Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Журналистика Великой Отечественной войны






 

К концу 1930-х годов все очевиднее становилась угроза войны. Журналистика должна была подготовить народ к возможному нападению врагов. И потому количество газет стало резко возрастать. В 1940 году их было уже около девяти тысяч, две с половиной тысячи из них выходило в национальных советских республиках. Возрос и объем вещания Центральной радиостанции. Передачи готовились не только для СССР, но и для зарубежных слушателей. Телевизионные центры появились, кроме Москвы, еще и в Ленинграде и Киеве.

Присоединение Прибалтийских республик, Западной Украины, Западной Белоруссии и Бессарабии к СССР, ставшее возможным в результате тайного Приложения к советско-германскому договору " О дружбе и границах", подписанного в конце сентября 1939 года, вызывало тревогу у наших соотечественников за рубежом. В русской эмигрантской газете " Возрождение" достаточно точно домысливалась реальность происходящих событий. Какова истинная цель договора, - подчеркивала газета, - пока сказать трудно, но несомненно одно: он развяжет руки немцам в захвате Польши.

Но даже те, кто участвовал в подписании договора, не могли предполагать, что Германия пойдет дальше на Восток. Воскресные номера газет за 22 июня 1941 года. не предвещали никакой беды. А 24 июня 1941 года создается Совинформбюро, одной из основных задач которого стало краткое изложение военно-оперативных сводок. Через неделю после начала войны в редакциях центральных газет и на Всесоюзном радио были созданы военные отделы. Журналистика должна была разоблачать коварные замыслы врага и поднимать боевой дух советского народа.

Взамен закрывающихся гражданских изданий появилась сеть военных газет. Прежде всего, это были пять центральных газет и двадцать центральных журналов для Советской армии и Военно-морского флота: " Красная звезда" и " Красный флот" объединили в своих редакциях крупнейших советских писателей - А.Н.Толстого, И.Г.Эренбурга, К.М.Симонова, Б.Л.Горбатова и многих других.

Затем шла фронтовая печать, выходившая на передовой, подпольная и партизанская пресса, выпускавшаяся в тылу у врага. Количество их непрерывно росло. Если в начале войны типографским способом издавалось немногим более двадцати газет, то к 1944 году и стало около двухсот семидесяти. До октября 1948 года предпринимались попытки печатать газеты для солдат и офицеров немецкой армии. Но потом их заменили листовки, прокламации, воззвания, обращения, плакаты.

Вместе с перестройкой системы средств информации для нужд войны шел процесс создания фронтовой корреспондентской сети. Блестящие образцы публицистики военных лет принадлежат таким фронтовым корреспондентам, как М.А.Шолохов, Б.Н.Полевой, А.А.Фадеев, В.В.Вишневский. Право иметь постоянных корреспондентов на фронте предоставлялось Совинформбюро, ТАСС, редакциям газет " Правда", " Известия", " Красная звезда", " Красный 'флот", " Комсомольская правда", Всесоюзному радиокомитету и тем республиканским и областным газетам, на территории которых проходили военные действия.

Работа журналистов не прекращалась даже во время обороны городов: в Москве, Одессе, Севастополе, блокадном Ленинграде, Сталинграде регулярно выходили газеты и велись передачи на радио. Рассказы о героизме защитников Отечества, мужестве тех, кто трудился в тылу, анализ боевых действий, с которым выступали командующие фронтами, становились известными почти всей стране одновременно. Между радиостудиями велись регулярные переклички, - жители блокадного Ленинграда следили за успехами Советской армии и провалом немецких планов, и это позволяло им жить и бороться. В свою очередь, " Большая земля" с не меньшим вниманием следила за событиями в городе на Неве. В течение девятисот дней блокады радио Ленинграда не прекращало своей работы ни на минуту. У микрофона выступали воины, рабочие, ученые, писатели, журналисты, актеры.

Все это позволяло развеять миф о непобедимости немецкой армии. Главная задача идеологической и массово-политической работы состояла тогда в том, чтобы каждый советский человек глубоко понял личную ответственность за судьбу Родины и внес максимальный вклад в общую борьбу против немецко-фашистских захватчиков.

