Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Пресса социальной ответственности






 

Люди, лишенные условий для самовыражения индивидуальности в обществе, разрушившим их ценностные связи, стремятся уйти от своей свободы, которая приносит им только одиночество, неуверенность, страх. Наступает так называемое бегство от свободы. Нравственная изолированность людей друг от друга сегодня достигает небывалого размаха. Жить в условиях разобщенности и сохранять при этом человечность стало почти невозможно.

Вот почему перед средствами массовой коммуникации встают новые задачи. Свобода, несущая с собой сопутствующие обязательства, вынуждает прессу нести ответственность перед обществом и выполнять определенные важные функции массовой коммуникации в современном обществе.

Технологические достижения помогли увеличить объем, скорость подачи и точность информационных сообщений. Индустриализация сопровождалась ростом объема рекламы, которая стала главным средством экономической поддержки средств массовой коммуникации. Процесс урбанизации значительно увеличил рынок сбыта информации.

Одновременно окрепло и такое социально-историческое явление как одиночество человека. Каковы же главные причины душевной разобщенности?

Во-первых, выгодное использование человека человеком не дает утвердиться бескорыстию. Человек потерял веру в реальное воплощение лозунгов дружбы, братства, всеобщей заботы друг о друге. Предчувствие новых форм человеческой солидарности оказалось обманутым, жизнь предстала перед ним как тотально разъединенная равнодушием.

Во-вторых, безличные средства общения окончательно заменили непосредственно личное общение. Главным собеседником человека становится телевидение или радио. Все более усиливающийся экономический кризис затрудняет не только поездку к близким тебе людям, но и общение по телефону или через письма. Технологические достижения ХХ века (телефон, телеграф, компьютеризация) разучили нас писать письма, подробные и обстоятельные как задушевная беседа с другом.

Третья причина душевного одиночества как ни парадоксально - значительное расширение круга общения. Человек при этом теряет глубину и непосредственность контакта. Ему как бы не хватает времени, чтобы пообщаться, пооткровенничать, - все решается " на бегу", в коротких, односложных фразах. Быстрая смена и беглость контактов иссушают нравственную чувствительность и искренность общения. При обилии знакомств человек остается одиноким.

Мир вещей порабощает человека в ущерб духовному миру. Такова четвертая причина этого явления. Зачем тратить время на чтение книг, когда почти все они экранизированы? Зачем ходить по музеям и выставкам, когда можно пролистать буклет или альбом с репродукциями? Замечали ли вы, что когда по вечерам отключают электричество, человек теряется, не зная, чем заняться?

В этом огромном мире вещей, событий, технических революций и могучих государственно-бюрократических механизмов человек ощущает себя малозначительным и бессильным. Он чаще встречается с миром объектов и лишь изредка прорывается к миру существ. И от всего этого он уходит в моральное одиночество. Равнодушие, безразличие возникает у него не только к окружающим, но и к самому себе. Идет превращение в " человека-робота", спокойно пребывающего " вне морали".

" Мы живем в век кнопок, - считает американский исследователь Дж.Диболд. - Кнопки сегодня нажимаются сами по себе".

Одной из задач средств массовой коммуникации становится восстановление душевного спокойствия человека в условиях своеобразного дефицита моральных эмоций. Через них культура имеет возможность способствовать интеграции общества и социальных групп. Человек видит себе подобных, начинает понимать, что его проблемы не единичны, и вступает в специфическое общение с теми, кто так же страдает от одиночества. Средства массовой коммуникации как бы создают клубы по интересам. Новая всеохватная сеть общения создает " глобальную деревню", упраздняет пространство и время и заменяет рационализацию новыми формами мифологии, преподносящими мир как нечто зримое и осязаемое целое.

При этом пресса должна быть точной, подавая факт как факт, а мнение как мнение. Отделяя новости от их толкования и представляя многогранность решения проблемы, средства массовой коммуникации содействуют процессу возвращения к истине и облегчает для разумного читателя поиск этой самой истины. Человек словно возвращается в мир, где любое событие интерпретировалось им самим, и при этом он обретает свободу выбора точки зрения.

Человек вновь начинает верить, что его личность востребована, ценна сама по себе. Средства массовой коммуникации, отобравшие у него веру в бескорыстие, могут и обязаны вернуть ему идеалы всечеловеческой интеграции на основе добра и любви.

Информационное поле, создаваемое средствами массовой коммуникации, одновременно становится и местом общественной дискуссии, а читатели образуют форум для обмена замечаниями и мнениями. Безличное общение вновь возвращается в русло личных контактов, человек узнает о своем собеседнике нечто большее, чем информационный образ, возникающий в средствах массовой коммуникации. Человек, которому есть что сказать, обретает плоть и кровь, становится близким по духу своей аудитории, заинтересовывает не только отдельной точкой зрения, но и всем своим образом жизни.

Отражение точки зрения социальной группы, людей, объединенных сходством интересов, ценностей и норм поведения, позволяет читателю не только поверхностно рассмотреть возникшие в мире проблемы, но и значительно углубиться в поисках причин их возникновения. Если же в средствах массовой коммуникации информационно сосуществуют несколько социальных групп, то возможности обретения истины многократно возрастают.

Мир вещей начинает отступать на второй план, оставляя за духовностью приоритетность в анализе проблемных ситуаций.

Теория ответственности журналистики перед обществом, сформировавшаяся к концу ХХ века, отдает " пальму первенства" личности, ее непосредственным интересам. Убежденность в том, будто правительство может решить все проблемы, проистекающие из сложности современного общества и из концентрации власти в отдельных сферах деятельности, таит в себе серьезную потенциальную опасность для свободы печати. Это наглядно продемонстрировала печать авторитарного режима. Идеи, на которых основывался демократический капитализм, в ХХ веке тоже претерпели изменения: убеждение, что каждый предприниматель, эгоистично преследуя собственные интересы, будет автоматически способствовать общему благу, уступило дорогу убеждению, что средства массовой коммуникации призваны служить всеобщему благоденствию, переводя конфликт на уровень обсуждения. Единственное, что запрещается - серьезное вмешательство в сферу прав личности и жизненно важных общественных интересов. Контроль за выполнением этого возлагается на общественное мнение и этические кодексы средств массовой информации.

Чтобы быть настоящей, свобода должна быть действенной: недостаточно сказать человеку, что у него есть свобода достигать свою цель, надо предоставить ему и соответствующие средства для достижения цели, и научить этими средствами пользоваться. Свободная пресса, пресса социальной ответственности, конечно же свободна для достижения цели, определяемой ее этическим чувством и потребностями общества, но чтобы все задуманное осуществить, ей нужны технические возможности, финансовые источники, доступ к информации...

Поскольку свобода выражения мнений является краеугольным камнем политической свободы, она нуждается в особой защите. Даже демократическое правительство может ущемлять свободу своих граждан. И если свободе прессы и впрямь суждено стать реальностью, то правительству для этого необходимо ограничить свою способность вмешиваться, контролировать или манипулировать средствами массовой коммуникации.

Сегодня эти условия кажутся невыполнимыми. Но это совсем не означает, что так будет и завтра. Общество постоянно развивается, на смену одному типу правления приходит другой. Интересы выживания человечества диктуют и тип средств массовой коммуникации. Не случайно ведь на пороге будущего века родилась теория социальной ответственности прессы.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал