Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Журналистика периода постмодерна
Конец 20 века принес с собой новое понимание культуры в целом и журналистики как культурного посредника в частности. Термин " постмодерн" обозначает качественно новое состояние, предположительно достигнутое современными передовыми индустриальными обществами. Уже нет столь четкого деления на классы: теперь мы делим людей по большему количеству социальных признаков, учитывая и их пол, и национальность, и возраст. Идут значительные перемены и в экономических, и в политических отношениях в обществе. Да и сама жизнь человека начинает рассматриваться как эстетический или культурный проект. Понятно, что мы еще не совсем вошли в этот период. Мы даже не до конца определили в какой степени черты постмодерна связаны друг с другом. Разногласия есть и в том, что ведет к переходу от современного состояния общества к постмодерну. Одни считают - перемены в капитализме, другие - фундаментальные культурные изменения. А изменения в культуре сейчас огромны. С одной стороны, мир все более и более сближается: события, происходящие на другом конце света, через минуту становятся достоянием многих, а ведь, скажем, еще в прошлом веке на это требовались долгие месяцы или годы. Но с другой стороны, человек, сидящий у экрана компьютера, воспринимает мир таким, каким его " выстраивают" журналисты, создающие электронные версии средств массовой информации. Всемирная паутина, " опутавшая" планету, в народе более известна как Интернет. Вообще-то, Интернет - дитя " холодной войны", его истоки восходят к военным программам Пентагона. Появившись в 1969 году, она позволила ученым-компьютерщикам и инженерам, работавшим по военным контрактам по всей Америке, установить обмен тогда еще очень дорогими информационными ресурсами. Более того, Интернет первоначально задумывался как одно из средств ведения современной войны. Этому была подчинена его изначальная " архитектура": в его основе была заложена оригинальная конструкция расщепления передаваемых информационных данных на маленькие порции - " пакеты", которые достигали цели назначения различными путями. Это, в свою очередь, делало посылаемую информацию неуязвимой для возможного прослушивания. Такая сеть коммуникационных " пакетов" могла противостоять крупномасштабным разрушениям и даже ядерной атаке: если один маршрут заблокирован или просто отключен, " пакетики" ринутся по тому пути, который остался нетронутым. Но уже спустя три десятка лет Интернет стал верным помощником ученых. Конечно же, журналисты тоже не замедлили воспользоваться техническим новшеством. Воспользоваться Интернетом для создания собственной электронной версии газеты или журнала нынче может любой. Значит, монополия на передачу информации исчезает. Каждый передает то и в такой интерпретации, что и в какой степени ему выгодно. А это опять же ведет к тому, что говорить об объективности или даже о соответствии реальной жизни не приходится. Культура постмодерна - постмодернизм - представляет собой смешение стилей, способность к самоосознанию, часто сопровождающуюся чувством иронии, отсутствие объективных стандартов истинности и последовательности в изложении фактов. Автор как бы совсем ни при чем: читатель сам интерпретирует текст, понимает его так, как подсказывает ему личная культура читателя. Но ведь мы уже отметили, что для такого читателя, который пользуется только чужими " ушами" и " глазами", мир - это то, о чем ему сообщает журналист. Значит, журналист, прекрасно понимающий законы психологии, владеющий способами вызвать у читателя нужные ассоциации, может заставить действовать и чувствовать так, как ему этого бы хотелось. И в конечном итоге, именно журналист творит мир, в котором живет его читатель. Журналист может конструировать любую реальность, используя отобранные из действительности факты. Когда по английскому радио в течение нескольких дней читали роман Г.Уэллса " Война миров", страну охватила паника: слушатели восприняли его как документальный репортаж о реальном событии, случившемся здесь и сейчас. И потребовалось дополнительное разъяснение, что это фантастический вымысел. Вызвать перемены в обществе можно не умышленно, а можно и специально. Г.Уэллс не планировал вызвать панику, когда сочинял роман-предостережение. Но журналист может и заранее спланировать реакцию. А технологическая " архитектура" Интернета защитит посланную информацию от перехвата и позволит принять ее миллионам читателей во всех концах мира одновременно. Так совершаются диверсии, так можно развязать новую мировую войну, так можно совершить преступление против личности. Компьютер превратил электронные средства массовой коммуникации в глубоко личностную связь. Общение через Интернет - это общение двух, интимное общение. Пользователи Интернета могут поглядеть в глаза друг другу, послав по сети изображение, вызвав тем самым особое доверие. Прорыв постмодерна в советскую культуру совпал с распадом СССР. Старые политические и экономические институты стали систематически уничтожаться. Советская культура, монопольно подчиненная этим институтам, потеряла опору под собой. Ведь советский марксизм сам по себе был определенной идеологической культурой. Зто была не просто политическая идеология, - это был образ мира, на который ориентируется практическая человеческая деятельность. И разрушение советского строя было воспринято обществом как гибель культуры. В свою очередь, гибель культуры предполагает два следствия. Во-первых, распад, привычного образа мира влечет за собой массовую дезориентацию, утрату человеком связей с обществом. Мир для человека и человек для самого себя перестают быть понятными, знакомыми. И поскольку страх перед неизвестностью действует угнетающе, в обществе возникает депрессия. Вот тогда-то и возникает второе следствие гибели культуры, - немедленный поиск новых культурных ценностей, призванных восстановить мир как целое. Пусть он будет иным, чем прежде, зато как прежде понятным и логически выстроенным. КПСС к концу 20 века превратилась из политического института в культурный. В возрасте 6-7 лет ребенка принимали в октябрята, в 11-13 лет подросток становился пионером, в 15-17 лет юноша стремился в комсомол, затем логически должно было следовать вступление в партию. Все это носило ритуальный характер и формировало биографию и личную культуру человека. С утратой КПСС тесно связаны утраты биографии и личной культуры. Человек оказался без прошлого, все нужно было начинать сначала. Вот почему человек стал стремиться к замкнутому в определенное пространство миру. Потеряв связь с обществом, он стал налаживать связь с самим собой, искать внутреннего равновесия. Электронные средства массовой коммуникации как раз и позволяют ему, оставаясь наедине с самим собой, общаться со всем миром одновременно и с конкретным собеседником, становящимся его вторым " я". И хотя сам термин " постмодерн" возник в 1930-е годы, утверждение его как явления происходит в России лишь в самом конце 20 века. Отказ от универсальной исторической концепции, выстраивающей всю историю в одну стройную и последовательную схему, чрезвычайно близок обществу, пережившему гибель культуры и распад, целостной картины мира. В этих условиях культурная индустрия становится производителем и распространителем жизненных форм и жизненных стилей. Вместо одного образа мира возникает множество личных миров, которые могут существовать параллельно друг другу. Например, мир маньяка-убийцы и мир ученого-энтомолога. Эти два мира могут никогда не пересечься. И только журналист может и должен свести их в своих материалах. Задача журналистики периода постмодерна видится в том, чтобы быть посредником между личными культурами, объединяя множество личных миров в единое информационное пространство. Постмодерн осуществляется именно в культуре и через культуру. Поэтому неизмеримо возрастает роль и ответственность журналистики в обществе.
|