, что это за благодеяние, какую пользу оно приносит творениям, какова искренность того, кто совершил его, насколько сильно он любит Аллаха и насколько совершенными качествами он обладает. А наряду с этим Аллах одаряет добродетельных людей вознаграждением от себя. Он дарует им награду, которая превосходит заслуженное ими вознаграждение, вдохновляет их на новые благодеяния и ниспосылает им великие милости и славные щедроты.
Каким будет тот великий суд, на котором выносить приговор будет Судья, обладающий совершенными знаниями, совершенной справедливостью и совершенной мудростью, на котором благородные посланники, самые чистые из творений, будут свидетельствовать против своих религиозных общин, а люди будут лишь подтверждать правдивость их свидетельств?!! Клянусь Аллахом, это будет самый всеобъемлющий, самый справедливый и самый великий суд, и даже приговоренные к наказанию рабы признают безупречную милость и справедливость Аллаха и станут восхвалять Его. На этом суде одни люди обретут счастье и успех, преуспеяние и величие, а другие окажутся несчастными, опозоренными и обреченными на бесславие и явное наказание.
В тот день люди, которые отказались уверовать в Аллаха и Его посланника и ослушались его велений, пожелают, чтобы земля поглотила их и чтобы они превратились в прах и перестали существовать. Всевышний также сказал, что неверующие будут говорить: «Эх, если бы я был прахом!» (78: 40). Они не смогут скрыть от Аллаха ни одного события. Напротив, они признаются во всех совершенных деяниях, а их языки, руки и ноги будут свидетельствовать против них обо всем, что они натворили. В тот день они получат воздаяние сполна и узнают, что Аллах есть очевидная истина. Следует отметить, что в некоторых священных текстах сообщается, что неверующие будут скрывать свое неверие. Это произойдет несколько раз на протяжении Дня воскресения, когда неверующим покажется, что отрицание неверия поможет им спастись от наказания Аллаха. Когда же они осознают, что происходит в действительности, когда их собственные органы принесут свидетельства против них и когда все станет предельно ясно, они поймут, что скрыть совершенные преступления невозможно и что это не принесет им никакой пользы.
Всевышний запретил своим верующим рабам приближаться к намазу в состоянии алкогольного опьянения, пока они не станут понимать смысл произносимых слов. Этот запрет подразумевает запрет на приближение к мечетям и другим местам моления, и поэтому пьяным людям запрещается входить в мечети. Он также подразумевает запрет на совершение намаза в нетрезвом виде, и поэтому пьяным запрещается молиться и поклоняться Аллаху, пока их рассудок остается помутненным, пока они не понимают того, что произносят. Всевышний возвестил, что этот запрет остается в силе до тех пор, пока к человеку не вернется трезвый рассудок. Этот прекрасный аят аннулирован категорическим запретом на употребление всего, что одурманивает рассудок. В первые годы распространения ислама вино не было запрещено, однако впоследствии Всевышний Аллах начал подготавливать Своих рабов к категорическому запрету на его употребление. Всевышний сказал: ي َ س ْ أ َ ل ُ و ن َ ك َ ع َ ن ِ ا ل ْ خ َ م ْ ر ِ و َ ا ل ْ م َ ي ْ س ِ ر ِ ق ُ ل ْ ف ِ ي ه ِ م َ ا إ ِ ث ْ م ٌ ك َ ب ِ ي ر ٌ و َ م َ ن َ ا ف ِ ع ُ ل ِ ل ن ّ َ ا س ِ و َ إ ِ ث ْ م ُ ه ُ م َ ا أ َ ك ْ ب َ ر ُ م ِ ن ن ّ َ ف ْ ع ِ ه ِ م َ ا و َ ي َ س ْ أ َ ل ُ و ن َ ك َ م َ ا ذ َ ا ي ُ ن ف ِ ق ُ و ن َ ق ُ ل ِ ا ل ْ ع َ ف ْ و َ ك َ ذ َ ل ِ ك َ ي ُ ب ي ّ ِ ن ُ ا ل ل ّ ه ُ ل َ ك ُ م ُ ا ل آ ي َ ا ت ِ ل َ ع َ ل ّ َ ك ُ م ْ ت َ ت َ ف َ ك ّ َ ر ُ و ن َ «Они спрашивают тебя об опьяняющих напитках и азартных играх. Скажи: «В них есть большой грех, но есть и польза для людей, хотя греха в них больше, чем пользы» (2: 219). Потом Всевышний запретил мусульманам употреблять вино перед намазом и ниспослал обсуждаемый нами аят. После этого Всевышний категорически запретил употреблять вино в любое время и сказал: ي َ ا أ َ ي ّ ُ ه َ ا ا ل ّ َ ذ ِ ي ن َ آ م َ ن ُ و ا ْ إ ِ ن ّ َ م َ ا ا ل ْ خ َ م ْ ر ُ و َ ا ل ْ م َ ي ْ س ِ ر ُ و َ ا ل أ َ ن ص َ ا ب ُ و َ ا ل أ َ ز ْ ل ا َ م ُ ر ِ ج ْ س ٌ م ّ ِ ن ْ ع َ م َ ل ِ ا ل ش ّ َ ي ْ ط َ ا ن ِ ف َ ا ج ْ ت َ ن ِ ب ُ و ه ُ ل َ ع َ ل ّ َ ك ُ م ْ ت ُ ف ْ ل ِ ح ُ و ن َ إ ِ ن ّ َ م َ ا ي ُ ر ِ ي د ُ ا ل ش ّ َ ي ْ ط َ ا ن ُ أ َ ن ي ُ و ق ِ ع َ ب َ ي ْ ن َ ك ُ م ُ ا ل ْ ع َ د َ ا و َ ة َ و َ ا ل ْ ب َ غ ْ ض َ ا ء ف ِ ي ا ل ْ خ َ م ْ ر ِ و َ ا ل ْ م َ ي ْ س ِ ر ِ و َ ي َ ص ُ د ّ َ ك ُ م ْ ع َ ن ذ ِ ك ْ ر ِ ا ل ل ّ ه ِ و َ ع َ ن ِ ا ل ص ّ َ ل ا َ ة ِ ف َ ه َ ل ْ أ َ ن ت ُ م م ّ ُ ن ت َ ه ُ و ن َ «О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники (или идолы) и гадальные стрелы являются скверной из деяний дьявола. Сторонитесь же ее, – быть может, вы преуспеете. Воистину, дьявол при помощи опьяняющих напитков и азартных игр хочет посеять между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаха и намаза. Неужели вы не прекратите?» (5: 90-91). Несмотря на это, запрет на употребление вина перед совершением намаза является еще более суровым, поскольку подобный поступок приносит молящемуся мусульманину огромный вред. Его молитва теряет всякий смысл, поскольку он совершает ее без чувства смирения перед Аллахом, которое является душой намаза. Вино опьяняет душу человека, мешает ему поминать Аллаха и отдаляет его от намаза.
|