Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Наследство, которое получают сестры не по матери 5 страница
Из смысла этого откровения следует, что нельзя молиться, когда человеком овладевает непреодолимая дремота, которая не позволяет ему вникать в то, что он говорит или совершает. Более того, это откровение содержит намек на то, что перед началом намаза мусульманин должен избавиться от всего, что может занимать его мысли во время молитвы. Это может быть сильное желание отправить естественную нужду или желание поесть, о чем сообщается в достоверном хадисе. Затем Аллах запретил приближаться к намазу в состоянии полового осквернения. В таком состоянии человек может только пройти через мечеть, но ему не разрешается оставаться в ней, пока он не искупается. Одним словом, мусульманину в состоянии полового осквернения запрещается приближать к намазу до того, как он искупается, однако разрешается проходить через мечеть. Если же мусульманин болен или находится в дороге, если он отправил естественную нужду или имел близость со своей женой, и не смог найти воду, то ему разрешается очиститься песком. Аллах позволил больным очищаться песком при любых обстоятельствах, независимо от того, есть у них вода или нет, потому что причиной этого предписания является болезнь, при которой использование воды является тягостным для больного. Аллах также позволил очищаться песком во время путешествия, поскольку в дороге человек зачастую не может найти воду. И если путешественник не может найти воду, а имеющиеся у него запасы воды необходимы ему для питья и удовлетворения других нужд, то ему разрешается очиститься песком. Аллах разрешил очищаться песком после мочеиспускания, испражнения и половой близости с женщинами, если человек не может найти воду как в путешествии, так и на постоянном местожительстве, о чем свидетельствует общий смысл обсуждаемого нами аята. Одним словом, Всевышний Аллах позволил очищаться песком в двух случаях: при отсутствии воды как в путешествии, так и на постоянном местожительстве; а также во время болезни и при других обстоятельствах, когда использование воды является затруднительным. Толкователи Корана разошлись во мнениях относительно близости с женщинами, которая упоминается в этом аяте? Если под этим выражением подразумевается половая близость, то обсуждаемый нами аят однозначно свидетельствует о законности очищения песком при половом осквернении, что также подтверждается многочисленными достоверными хадисами. Если же под ним подразумевается прикосновение к женщине рукой с вожделением, при котором вероятно появление прозрачного уретрального выделения, то из этого аята следует, что прикосновение к женщине с вожделением делает омовение недействительным. Поскольку Аллах разрешил очищаться песком тем, кто не нашел воды, мусульманские богословы считали обязательным искать воду при наступлении времени намаза. Аллах не сказал, что очищаться песком может всякий, кто не имеет воды и даже не искал ее. Очищаться песком дозволено только после того, как человек искал воду, но не нашел ее. Из этого откровения также следует, что если качества воды изменились под влиянием попавших в нее чистых вещей, то мусульманам разрешается очищаться ею. Более того, они обязаны поступать так, поскольку она продолжает оставаться водой. Некоторые богословы оспаривают это мнение, ссылаясь на то, что такая вода не является безусловной, однако их доводы являются сомнительными. Этот прекрасный аят свидетельствует о законности великого предписания, которое Аллах сделал милостью для мусульманской общины. Этим предписанием является позволение очищаться песком, и мусульманские богословы единодушны по этому поводу. Хвала же за это надлежит одному Аллаху. Для очищения песком можно использовать чистую землю и любой чистый грунт, независимо от того, есть на нем песок или нет. Однако существует мнение, что для очищения песком следует использовать только грунт, на котором есть