Очень важно было пробудить национальную гордость в русском человеке. Публицистические статьи А.Н.Толстого " Родина", " Мы сдюжим! ", " Рассказы Ивана Сударева" обращаются к самым сокровенным патриотическим чувствам советского человека. Но не менее важно было и превратить чувство любви к национальным святыням в ненависть к врагу. Свою главную задачу И.Г.Эренбург видел как раз в воспитании у народа ненависти к тем, кто посягнул на его жизнь, кто желает его поработить, уничтожить. Статьи публициста " О ненависти", " Киев", " Одесса" и другие обостряли это чувство ненависти, показывая зверства захватчиков. Цикл памфлетов И.Г.Эренбурга " Бешеные волки" рисует образы фашистских главарей, начиная с А.Гитлера. Исключительная разоблачительная сила его творчества была направлена на то, чтобы вселить в сознание людей уверенность в правоте.

К.М.Симонов иначе подходит к созданию образов советского солдата. Если И.Г.Эренбург чаще всего пишет статьи, то К.М.Симонов пишет очерки. Его задача - раскрыть то, что в старину называли духом армии. Вот почему его произведения строятся на детальном описании духовного мира человека. К.М.Симонов был свидетелем многих решающих битв и писал о них: " В Керченских каменоломнях", " Осада Тернополя", " На старой Смоленской дороге" и другие.

В годы войны наряду с хроникой зверств фашистской армии, с публикациями свидетельских показаний и фотографий растерзанных людей, с очерками о Зое Космодемьянской, Александре Матросове и других героях, отдавших жизнь за Родину, публиковались материал о разрушении памятников истории и культуры. Не удивительно, что уже весною 1944 года на участок стыка 2-го Прибалтийского фронта с 3-м Прибалтийским была командирована спецкиногруппа: предстояло снимать бои на подступах к заповедным пушкинским местам Псковского края. Задолго: до освобождения Пушкинских гор боевые листки, фронтовые газеты, лекторы, выступавшие со специальными беседами, разъясняли бойцам важность предстоящих боев.

Используя образы истории и культуры Отечества, публицисты позволяли человеку ощутить себя частицей, звенышком в огромной цепи русской истории. И в этом огромную роль сыграла кинодокументалистика. Уже в первые месяцы Великой Отечественной войны на фронт выехало более ста съемочных групп кинохроники. Операторы фильма " Ленинград в борьбе" снимали в тяжелейших условиях вражеской блокады, мороз доходил до сорока градусов ниже нуля. Улицы, военные корабли, набережные, лица людей, быт и боевые дела города, - все снималось на пленку кинооператорами, разделившими с ленинградцами тяготы блокады. Съемочные группы кинематографистов находились в рядах советских войск, начавших в декабре 1941 года наступление под Москвой. Всего месяц потребовался операторам и режиссерам, чтобы создать фильм " Разгром немецких войск под Москвой". Фронтовые кинооператоры создавали летопись победы день за днем, выпуская на экраны фильмы о пленении немецких войск под Сталинградом, " Битва за Севастополь", " Победа на Правобережной Украине", " Победа на юге", " Освобождение Советской Белоруссии", " Освобожденная Чехословакия", " Югославия", " Берлин" и многие другие.

В годы Великой Отечественной войны заметное развитие получила фотопублицистика. Объектив фотоаппарата зачастую опережал героев, успевая запечатлеть их за мгновение до подвига. Хорошо известен снимок, на котором политрук первым поднимается в атаку. Но мало кто задумывается над тем, что фотограф успел выскочить из окопа раньше него, чтобы нажать на спусковой механизм фотоаппарата.

Усилиями опытных мастеров фотодела, литературы и графики с августа 1941 года стали выходить литературно-художественный журнал " Фронтовая иллюстрация" и " Фотогазета".

Публицистическими становились все виды искусства. Писатели, публицисты, поэты, журналисты, кинорежиссеры, актеры, драматурги активно включились в борьбу с немецко-фашистскими захватчиками. Последний день войны, акт подписания безоговорочной капитуляции корреспонденты всех изданий освещали вместе, передавая сведения в свои издания одновременно. Это была их общая победа. И конкуренция, обычно присущая журналистам, не распространялась на нее.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал