Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Секреты профессионализма
В развитии профессионализма можно выделить три ступени. Первая - обученность - сводится к механическому воспроизводству уже известных приемов и операций в уже известных условиях. Вторая - умелость - учитывает возможность использовать известные приемы и операции в неизвестных, новых условиях. Третья - мастерство - такая, при которой новизна складывается из новизны предмета творчества, новизны условий творчества и новизны средств, используемых для осуществления цели. Профессионализм как раз предполагает жесткую социальную ответственность за качество продукта творчества, потому основывается на осознанном освоении секретов и профессиональном развитии за счет освоения новых знаний. И хотя журналист постоянно стремится к индивидуальной специфичности своих материалов, он опирается на строго научные достижения и накопленный предыдущими поколениями опыт. Вот почему среди компонентов составляющих подлинный профессионализм можно назвать знание и истории средств массовой информации, и основ типологического деления изданий, и методологии деятельности журналиста. Но все это останется пустым никчемным грузом, если журналист не будет все это использовать в своей практике. Это справедливо по отношению ко всем разновидностям журналистского творчества: и газетчик, и радиожурналист, и телевизионный журналист проходят схожие этапы творческого процесса. Так каков же путь выработки журналистской информации и воплощения ее в знаковый информационный продукт: газетную статью, телепрограмму или радиопередачу? На первом этапе человек вообще не может правильно построить свои действия даже в довольно простой предметной ситуации, если задача сформулирована только в словесной форме. На втором - такое построение возможно, но лишь путем манипуляции реальными вещами, предметами-оригиналами, а не их моделями. На третьем - появляется возможность оперировать представлениями о реальном положении вещей, хотя еще не всегда удается в достаточной мере подчинять эти манипуляции требованиям задачи. На четвертом - такое подчинение оказывается возможным, однако задачи решаются лишь в итоге проб и ошибок. На пятом - человек подробно анализирует структуру задачи, строит план ее решения и затем подчиняет этому плану свои последующие действия. Это, наверное, хорошо понятно. На практике все выглядит так. Когда журналист получает редакционное задание, то еще не представляет себе, как именно он будет его выполнять. И потому пытается, в первую очередь, увидеть то, о чем будет писать. Затем он выясняет, что об этом предмете уже известно, пытаясь установить насколько верны чужие представления. И только после этого журналист получает возможность построить четкий план своих действий. Классификации фаз творческого процесса, в свою очередь, можно обозначить так: первая фаза (сознательная работа) - подготовка - особое деятельное состояние, являющееся предпосылкой для интуитивного проблеска новой идеи; вторая фаза (бессознательная работа) - созревание - осмысление проблемы и инкубация направляющей идеи; третья фаза (переход бессознательного в сознательное) - вдохновение - в сферу сознания поступает идея решения вначале в виде гипотезы, принципа, замысла; четвертая фаза (сознательная работа) - развитие идеи, ее окончательное оформление и реализация. Эти фазы гораздо меньше заметны в практической деятельности журналиста. Они проходят, по большей части, в тайне даже от самого журналиста: известно, что работа мозга не прекращается и во сне. Бывает, проснется утром журналист, а в его голове молнией мелькнуло решение вопроса, над которым он бился вчера весь день. Но это не означает, что журналисту не требуется серьезного осмысления таких озарений. Любой замысел должен подчиняться гипотезе. А гипотеза должна строиться по строго научным законам. Во-первых, гипотеза должна находиться в согласии или, по крайней мере, быть совместимой со всеми фактами, которых она касается. Во-вторых, из многих противостоящих друг другу гипотез предпочтительнее та, которая единообразно объясняет большее число уже установленных фактов. В-третьих, при выдвижении гипотез необходимо сознавать вероятностный характер ее выводов. И самое главное, - гипотеза должна быть легко проверяемой. Одним словом, когда журналист получает задание, он сразу же становится ученым-исследователем. Он действует так, как ему диктуют законы. В основе творческой деятельности лежат принципы. Принцип - основополагающее первоначало, основное положение, исходный пункт размышления. На практике он находит свое воплощение в методе. А метод - это и есть путь, по которому пойдет журналист, способ исследования, изложения, система правил и приемов подхода к изучению явлений. В отличие от принципов методы подвижны и изменчивы. Разная степень обобщенности, присущая методам деятельности журналиста в разных проблемных ситуациях, порождает диапазон различий в способе его деятельности. Эта подвижность и изменчивость позволяет журналисту варьировать набором методов, комбинируя их, используя в разном порядке, в зависимости от степени сложности изучения проблемы и планируемых результатов. Если он работает в информационной журналистике, то ему потребуется меньшее число методов, чем при написании аналитического материала. Выделяются пять уровней, характеризующих степень обобщенности применяемых методов. Первый - философский уровень: всеобщий метод, применяющий мировоззренческие принципы к процессу познания, творчества, практики. Второй уровень - общенаучные методы познания, модифицируемые в журналистике в соответствии с ее социальными функциями, такими как наблюдение, эксперимент, анализ, синтез, индукция, дедукция, обобщение, аналогия, сравнение и другие. Третий уровень - специально-научные методы, применяемые в журналистике, например - социологический опрос, психологическое наблюдение, статистическое обобщение, экономический анализ и так далее. Четвертый уровень составляют междисциплинарные методы, являющие собой синтез научных методов и способов художественного отображения действительности. Наконец, пятый уровень включает в себя конкретную методику и творческий прием, адекватные особенностям данной проблемной ситуации, замыслу произведения и позволяющие добиться максимальной эффективности при воздействии на аудиторию. Все это составляет определение техники и технологии при сборе, обработке и интерпретации материала. Термин " техника" употребляется для совокупной характеристики навыков и приемов, используемых в определенной сфере деятельности человека. А технологией называют совокупность методов получения информации, ее обработки и получения конечного результата деятельности человека. Таким образом, изучение техники и технологии журналистского творчества невозможно без подробного анализа приемов и методов. Обычно выделяют следующие факторы, определяющие формирование методов: а) стадиальность творческого процесса; б) комплексность задач, решаемых журналистом на пути к результату творчества; в) структура информационной среды; г) законы познания, восприятия и переработки информации; д) законы общения. Таким образом, методы журналистского творчества можно разделить на две крупные подгруппы: методы познания действительности и методы предъявления в тексте элементов выразительных средств. Группа методов познавательной деятельности, в свою очередь, значительно влияет на группу методов, связанных с написанием текста: собрав информацию с помощью выбранных нами методов, мы уже заранее определяем круг выбора методов интерпретации фактов. Например, нельзя написать серьезный аналитический материал, ограничившись изучением отдельно взятого явления, не учитывая его причинно-следственной зависимости.
|