Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Поиск и разработка темы






 

Для того, чтобы событие могло стать новостью для всех, фактом, достойным внимания журналиста, оно должно содержать в себе ощутимую своевременность информирования, содержать определенную конфликтность и эффект " эмоционального толчка", быть в тесной связи с так называемыми " общечеловеческими" темами, всегда цепляющими внимание: жизнь-смерть, любовь-ненависть, здоровье-болезнь, дети-родители и так далее.

Каждый раз, отправляясь на задание, журналист пытается представить (смоделировать) свой будущий материал. Он запасается необходимыми первоначальными сведениями, чтобы сам процесс сбора информации на месте события обрел систему.

Творческий процесс начинается с постановки задачи: определения темы. Причем, чем больший запас ассоциативных связей заложен в памяти журналиста, тем ярче, интереснее, богаче станет палитра тем, предложенных ему самим обществом. Психическая жизнь человека разворачивается одновременно на двух уровнях - осознаваемом (представление, понятие, образ, память, фантазия и так далее) и неосознаваемом (ощущение, восприятие, влечение, интуиция, установка). Диалектическая взаимосвязь этих уровней - одна из ключевых проблем теории творчества.

А вот еще одна проблема, тесно связанная с предыдущей: тенденция журналистики делать выводы, не подтверждаемые данными. При этом самым проблемным участком является различие между смежностью событий и причинно-следственной связью. Это тот самый тип распространенных ошибок, который рождается из образно-фантастического восприятия действительности. Мистика – простейшее объяснение тому, чему объяснения в материальном мире журналист пока еще не нашел.

Поэтому уже на начальной стадии творчества следует критически оценить имеющуюся информацию, определив соотношение фактов с законами функционирования мира. Личный опыт и приобретенные знания - лучшие помощники в этом. И главное правило, которое следует помнить и исполнять, гласит: журналист всегда и во всем ищет первопричину.

Жизненный материал, который становится главным компонентом при определении темы будущего материала, - это та социальная реальность, которая окружает журналиста. Детальный отбор необходимого материала, отбор наиболее важного, показательного и позволяет сформулировать тему и идею произведения. Слово " тема" в переводе с греческого означает - положение, о котором рассуждают. Это вопрос, выделенный автором как самый главный для изучаемого материала. А слово " идея" на греческом языке означает - понятие, представление. Это - основная мысль произведения, выражение авторской позиции.

Для того, чтобы не ошибиться в выборе актуальной темы, журналист обращает внимание на проблемы, стоящие сегодня перед человеком или обществом в целом. Проблема - сложный теоретический или практический вопрос, требующий разрешения, изучения, исследования. Это слово тоже греческое. В переводе оно означает - задача.

После формулировки проблемы, которая и станет темой будущего материала, определяются цель и задачи журналистского исследования, уточняются и интерпретируются основные понятия, проводится предварительный системный анализ, а затем выстраиваются рабочие гипотезы.

Журналист в новом качестве, как ученый-исследователь, анализирует картину мира, вычленяя необходимые для аргументации фрагменты из множества фактов. Здесь ему важны обобщение, регуляция познания, конкретизация требований к познанию.

Журналист стремится охватить наибольший диапазон системы политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности. Многообразие в интерпретации информации ведет и к многообразию при отборе техники и технологии журналистского творчества, принципов и методов познания картины мира: рядом с материалистической позицией выступает и идеалистическое представление о мире. Это особенно хорошо заметно в условиях нынешних социально-политических перемен.

Каждый человек в отдельности и общество в целом имеют право на получение интересующей их информации без каких-либо ограничений. Это всеобъемлющее право определено Декларацией прав человека и записано в конституциях всех демократических государств. И речь здесь идет об объективной, достоверной, не интерпретированной в угоду тому или иному политическому течению информации. Люди хотят знать факты, и журналисты обязаны сообщать им именно факты.

Конечно, журналист - не робот. Он не может оставаться равнодушным к добру и злу, благородству и подлости. И в конечном итоге именно за журналистом остается право выбора источника информации. Но вопрос профессионального мастерства журналиста - в умении отделить факты от мнений.

И какие бы перемены не происходили в обществе, научный подход к отбору фактов и их дальнейшему изучению по-прежнему носит типический характер. Здесь мы опять вспомним о методологических принципах, лежащих в основе процесса познания. Это - принцип материального единства мира; принцип универсальности развития; принцип детерминизма; принцип историзма; принцип объективности; принцип инвариантности; принцип соответствия; принцип дополнительности; принцип наблюдаемости; принцип редукции; системно-структурный принцип.

Принцип детерминизма устанавливает, что внешние причины непосредственно определяют эффект своего воздействия, независимо от собственных свойств явления, на которое это воздействие оказывается, и всякое действие есть взаимодействие, внешние причины действуют через посредство внутренних условий.

Принцип историзма конкретизирует общий закон диалектики, трактующий развитие как всеобщее свойство материи, зачастую выступая как принцип социально-исторической обусловленности сознания, личности и деятельности.

Принцип объективности включает в свое содержание признание объекта познания независимо от субъекта, принципиальную познаваемость этого объекта, наличие соответствующих логических средств познания и возможность активного воздействия на объект исследования на основе полученных знаний.

Принцип инвариантности означает свойство оставаться неизменным при каких-либо изменениях, преобразованиях и связан с законами сохранения вещей, свойств и отношений.

Принцип соответствия зиждется на преемственности знаний между этапами преобразования информации.

Принцип дополнительности используется для воспроизведения целостности явления, когда сводятся воедино формально несводимые, симметричные парные категории.

Принцип наблюдаемости определяет строение новых знаний на основе наблюдаемых явлений.

Принцип редукции означает сведение одних качественных состояний объектов к другим с целью объяснения неизвестного посредством сопоставления с хорошо изученным.

Системно-структурный принцип строится на понимании любого явления как системы, имеющей свои элементы.

Система принципов исследования явления складывается в методологическую основу. Именно методология определяет, в какой мере собранные факты могут служить реальным и надежным основанием объективного знания. В ней реализуется эвристическая (поисковая) функция исследования.

На практике все это решается на бессознательном уровне и входит в подготовительный процесс. Наметив тему, журналист пытается отыскать неординарный подход к ее решению и потому тщательнейшим образом изучает все, написанное по этой теме ранее, анализирует документы, созданные за последний период, выстраивает гипотезу дальнейшего развития событий. И только после этого приступает к непосредственному исследованию события.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал