Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Создание публицистического текста






 

Первая практическая задача журналиста состоит в том, чтобы так закодировать информацию в словах, видеоряде или других знаковых символах, чтобы читатель адекватно раскодировал ее. Наиболее сложной является кодировка и раскодировка смысла, ценностных категорий. Журналист приступает к конкретизации идеи материала. Язык знаковых символов и ассоциативных связей должен быть доступен широкой читательской аудитории, иначе цель журналиста не будет достигнута.

А значит, эффективность воздействия материала на аудиторию будет приближена к нулю. Хотя, заметим, весьма сложно и нерешенной до сих пор остается проблема выделения критериев эффективности массовой коммуникации. Западные исследователи массовой коммуникации, как правило, говорят не об эффективности, а об отдельных эффектах.

Их типология основывается на понятиях, связанных со временем (краткосрочные и долгосрочные эффекты) и намерениями журналиста (планируемые и непланируемые эффекты). В эту схему вписываются индивидуальный отклик (изменение установок, знаний или поведения) и коллективный отклик (результат кампании в средствах массовой коммуникации), индивидуальная реакция (следование новым жизненным стилям) и реакция коллективная (возникновение паники), распространение инноваций (планируемое распространение нововведений) и распространение знаний (распространение информации событийного порядка), социализация (влияние средств массовой коммуникации на процессы внедрения норм, ценностей и образцов поведения), социальный контроль (поддержка стабильности), институциональные изменения (непланируемое приспособление существующих институтов к развитию средств массовой коммуникации), культурные изменения (трансформации в наиболее общих образцах ценностей или поведения).

В восточноевропейских странах к понятию эффективность добавляется еще и понятие действенность массовой коммуникации, предполагающее принятие официальными органами конкретных мер по решению проблем, поднятых в материалах массовых коммуникаций. Эффективность здесь также пытаются оценить в соотношении с отдельными социально-психологическими функциями массовой коммуникации. Это утилитарный эффект (разрешение различных жизненных проблем), престижный эффект (удовлетворение от информации, поддерживающей цели и ценности определенной социальной группы, к которой принадлежит данная аудитория), эффект усиления позиции (поддержка во мнении по спорному вопросу), эффект удовлетворения познавательного интереса (распространение новостной информации), эмоциональный эффект (удовлетворение от эмоциональной разрядки), эстетический эффект (радость эстетического обогащения), эффект комфорта (удовлетворение от психологического комфорта).

Во всяком случае, журналист, создавая материал, не может не учитывать степени его воздействия на аудиторию и не прогнозировать степени его эффективности. Критерием эффективности, действенности и эффектов служит практика, реальные социальные факты (поступки) и фактические изменения в обществе.

Журналисты в соответствии с типом своих изданий, как правило, пишут материалы, ориентированные на определенные слои читательской аудитории. Поэтому специалисты делят журналистские материалы на интегрирующие, интересные для всех, и дифференцирующие, предназначенные для специальной аудитории. В конечном итоге они различаются уровнями познания действительности.

В журналистике принято выделять следующие познавательные уровни: обыденные факты и факты науки. Последние, в свою очередь, подразделяются на эмпирические - результат первичной систематизации и обобщения полученных данных, теоретические - результат абстрагирующего мышления, и факты-образы - результат художественного осмысления действительности.

Характеристики целостного восприятия текста имеют название архитектоника. Композиционные приемы обеспечивают прямое ее соответствие доминирующим элементам содержания:

а) предметные приемы - построение материала отражает последовательность и субординацию событий и фактов;

б) методические приемы - воспроизведение структуры авторского рассуждения;

в) эссеистские приемы - сопоставление авторских ассоциаций, сравнений, аналогий.

Проблемы композиции, в основном, сводятся к следующему: как представить читателю разные аспекты истории ясно и логично, чтобы в конце получилась связная картина? Композиция хорошей статьи - вопрос ясности, организации и эффективности.

Журналист, приступающий к изложению накопленного материала, рассматривает аргументы и предполагает практические выводы. После этого он " рассортировывает" все факты по степени важности. И наконец выстраивает связное повествование, подчиняющееся законам логики.

Помните, работать над композицией - значит командовать материалом. Оценив сущность всей накопленной информации, журналист ориентировочно прикидывает: какого эффекта можно добиться этим материалом и, следовательно, какого объема должна быть статья. И классификация информации, и создание композиции происходят интуитивно. А вот выбор жанра и организация выразительных средств происходят сознательно.

Журналисту необходимо подобрать такую лексику, которая бы стала близка и понятна предполагаемому читателю. Только так он сможет добиться определенного результата, выражающегося, как мы помним, в эффективности материала.

Через использование специфических приемов и выразительных средств журналист добивается особых психологических эффектов воздействия на аудиторию. Часть из них негативно сказывается на аудитории. Более того, средствами массовой коммуникации ведется создание виртуальной реальности вместо того, чтобы объективно отражать существующие факты и явления. Назовем некоторые из самых опасных психологических эффектов.

Манипулирование общественным мнением, индивидуальным и массовым сознанием с помощью средств массовой коммуникации давно стало во всем мире одним из способов психологического управления обществом. Психопрограммирование массового сознания ведется и в тоталитарных, и в демократических государствах. Одной из форм манипулирования стало клипмейкерство, блокирующее творческое мышление человека.

Мифологизация с целью маскировки реальной действительности для обеспечения стабильности режима - еще один психологический эффект воздействия на аудиторию. Пропагандистские мифы откровенно мистифицируют действительность, внося в сознание примитивно-извращенное понимание мира.

Стереотипизация сознания, с одной стороны, помогает более " экономно" передавать информацию, а с другой, тормозит творческое начало в человеке. Навязывание стереотипов и их сочетание с приемами манипулирования дает высокий пропагандистский эффект.

Идентификация - сложный процесс уподобления себя значимому образцу. С помощью средств массовой коммуникации человек понимает, что он не одинок в мире со своими проблемами, - в этом положительная сторона идентификации. Но одновременно с этим человек берет за образец поведения навязываемых ему кумиров, тем самым теряя личностное начало.

Имиджмейкерство как раз и занимается сотворением кумиров.

Как видим, информационно-психологическое воздействие, реализуемое через средства массовой коммуникации, способны создать атмосферу напряженности и политической нестабильности в обществе, спровоцировать социальные, национальные, религиозные конфликты и массовые беспорядки, привести к разрушительным последствиям. Это еще раз подчеркивает социальную и моральную ответственность журналиста перед обществом.

Успех или неуспех воздействия информации зависит от соответствия ценностных ориентаций журналистского видения мира и системы ценностей аудитории.

Итак, журналист, пройдя все фазы творческого процесса, - от интуитивного проблеска идеи, сначала в виде гипотезы, до ее окончательного оформления, от сбора журналистской информации до объективации ее в знаковый информационный продукт, - реализует накопленные предыдущими поколениями технику и технологию и выступает как ученый-исследователь социума.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал