Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного! 12 страница
Аллах не наказывает людей за празднословные клятвы, которые они произносят непреднамеренно и необдуманно. К таким клятвам также относятся те, которые человек приносит, полагая, что он говорит правду, хотя в дальнейшем выясняется, что он ошибался. Однако Аллах наказывает за клятвы, которые они приносят обдуманно и скрепляют своим намерением. В похожем откровении говорится: ل ا ّ َ ي ُ ؤ َ ا خ ِ ذ ُ ك ُ م ُ ا ل ل ّ ه ُ ب ِ ا ل ل ّ َ غ ْ و ِ ف ِ ي َ أ َ ي ْ م َ ا ن ِ ك ُ م ْ و َ ل َ ك ِ ن ي ُ ؤ َ ا خ ِ ذ ُ ك ُ م ب ِ م َ ا ك َ س َ ب َ ت ْ ق ُ ل ُ و ب ُ ك ُ م ْ و َ ا ل ل ّ ه ُ غ َ ف ُ و ر ٌ ح َ ل ِ ي م ٌ «Аллах не призовет вас к ответу за непреднамеренные клятвы, но призовет вас к ответу за то, что приобрели ваши сердца» (2: 225). Если человек нарушит преднамеренную клятву, то для искупления содеянного клятвопреступления он должен накормить десятерых бедняков из того, чем он обычно кормит свою семью, или одарить десятерых бедняков одеждой, которой достаточно для того, чтобы совершать в ней намаз, или освободить одного верующего раба, причем упоминание о верующем рабе встречается в другом кораническом откровении. Если он выполнит любое из трех предписанных действий, то искупит совершенное клятвопреступление. Если же он окажется не в состоянии выполнить их, то ему предписано поститься в течение трех дней. Только таким образом можно искупить и смыть совершенное прегрешение. Мусульмане должны оберегать свои клятвы, воздерживаясь от ложных клятв Аллахом, не разбрасываясь своими клятвами и не нарушая их. Нарушать клятву разрешается только в том случае, если этот поступок принесет пользу, поскольку совершение добрых деяний является лучшей формой сбережения клятв. Все это означает, что клятвы не должны препятствовать мусульманам совершать праведные деяния. Так Аллах разъясняет людям Свои знамения, позволяющие различить между дозволенным и запрещенным и уяснить смысл религиозных предписаний. Аллах обучает людей тому, чего они не знали прежде, и поэтому они должны быть признательны Ему. Они обязаны благодарить Всевышнего Аллаха за ту милость, которую Он оказал им, когда обучил их законам шариата и разъяснил им эти законы.
Всевышний изобличил порочность этих отвратительных поступков и сообщил о том, что они относятся к деяниям сатаны и являются скверной. Люди должны избегать этих деяний для того, чтобы обрести успех, поскольку они не смогут добиться успеха, пока не перестанут совершать то, что запретил Аллах. В особенности это относится к упомянутым в этом аяте омерзительным поступкам. Первым из них является употребление опьяняющих напитков. К ним относится все, что лишает рассудка, опьяняет или одурманивает. Вторым из них являются азартные игры. К ним относятся пари и любые споры и состязания, в которых обе стороны берут на себя материальные обязательства. Третьим из них являются поклонение вместо Аллаха идолам и истуканам, а четвертым – гадание по стрелам. Аллах запретил эти четыре поступка, велел Своим рабам сторониться их и сообщил о вреде, который они причиняют и который обязывает людей избегать и сторониться их. Во-первых, эти поступки являются скверными и нечистыми. Их нечистоту невозможно осязать, поскольку они являются нечистыми в духовном плане. Люди должны избегать любой нечисти, чтобы не оскверниться ею. Во-вторых, эти поступки относятся к деяниям сатаны, который является злейшим врагом человечества. Хорошо известно, что врагов следует остерегаться, опасаясь их козней и деяний, особенно, если своими деяниями они пытаются завлечь человека в западню. Такая западня может стать губительной, и поэтому благоразумный человек должен избегать, остерегаться и опасаться деяний своего явного врага. В-третьих, раб не сможет обрести успех, пока не будет избегать этих поступков, поскольку под преуспеянием подразумевается обретение желаемого и избавление от неприятного. Что же касается этих четырех деяний, то все они являются препятствием на пути к успеху. В-четвертых, эти деяния порождают вражду и ненависть среди людей, и поэтому сатана делает все возможное для их распространения. В особенности это относится к употреблению опьяняющих напитков и азартным играм, поскольку они способны посеять вражду и ненависть даже между правоверными. Опьяняющие напитки лишают человека рассудка и порождают в нем ненависть к его верующим братьям, а при неблагоприятных обстоятельствах, которые часто возникают при употреблении вина, дело может дойти даже до убийства. А во время азартных игр люди стремятся опередить друг друга и прибрать к рукам чужое имущество, не оказывая при этом другому человеку никакой услуги, и это также относится к факторам, способствующим возникновению вражды и ненависти. В-шестых, по причине этих деяний человек душой и телом отдаляется от поминания Аллаха и намаза, ради которых Аллах сотворил Своих рабов и которые являются залогом их счастья. Вино и азартные игры сильнее чего бы то ни было отвлекают человека от поминания Аллаха и занимают его мысли настолько, что он даже не замечает того, как проходят значительные промежутки времени. Что может быть ужаснее и отвратительнее грехов, которые оскверняют человека, относятся к деяниям сатаны, заставляют его запутываться в сетях дьявола и повиноваться ему так, как скотина повинуется своему пастуху, мешают ему добиться успеха, порождают вражду и ненависть между правоверными и отдаляют их от поминания Аллаха и намаза?!! Что вообще может иметь более тяжкие последствия?!! Принимая это во внимание, Всевышний Аллах запретил благоразумным людям совершать эти грехи и предложил им самим отказаться от них. Причина же этого заключается в том, что если благоразумный человек задумается над дурными последствиями этих деяний, то он непременно воздержится от них, не дожидаясь долгих увещеваний и убедительных предостережений.
Повиновение Аллаху ничем не отличается от повиновения Посланнику. Кто повинуется Аллаху, тот повинуется Посланнику, а кто повинуется Посланнику, тот фактически повинуется Аллаху. Это означает, что мусульманин обязан душой и телом совершать все деяния и произносить все слова, которые приказали совершать и произносить Аллах и Его посланник, выполнять обязательные и желательные предписания религии, связанные с его обязанностями перед Аллахом и перед Его творениями, и воздерживаться от всего, что запретили Аллах и Его посланник. Это повеление имеет самый широкий смысл среди всех религиозных повелений, поскольку легко убедиться в том, что оно включает в себя все повеления и запреты, касающиеся души и тела. Затем Аллах приказал остерегаться ослушания Аллаха и Его посланника, поскольку ослушание их является сущим злом и влечет за собой очевидный убыток. И если люди отвернутся от этих повелений и запретов, то им следует знать, что Посланнику Аллаха было велено лишь донести до них истину, и он уже выполнил возложенную на него миссию. Если они последуют прямым путем, то поступят только во благо себе, и если они станут совершать грехи, то навредят только себе. Аллах сам призовет их к ответу, а Посланник уже выполнил свой долг и справился со своей миссией.
После ниспослания категорического запрета на употребления вина и опьяняющих напитков и грозного предостережения от этого поступка некоторые правоверные пожелали узнать о том, каким было положение их братьев, которые после обращения в ислам пили вино и умерли до того, как опьяняющие напитки были запрещены. Тогда Всевышний Аллах ниспослал этот аят и сообщил в нем, что праведники, которые уверовали и совершали добрые деяния, не окажутся в стеснительном положении из-за того, что они употребляли вино и играли в азартные игры до того, как они были категорически запрещены. Поскольку упоминание о том, что на праведниках нет греха за то, чем они питались прежде, распространяется как на перечисленные запрещенные продукты, так и на любую другую пищу, Всевышний Аллах конкретизировал смысл этого откровения и связал его с людьми, которые избегают ослушания и обладают правильной верой, которая обязывает их совершать праведные деяния и не сворачивать с этого пути. Человек не может избежать грехов, если эти качества проявляются в нем лишь время от времени. Он обязан оставаться таким вплоть до самой смерти и постоянно творить добро, поскольку Аллах любит добродетельных рабов, которые искренне поклоняются Творцу и помогают рабам. Этот прекрасный аят также распространяется на тех, которые съели запрещенный продукт или совершили запрещенный поступок после ниспослания запрета, а затем признали свой грех, покаялись перед Аллахом, устрашились своего Господа и стали совершать праведные деяния. Таких людей Аллах прощает и избавляет от совершенных ими грехов.
Аллах оказал Своим рабам милость, когда поведал им о том, чему суждено произойти согласно Божьему предопределению и предустановлению. Аллах сделал это для того, чтобы они повиновались Ему и поступали осознанно, чтобы погибшие погибли при полной ясности, а оставшиеся жить жили при полной ясности. Аллах сообщил верующим о том, что Он обязательно подвергнет их веру испытаниям. Но по своей милости Всевышний сделал это испытание нетрудным. Речь идет об охотничьей добыче, которую люди могут поймать руками или поразить своими копьями. Только в этом случае испытание имеет смысл, ибо если добыча находится на таком расстоянии, что человек не может поймать ее или поразить из оружия, то подобное испытание является совершенно бессмысленным. Затем Аллах сообщил о том, что такое искушение и испытание позволяет Ему узнать Своих рабов так, чтобы это знание стало очевидным для самих рабов и позволило Ему вознаградить одних и наказать других. Благодаря этому Аллах узнает тех, кто боится своего Господа и воздерживается от запрещенных поступков, имея возможность совершить их, одаряет их щедрым вознаграждением и узнает тех, кто не боится своего Господа, находясь в одиночестве, а лишь делает вид, что он страшится Его, перед людьми. Эти люди поступают так из страха перед творениями и не заслуживают за это вознаграждения.
Аллах запретил убивать охотничью добычу, находясь в ихраме по поводу хаджа или малого паломничества. Этот запрет распространяется на любые поступки, которые могут привести к убийству охотничей добычи, и поэтому паломник в ихраме не может принимать участие в охоте, указывать на добычу или помогать в ее убийстве. Более того, он не имеет права есть добычу, пойманную или убитую ради него. Одним словом в ихраме мусульманину запрещается убивать и охотиться на животных, на которых ему было позволено охотиться до вступления в ихрам, и этот запрет подчеркивает важность этого великого обряда. Но если паломник преднамеренно убьет охотничью добычу, то в качестве искупления он должен зарезать верблюда, корову или овцу, а затем раздать его в качестве пожертвования. Принесенная жертва должна иметь сходство с животным, которое было убито на охоте, и вынести решение относительно этого должны двое справедливых мусульман, которые знают религиозные законы и могут устанавливать сходство между животными. При этом следует опираться на суждения сподвижников, которые решили, что за убийство голубя следует принести в жертву овцу, за убийство страуса – верблюдицу, а за убийство дикой коровы – корову. Таким же образом за каждое убитое животное следует принести в жертву подобную ему скотину. Если же убитое животное не имеет никакого сходства со скотиной, то в качестве искупления следует пожертвовать его стоимостью. Это правило распространяется на любую погубленную собственность. Если для искупления этого прегрешения паломник собирается совершить жертвоприношение, то жертвенное животное должно быть зарезано в Заповедной мечети. Но вместо принесения в жертву скотины, которая подобна убитому животному, разрешается накормить бедняков. Многие богословы считали, что после установления вида скотины, которую следует принести в жертву, паломник должен приобрести на ее стоимость продукты питания и накормить каждого бедняка одним муддом пшеницы высшего качества или половиной са другого продукта. Вместо этого ему разрешается поститься один день за каждого бедняка, которого он должен накормить. Это воздаяние предписано для того, чтобы человек осознал пагубность своего поступка. В этом аяте упоминаются только преднамеренное убийство охотничьей жертвы, хотя паломник обязан искупить содеянное даже того, когда он убил животное по ошибке. Это религиозное правило распространяется на всех, кто причиняет вред здоровью людей или имуществу, которое является неприкосновенным. Если один человек сознательно нанес увечье другому или погубил его имущество, не имея права поступать так, то он несет ответственность за содеянное, потому что Аллах установил для таких случаев соответствующее наказание и воздаяние. Если же он совершил этот поступок непреднамеренно, то он получает только воздаяние и не получает наказания. Этого мнения придерживалось большинство мусульманских богословов. Однако, согласно наиболее достоверному мнению, которое опирается на ясный смысл этого откровения, непреднамеренное убийство охотничьей добычи не является грехом, и паломник не должен совершать за него искупительные действия.
Поскольку к охотничьей добыче относятся животные, обитающие как на суше, так и на море, Всевышний Аллах сделал исключение для морской добычи и позволил ловить ее, находясь в ихраме. Под морской добычей подразумеваются живые морские животные, а под морской едой – мертвые обитатели моря. Это означает, что разрешается питаться морской падалью. Аллах позволил людям питаться этими благами для того, чтобы они извлекали из этого пользу вместе со своими спутниками. Однако им запрещено охотиться на суше, пока они находятся в ихраме. Из лексического анализа арабского слова " сайд" (" охотничья добыча") следует, что речь идет только о диких животных, потому что на домашних животных не охотятся. Кроме того, мясо этих животных должно употребляться в пищу, ибо если его запрещается употреблять в пищу, то таких животных нельзя назвать добычей.
|