песок, потому что в аяте об омовении из суры " Трапеза" говорится: " Если же вы больны или находитесь в дороге, если кто-либо из вас пришел из уборной или если вы имели близость с женщинами, и вы не нашли воды, то очиститесь чистой землей и оботрите ею ваши лица и руки" (5: 6). Если же на грунте нет песка, то им невозможно обтереть лицо и руки. Обтирать песком следует все лицо и руки до запястий, о чем свидетельствуют достоверные хадисы, причем желательно прикасаться руками к земле всего один раз, что подтверждается хадисом Аммара. Из этого аята также следует, что при очищении песком в состоянии полового осквернения, как и в других случаях, достаточно обтереть только лицо и руки. Следует знать, что медицина зиждется на трех принципах: оберегание здоровья от всего, что может навредить ему; избавление от всего, что может навредить здоровью, и профилактика заболеваний. Что касается оберегания здоровья и профилактики заболеваний, то Аллах повелел не излишествовать во время еды и питья, позволил путешественникам и больным разговляться во время поста для того, чтобы они могли сохранить здоровье и позаботиться о своем организме. Тем самым Аллах проявил справедливость и уберег больных от того, что может навредить им. Что же касается избавления от заболеваний, то Всевышний Аллах позволил паломникам в состоянии ихрама брить голову для удаления паразитов. В обсуждаемом нами аяте Аллах указал на необходимость удаления с тела мочи, экскрементов, блевотины, спермы, крови и прочих выделений. На этот вывод обратил внимание Ибн аль-Каййим. Из этого откровения также следует, что обтирать лицо и руки обязательно полностью, что разрешается очищаться песком, даже если время намаза не истекает, и что искать воду обязательно только после наступления времени намаза. А лучше всего об этом известно Аллаху. В конце этого аята Аллах упомянул свои прекрасные имена - Снисходительный и Прощающий. Он прощает своим верующим рабам многие прегрешения и облегчает для них религиозные предписания самым совершенным образом, дабы религиозные обязанности не были обременительными для рабов и не ставили их в затруднительное положение. Снисходительность и всепрощение Аллаха проявляются в том, что Он смилостивился над мусульманами и позволил им очищаться песком вместо воды, если они не в состоянии очиститься водой. Его снисходительность и всепрощение также проявляются в том, что Он распахнул для грешников ворота покаяния, призвал их покаяться в грехах и обещал простить кающимся любые прегрешения. Его снисходительность и всепрощение также проявляются в том, что Он прощает правоверному прегрешения даже величиной с землю, если он предстает перед Ним, не приобщая к Нему сотоварищей.
Аллах упрекнул тех, кому было даровано писание, и вместе с тем предостерег Своих рабов от обольщения этими грешниками и уподобления им. Аллах сообщил о том, что они страстно любят заблуждение, отдают ему предпочтение перед всем остальным и готовы заплатить за него огромную цену, подобно тому, как влюбленный готов пожертвовать своим богатством ради того, что он любит. Они отдают предпочтение заблуждению перед верным руководством, неверию – перед правой верой, а злосчастью – перед счастьем. А наряду с этим они желают сбить с прямого пути правоверных.
Они жаждут ввести мусульман в заблуждение и делают для этого все возможное. Однако Аллах, Который покровительствует своим верующим рабам и оказывает им поддержку, разъяснил мусульманам их заблуждение и изобличил их попытки сбить мусульман с прямого пути. Довольно того, что Аллах устраивает дела Своих рабов, проявляет к ним милосердие во всех начинаниях и облегчает им путь к счастью и преуспеянию. Довольно того, что Аллах помогает Своим рабам одержать верх над их противниками и разъясняет им, чего они должны остерегаться, и оказывает им поддержку в этом. Благодаря покровительству Аллаха они обретают добро, а благодаря поддержке Аллаха они избавляются от всякого зла.
