Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нетрадиционные методы получения сведений






 

Кроме традиционных методов получения сведений, журналист в своей практической работе использует методы смежных наук. Их может быть сколько угодно. Но мы остановимся на самых распространенных.

Прежде всего, это метод опроса. В социологии он имеет несколько разновидностей.

Первый вид получил название " корреспондентский способ". Суть его состоит в рассылке вопросников тем лицам, которые располагают необходимой исследователю информацией.

Второй разновидностью служит так называемое раздаточное анкетирование. Здесь необходимые анкетные опросники заполняются непосредственно в присутствии исследователя.

Третья разновидность - запись ответов опрашиваемых самим исследователем.

И, наконец, особое место занимает анкета, с помощью которой выясняется мнение по различным социальным вопросам.

Все эти разновидности в той или иной мере присутствуют в журналистской работе. Приобретая свои специфические особенности, опрос подразделяется здесь на очный (интервьюирование) и заочный (анкетирование).

Чаще всего используется массовое интервьюирование - метод получения данных о состоянии общественного сознания, общественного мнения, общественной практики с помощью устного опроса многих лиц. Нередко в журналистской практике встречается и анкетирование - метод получения данных о состоянии общественного сознания, общественного мнения, общественной практики с помощью заочного опроса.

Следующий, получивший распространение в современной журналистике метод, также пришел из социологии. Фокус-группа - метод группового интервью. Вспомните, как строятся шоу В.В.Познера. Он работает сразу с несколькими людьми, дополняющими друг друга в ответах на вопросы ведущего. Опрос многих лиц идет одновременно. И все, заинтересованные в решении исследуемой проблемы, при этом ограничены местом и временем. В этом есть свое преимущество: влияя друг на друга, участники фокус-группы имеют возможность корректировать или комментировать свою точку зрения. Тогда как при массовом интервьюировании это исключено: там одна точка зрения изолирована от другой. Основной элемент сходства между фокус-группами и включенным наблюдением состоит в том, что оба метода дают возможность непосредственно наблюдать процессы социального взаимодействия, а преимущество фокус-групп состоит в том, что проблема выделена как предмет спора, весь процесс обсуждения сконцентрирован именно на ней.

Современная журналистика имеет значительный опыт использования в своих исследованиях и статистической информации. Система информации в статистике подразделяется на два основные вида - оперативная и сводная информация. К оперативной относятся статистика естественного движения населения и ведомственная статистика. А ко второму виду статистических источников относится сводная информация, публикуемая в специальных изданиях. Объем информации, представленной статистикой, очень велик, однако здесь слабее отражена социальная информация по сравнению с экономической. Поэтому чаще всего статистические данные требуются журналистам только при создании серьезных аналитических материалов на экономическую тематику.

Но ведь журналист имеет возможность и сам создавать статистический документ особого рода. Ответы, полученные от респондентов в ходе опросов и проведения фокус-группы, детализирующие сведения о социально-классовом и демографическом составе населения, этическом и эстетическом мировоззрении, отношении к тому или иному событию социальной, экономической или политической жизни, образуют совершенно новый раздел социальной статистики. Наибольшую ценность они приобретают в том случае, если полученные данные проанализировать в комплексе и в соотнесении с другими источниками. Это дает возможность журналисту наиболее глубоко рассмотреть поднятую проблему.

Следующий метод - контент-анализ - позволяет получить выводы путем анализа содержания текста о состояниях и свойствах социальной действительности. Подобная техника может применяться не только к анализу документов, но и при изучении ответов на открытые вопросы, задаваемые при проведении обследования. Существует два типа контент-анализа: качественный, рассматривающий лишь наличие элемента содержания, и количественный, учитывающий частоту встречаемости. Для журналистики объектами исследований становятся тексты газет, передачи радио и телевидения, редакционные документы, письма граждан, служащие источником информации и каналом выражения общественного мнения, тексты неформализованных интервью.

Эксперимент - метод получения сведений о состоянии того или иного объекта действительности с помощью выявления его реакции на экспериментальный фактор. Журналист моделирует ситуацию, провоцируя исследуемых на определенные действия, в ходе выполнения которых он наблюдает за динамикой развития событий. Целью всякого эксперимента является проверка гипотез о причинной связи между явлениями, а потому его результаты применимы в качестве критерия истины. Но для достижения такой силы доказательств журналист должен быть уверен, что им учтены все факторы, влияющие на развитие данной ситуации, и исключено появление в ходе эксперимента абсолютно новых для нее, искажающих чистоту эксперимента.

Как уже было сказано, журналист обращается и к другим методам конкретных наук, таким как экономический анализ, культурологический анализ, эстетический анализ, правоведческий анализ...

Сравнительно новые для журналистики, эти нетрадиционные методы освоены ею далеко не одинаково, а потому часты ошибки, низводящие получаемые результаты. Отсюда вытекает принцип дополнительности в использовании методов получения сведений, который предполагает обязательное комбинирование всех методов с учетом особенности задач и условий журналистского исследования.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал