Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного! 5 страница
Следует знать, что близость Аллаха к творениям бывает двух видов: всеобщая и особая. Всеобщая близость проявляется в том, что Всевышний Аллах близок абсолютно ко всем творениям благодаря своему знанию. По этому поводу Всевышний сказал: و َ ل َ ق َ د ْ خ َ ل َ ق ْ ن َ ا ا ل ْ إ ِ ن س َ ا ن َ و َ ن َ ع ْ ل َ م ُ م َ ا ت ُ و َ س ْ و ِ س ُ ب ِ ه ِ ن َ ف ْ س ُ ه ُ و َ ن َ ح ْ ن ُ أ َ ق ْ ر َ ب ُ إ ِ ل َ ي ْ ه ِ م ِ ن ْ ح َ ب ْ ل ِ ا ل ْ و َ ر ِ ي د ِ «Мы сотворили человека и знаем, что нашептывает ему душа. Мы ближе к нему, чем яремная вена» (50: 16). А особая близость распространяется только на тех, кто поклоняется Аллаху, обращается к Нему с молитвами и питает к Нему искреннюю любовь. О такой близости говорится в следующем откровении: ك َ ل ّ َ ا ل َ ا ت ُ ط ِ ع ْ ه ُ و َ ا س ْ ج ُ د ْ و َ ا ق ْ ت َ ر ِ ب ْ «Но нет! Не повинуйся ему, а пади ниц и приближайся к Аллаху» (96: 19). Именно такая близость упоминается в обсуждаемом нами аяте и в следующем откровении: و َ إ ِ ذ َ ا س َ أ َ ل َ ك َ ع ِ ب َ ا د ِ ي ع َ ن ّ ِ ي ف َ إ ِ ن ّ ِ ي ق َ ر ِ ي ب ٌ أ ُ ج ِ ي ب ُ د َ ع ْ و َ ة َ ا ل د ّ َ ا ع ِ إ ِ ذ َ ا د َ ع َ ا ن ِ ف َ ل ْ ي َ س ْ ت َ ج ِ ي ب ُ و ا ْ ل ِ ي و َ ل ْ ي ُ ؤ ْ م ِ ن ُ و ا ْ ب ِ ي ل َ ع َ ل ّ َ ه ُ م ْ ي َ ر ْ ش ُ د ُ و ن َ «Если Мои рабы спросят тебя обо Мне, то ведь Я близок и отвечаю на зов молящегося, когда он взывает ко Мне» (2: 186). Особая близость Аллаха к Своим рабам свидетельствует о милосердии Всевышнего Господа, который отвечает на молитвы Своих рабов и удовлетворяет их желания. Именно поэтому прекрасные имена Аллаха аль-Кариб (близкий), аль-Муджиб (удовлетворяющий просьбы) упоминаются вместе.
Когда пророк Салих призвал многобожников искренне поклоняться одному Аллаху, они отвергли его проповеди и ответили на них самым отвратительным образом. Они сказали: " О Салих! Мы расчитывали на тебя и надеялись, что ты являешься благоразумным человеком и принесешь пользу своему народу. Но сегодня все изменилось". Этими словами они засвидетельствовали, что Салих был известен своим благородным нравом и прекрасными нравственными качествами и считался одним из лучших сынов своего народа. Но стоило ему начать призывать своих соплеменников к воззрениям, которые не совпали с их низменными желаниями, как они изменили свое отношение к нему и заявили, что прежде он был безупречным человеком, но не оправдал возложенных на него надежд и стал человеком, от которого не стоит ожидать никакого добра. А его преступлением в глазах его соплеменников стали проповеди, в которых он призывал народ отказаться от поклонения идолам, которым прежде поклонялись их заблудшие отцы. Многобожники сочли это величайшим пороком Салиха. Он заявил о том, что его соплеменники и их заблудшие предки не были благоразумными людьми, и предложил им отречься от поклонения каменным истуканам, деревьям и другим идолам, которые не способны принести пользу или причинить вред. Он повелел исповедовать религию искренне ради Аллаха – Всевышнего Господа, который непрестанно одаряет людей своими щедротами, делает добро своим творениям и является единственным, кто ниспосылает людям блага и оберегает их от бедствий и напастей. Однако неверующие соплеменники сказали, что их терзают сомнения относительно правдивости его проповедей. Они заявили, что если бы они твердо знали о правдивости того, к чему призывал Салих, то непременно последовали бы за ним. Однако они говорили неправду, и это становится ясно из следующих аятов.
Салих сказал: " О мои соплеменники! Я опираюсь на доказательство от моего Господа и убежден в своей правоте. Аллах оказал мне великую милость и почтил меня пророческой миссией и откровением. Неужели после этого я должен разделить ваши воззрения и согласиться с тем, к чему вы меня призываете? Кто станет защищать меня от Аллаха, если я ослушаюсь Его? Воистину, вы не можете принести мне ничего, кроме убытка, вреда и погибели. О мои соплеменники! Вот верблюдица Аллаха, которая будет для вас чудом и знамением. Она будет пить воду из колодца через день, и вы будете пить воду из колодца через день. А весь следующий день вы будете пить молоко из ее вымени. Вы не должны обеспечивать ее кормом и пропитанием – пусть она пасется на земле Аллаха. Но не убивайте ее и не причиняйте ей вреда, дабы не постигло вас скорое наказание".
Многобожники зарезали верблюдицу, и тогда пророк Салих сказал: " Вам осталось наслаждаться мирскими благами всего три дня, а затем вас постигнет неминуемое возмездие". И когда Всевышний Аллах отдал приказ наказать нечестивцев, спастись от страданий, позора и бесславия удалось только Салиху и его уверовавшим соплеменникам. Воистину, среди прекрасных имен Аллаха – аль-Кави (сильный), аль-Азиз (могущественный). Благодаря своей силе и своему могуществу Аллах погубил много нечестивых народов и спасал от наказания своих посланников и их последователей.
Раздался ужасный вопль, от которого разорвались сердца неверующих, и они остались неподвижно лежать в своих жилищах, словно они никогда не наслаждались мирскими благами, словно жизнь никогда не кипела в их жилищах, словно они ни одного дня не пользовались земными щедротами. Они расстались с благами и вкусили наказание, которому нет конца, и от этого нечестивцам казалось, что это наказание было извечным и никогда не прекращалось. Они не уверовали в своего Господа после того, как увидели очевидное знамение. Воистину, они были самым несчастным и презренным народом. Упаси нас Аллах от подобного позора и наказания в мирской жизни!
Когда благородные ангелы явились к возлюбленному Аллаха, Божьему посланнику Ибрахиму, они принесли ему радостную весть о скором рождении мальчика. Это произошло, когда Аллах отправил ангелов погубить народ Лута и повелел им пройти через поселение Ибрахима и обрадовать его вестью о рождении Исхака. Войдя к святому пророку, ангелы попривествовали его миром, и он также поприветствовал их миром. Это свидетельствует о том, что приветствие миром было узаконено даже в религии пророка Ибрахима, причем приветствовать встречного следует до того, как начать разговор. Это также свидетельствует о том, что отвечать на приветствие следует более обширным приветствием. Дело в том, что приветствие ангелов выражено глагольным предложением, которое в арабском языке подчеркивает обновление речи, тогда как ответное приветствие Ибрахима выражено именным предложением, которое подразумевает продолжение речи. Между глагольным и именным предложениями вообще существует большая разница, которая хорошо известна знатокам арабского языка. Когда гости вошли в дом Ибрахима, он не стал мешкать и отправился поскорее преподнести им зажаренного жирного теленка. Он положил перед ними теленка и сказал: " Не отведаете ли нашего угощения? " Однако гости даже не протянули руки для того, чтобы попробовать угощение, и тогда Ибрахиму стало боязно. Он подумал, что они явились с дурными намерениями и собираются причинить ему зло. И тогда ангелы сказали: " Не бойся нас! Мы – посланцы Аллаха, которым поручено уничтожить народ Лута".
Жена пророка Ибрахима также прислуживала гостям, и когда она услышала о том, кем являются их гости и какова их миссия, она была настолько удивлена, что засмеялась. И тогда ангелы сообщили ей весть о скором рождении Исхака и последующем появлении на свет Йакуба. Радостная весть также явилась для нее неожиданной, и она с удивлением воскликнула: " Неужели у меня будет ребенок? Ведь я – старая женщина, и муж мой – престарелый человек". Она назвала две причины, по которым рождение ребенка показалось ей удивительным.
Ангелы сказали: " Неужели ты удивляешься велению Аллаха? Воистину, в этом нет ничего удивительного, потому что любое Его желание непременно сбывается. Для Аллаха нет ничего невозможного, особенно, если речь идет об обитателях этого благословенного дома. Божья милость всегда будут осенять обитателей этого дома, а благодаря Божьему благословению этот дом всегда будет преисполнен добра и доброты. Воистину, ваш Господь достохвален и преславен. Его качества заслуживают похвалы, потому что они являются качествами совершенства. Его деяния заслуживают похвалы, потому что они преисполнены добродетели, великодушия, доброты, мудрости, справедливости и беспристрастности. Он преславен, поскольку Его качества и эпитеты являются великими и всеобъемлющими. Он не просто обладает совершенными качествами – они присущи Ему в самом совершенном и безупречном проявлении".
Когда прошел страх, который Ибрахим почувствовал после странного поведения гостей, и святой пророк услышал радостную весть о появлении на свет ребенка, он принялся уговаривать ангелов не подвергать народ Лута погибели. По этому поводу Всевышний сказал: و َ ل َ م ّ َ ا ج َ ا ء ت ْ ر ُ س ُ ل ُ ن َ ا إ ِ ب ْ ر َ ا ه ِ ي م َ ب ِ ا ل ْ ب ُ ش ْ ر َ ى ق َ ا ل ُ و ا إ ِ ن ّ َ ا م ُ ه ْ ل ِ ك ُ و أ َ ه ْ ل ِ ه َ ذ ِ ه ِ ا ل ْ ق َ ر ْ ي َ ة ِ إ ِ ن ّ َ أ َ ه ْ ل َ ه َ ا ك َ ا ن ُ و ا ظ َ ا ل ِ م ِ ي ن َ ق َ ا ل َ إ ِ ن ّ َ ف ِ ي ه َ ا ل ُ و ط ً ا ق َ ا ل ُ و ا ن َ ح ْ ن ُ أ َ ع ْ ل َ م ُ ب ِ م َ ن ف ِ ي ه َ ا ل َ ن ُ ن َ ج ّ ِ ي َ ن ّ َ ه ُ و َ أ َ ه ْ ل َ ه ُ إ ِ ل ّ َ ا ا م ْ ر َ أ َ ت َ ه ُ ك َ ا ن َ ت ْ م ِ ن َ ا ل ْ غ َ ا ب ِ ر ِ ي ن َ «Когда Наши посланцы прибыли к Ибрахиму (Аврааму) с радостной вестью, они сказали: " Мы собираемся погубить жителей этого селения. Воистину, его жители являются беззаконниками". Он сказал: " Но ведь там Лут (Лот)! " Они сказали: " Нам лучше знать, кто там! Мы непременно спасем его и его семью, кроме его жены, которая будет в числе оставшихся позади"» (29: 31-32). Ибрахим был великодушным человеком, обладал прекрасным нравом и сохранял хладнокровие даже тогда, когда невежественные люди поступали несправедливо. Он всегда смиренно обращался с молитвами к Аллаху и всегда стремился приблизиться к Аллаху. А для этого он стремился лучше познать Аллаха, сильнее возлюбить своего Господа, устремиться к Нему всей душой и отвернуться от всего остального. Именно эти качества побудили его заступиться даже за тех, кого Аллах приговорил к погибели. Однако посланцы посоветовали ему отказаться от споров, потому что Аллах уже отдал приказ, а в такой ситуации любые пререкания являются бесполезными.
Покинув Ибрахима, ангелы отправились к Луту. Их пришествие сильно огорчило святого пророка Лута. Он почувствовал себя стесненным и сказал: " Сегодня – очень тяжкий день". Он знал, что его соплеменники не оставят в покое ангелов, которые приняли облик прекрасных и обворожительных юношей, у которых даже не было бороды. И случилось именно то, чего он опасался.
Нечестивцы сбежались к его дому, желая совершить с гостями Лута отвратительный содомский грех, которого ранее не совершал ни один обитатель миров. И тогда пророк Лут сказал: " О мои соплеменники! Возьмите моих дочерей, ибо удовлетворить страсть с женщинами для вас лучше, чем совершить подобное с моими гостями". Это предложение было подобно предложению пророка Сулеймана рассечь пополам ребенка, относительно которого препирались две женщины. Он сделал его для того, чтобы выявить истину, потому что прекрасно знал, что его соплеменники не станут прикасаться к его дочерям и не испытывают к ним никакого влечения. А его главной целью было отвратить своих собратьев от величайшей мерзости. Он сказал: " Побойтесь Аллаха и не позорьте меня перед гостями! Откажитесь от своего намерения либо из страха перед Аллахом, либо из уважения ко мне и моим гостям. Не позорьте меня перед ними. Неужели среди вас нет ни одного благоразумного мужа, который призвал бы вас отказаться от подобного поступка и удержал бы вас от преступления? " Эти слова святого пророка свидетельствуют о том, что его соплеменники были совершенно лишены добродетели и мужества.
|