Всевышний разъяснил, в чем проявлялось заблуждение и упрямство людей Писания и как они отдавали предпочтение лжи перед истиной. Он разъяснил, что заблудшие иудейские богословы исказили священные тексты и их смысл. Примером этого были их утверждения о том, что упомянутые в их писании качества последнего посланника, которые идеально подходят только Пророку Мухаммаду, указывают на другого пророка. Они заявляли, что эти откровения не относятся к Пророку Мухаммаду, и скрывали истину. Таким было их отношение к знаниям, и как же отвратительно было такое отношение! Они искажали истину, нарекали правду ложью и таким образом отрицали ее. Что же касается их отношения к праведным поступкам и выполнению Божьих повелений, то оно проявлялось в том, что они говорили: " Мы слышали твои слова, но не желаем выполнять твои повеления". Подобное поведение было свидетельством величайшего неверия, упрямства и нежелания покориться Аллаху. Они обращались к Божьему Посланнику с дурными и непристойными речами и говорили: " Послушай неслыханное! " Тем самым они желали, чтобы Пророк Мухаммад, мир ему и благословение Аллаха, никогда не слышал ничего приятного и слышал только неприятные слова. Они также говорили: " Заботься о нас! " Играя словами, они желали увидеть его глупым и порочным человеком. Они полагали, что если их слова не выдают их дурных намерений, то они смогут ввести в заблуждение Аллаха и Его посланника. Они кривили своими языками и поносили религию, т.е. использовали двусмысленные выражения для того, чтобы оскорбить религию и Божьего Посланника, и открыто поносили религию в разговорах между собой. Затем Аллах указал людям Писания на поступки, которые принесли бы им гораздо больше пользы. Им следовало говорить: " Слушаем и повинуемся! Выслушай нас! Присматривай за нами! " Поступи они таким образом, они правильно изложили бы свои мысли и почтительно обратились бы к посланнику Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, на деле покорились бы велению Аллаха и проявили бы вежливость при попытке приобрести знания, которая была необходима, поскольку посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, выслушивал их вопросы и оказывал им внимание. Они должны были поступить таким образом, однако они были лишены благородных качеств. Они отвернулись от этих наставлений, и тогда Аллах прогнал их прочь за неверие и упрямство. Они были прокляты за то, что отказались уверовать, и лишь немногие из них уверовали после этого.
Всевышний повелел иудеям и христианам из числа людей Писания уверовать в Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, и Великий Коран, который был ниспослан ему от Аллаха, который бережет все предыдущие писания и подтверждает их истинность, поскольку все они возвещали о его ниспослании. Пророчества о его ниспослании исполнились, и это стало подтверждением правдивости предыдущих откровений. Если люди Писания откажутся уверовать в Коран, то они станут отвергать свои собственные писания, поскольку все писания Аллаха подтверждают истинность друг друга и совпадают друг с другом. И если человек заявляет, что он уверовал в одно из этих писаний, но отказывается признать другое, то его заявления являются лживыми. Напомнив о том, что Священный Коран подтверждает правдивость того, что есть у людей Писания, Всевышний Аллах призвал их уверовать раньше всех остальных людей и устремиться к писанию Аллаха, поскольку они обладают знаниями и писанием, по причине которого на них возложена большая ответственность, чем на всех остальных. Вот почему Аллах пригрозил им тем, что их лица будут стерты и повернуты назад, причем такое возмездие будет соответствовать роду совершенных ими злодеяний. Они отвергли истину, отдали предпочтение лжи и исказили истинную суть вещей. Они объявили ложь истиной, нарекли истину ложью и заслужили соответствующее наказание. Их лица были стерты и повернуты туда, куда обычно обращен затылок, и такой облик действительно является самым отвратительным. Аллах также пригрозил им тем, что они будут лишены Божьей милости и превращены в обезьян, подобно тому, как были прокляты и наказаны их собратья, нарушившие субботу. Всевышний сказал: و َ ل َ ق َ د ْ ع َ ل ِ م ْ ت ُ م ُ ا ل ّ َ ذ ِ ي ن َ ا ع ْ ت َ د َ و ا ْ م ِ ن ك ُ م ْ ف ِ ي ا ل س ّ َ ب ْ ت ِ ف َ ق ُ ل ْ ن َ ا ل َ ه ُ م ْ ك ُ و ن ُ و ا ْ ق ِ ر َ د َ ة ً خ َ ا س ِ ئ ِ ي ن َ «Вы знали тех из вас, которые нарушили субботу. Мы сказали им: «Будьте обезьянами презренными!» (2: 65). Затем Аллах возвестил, что Его веление непременно исполняется. Это высказывание похоже на следующее кораническое откровение: إ ِ ن ّ َ م َ ا أ َ م ْ ر ُ ه ُ إ ِ ذ َ ا أ َ ر َ ا د َ ش َ ي ْ ئ ً ا أ َ ن ْ ي َ ق ُ و ل َ ل َ ه ُ ك ُ ن ْ ف َ ي َ ك ُ و ن ُ «Когда Он желает чего-либо, то стоит Ему сказать: «Будь!» – как это сбывается» (36: 82).
Всевышний сообщил, что если человек приобщает к Нему сотоварищей, то Аллах не прощает ему этого, но прощает все менее тяжкие грехи, как малые, так и великие, кому пожелает, руководствуясь своей мудростью и всепрощением. Существует множество факторов, которые способствуют прощению Аллахом грехов, которые уступают по своей тяжести многобожию. Среди них – праведные поступки, смывающие злодеяния; мирские трудности, искупающие грехи; промежуточная жизнь после смерти вплоть до воскрешения; события Судного дня; молитвы правоверных друг за друга; заступничество заступников. Помимо всего прочего есть еще милость Аллаха, которой удостаивается каждый верующий, поклоняющийся одному Господу. Но если человек приобщает к Аллаху сотоварищей, то он закрывает перед собой двери прощения и милости, поскольку праведные поступки не приносят человеку пользы, если он не исповедует единобожия, и никакие несчастья не искупают его прегрешения. А в День воскресения у него не будет ни заступников, ни близких друзей. Именно поэтому Аллах сказал, что всякий, кто приобщает к Аллаху сотоварищей, измышляет великий грех и совершает ужасное преступление. Что может быть большей несправедливостью, чем равнение беспомощного творения, созданного из праха и обладающего всесторонними недостатками, не способного принести пользу или причинить вред ни себе, ни тем, кто ему поклоняется, не властного над жизнью, смертью и воскрешением, с самодостаточным Творцом, Который обладает всесторонним совершенством и не нуждается в Своих созданиях, Который властен принести пользу и навредить, одарить щедротами и лишить благ, Единственным, Кто одаряет творения благами? Разве может быть более чудовищная несправедливость? По этой причине многобожники будут приговорены к вечному наказанию и лишены вознаграждения. Всевышний сказал: ل َ ق َ د ْ ك َ ف َ ر َ ا ل ّ َ ذ ِ ي ن َ ق َ ا ل ُ و ا ْ إ ِ ن ّ َ ا ل ل ّ ه َ ه ُ و َ ا ل ْ م َ س ِ ي ح ُ ا ب ْ ن ُ م َ ر ْ ي َ م َ و َ ق َ ا ل َ ا ل ْ م َ س ِ ي ح ُ ي َ ا ب َ ن ِ ي إ ِ س ْ ر َ ا ئ ِ ي ل َ ا ع ْ ب ُ د ُ و ا ْ ا ل ل ّ ه َ ر َ ب ّ ِ ي و َ ر َ ب ّ َ ك ُ م ْ إ ِ ن ّ َ ه ُ م َ ن ي ُ ش ْ ر ِ ك ْ ب ِ ا ل ل ّ ه ِ ف َ ق َ د ْ ح َ ر ّ َ م َ ا ل ل ّ ه ُ ع َ ل َ ي ه ِ ا ل ْ ج َ ن ّ َ ة َ و َ م َ أ ْ و َ ا ه ُ ا ل ن ّ َ ا ر ُ و َ م َ ا ل ِ ل ظ ّ َ ا ل ِ م ِ ي ن َ م ِ ن ْ أ َ ن ص َ ا ر ٍ «Воистину, кто приобщает к Аллаху сотоварищей, тому Он запретил Рай. Его пристанищем будет Геенна, и у беззаконников не будет помощников» (5: 72). Этот прекрасный аят относится к тем, кто приобщал сотоварищей к Аллаху и не раскаялся в этом. Если же человек раскаялся в этом, то Аллах простит ему поклонение творениям и все остальные грехи. Всевышний сказал: ق ُ ل ْ ي َ ا ع ِ ب َ ا د ِ ي َ ا ل ّ َ ذ ِ ي ن َ أ َ س ْ ر َ ف ُ و ا ع َ ل َ ى أ َ ن ف ُ س ِ ه ِ م ْ ل َ ا ت َ ق ْ ن َ ط ُ و ا م ِ ن ر ّ َ ح ْ م َ ة ِ ا ل ل ّ َ ه ِ إ ِ ن ّ َ ا ل ل ّ َ ه َ ي َ غ ْ ف ِ ر ُ ا ل ذ ّ ُ ن ُ و ب َ ج َ م ِ ي ع ً ا إ ِ ن ّ َ ه ُ ه ُ و َ ا ل ْ غ َ ف ُ و ر ُ ا ل ر ّ َ ح ِ ي م ُ «Скажи Моим рабам, которые излишествовали во вред самим себе: «Не отчаивайтесь в милости Аллаха. Воистину, Аллах прощает грехи полностью, ибо Он – Прощающий, Милосердный» (39: 53). Здесь речь идет о тех, кто раскаивается и обращается к своему Господу.
Аллах выразил удивление поступками Своих рабов и упрекнул их за то, что они расхваливают самих себя. Это относится к иудеям, христианам и всем тем, которые уподобляются им и бахвалятся тем, чего в действительности не имеют. Иудеи и христиане говорят: و َ ق َ ا ل َ ت ِ ا ل ْ ي َ ه ُ و د ُ و َ ا ل ن ّ َ ص َ ا ر َ ى ن َ ح ْ ن ُ أ َ ب ْ ن َ ا ء ا ل ل ّ ه ِ و َ أ َ ح ِ ب ّ َ ا ؤ ُ ه ُ ق ُ ل ْ ف َ ل ِ م َ ي ُ ع َ ذ ّ ِ ب ُ ك ُ م ب ِ ذ ُ ن ُ و ب ِ ك ُ م ب َ ل ْ أ َ ن ت ُ م ب َ ش َ ر ٌ م ّ ِ م ّ َ ن ْ خ َ ل َ ق َ ي َ غ ْ ف ِ ر ُ ل ِ م َ ن ي َ ش َ ا ء و َ ي ُ ع َ ذ ّ ِ ب ُ م َ ن ي َ ش َ ا ء و َ ل ِ ل ّ ه ِ م ُ ل ْ ك ُ ا ل س ّ َ م َ ا و َ ا ت ِ و َ ا ل أ َ ر ْ ض ِ و َ م َ ا ب َ ي ْ ن َ ه ُ م َ ا و َ إ ِ ل َ ي ْ ه ِ ا ل ْ م َ ص ِ ي ر ُ «Мы – сыны Аллаха и Его возлюбленные» (5: 18). Они также говорят: و َ ق َ ا ل ُ و ا ْ ل َ ن ي َ د ْ خ ُ ل َ ا ل ْ ج َ ن ّ َ ة َ إ ِ ل ا ّ َ م َ ن ك َ ا ن َ ه ُ و د ا ً أ َ و ْ ن َ ص َ ا ر َ ى ت ِ ل ْ ك َ أ َ م َ ا ن ِ ي ّ ُ ه ُ م ْ ق ُ ل ْ ه َ ا ت ُ و ا ْ ب ُ ر ْ ه َ ا ن َ ك ُ م ْ إ ِ ن ك ُ ن ت ُ م ْ ص َ ا د ِ ق ِ ي ن «Не войдет в рай никто, кроме иудеев или христиан» (2: 111). Однако эти голословные заявления не опираются на убедительные доводы. Убедительным доводом является кораническое откровение, в котором говорится:
|