Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Режиссура массового праздника и театрализованного концерта 3 страница






Первый эпизод начинался песней А. Холминова о Ленине в ис­полнении А. Эйзена. Закончив песню, певец выходил вперед и, под­няв руку, обращался к зрителям: «Товарищи! Среди нас есть чело­век, который неоднократно встречался с В. И. Лениным, которому Ленин пожимал руку. Это старейший коммунист, член партии с 1893 года товарищ Федор Николаевич Петров».

Все прожекторы со сцены переводились на ложу, в которой на­ходился Ф. Н. Петров, и оттуда он обращался к делегатам съезда, призывая комсомол к новым трудовым подвигам.

Или другой эпизод. Под звуки духового оркестра на сцену вно­сят боевые знамена. Этим завершался эпизод «Комсомол — воин». Ведущий говорил:

«Мы хотим слушать вас, трижды Герой Советского Союза, то­варищ Кожедуб». И.Н.Кожедуб выходил на сцену и обращался с речью к зрителям, заканчивая ее словами:

«Если нужно будет постоять за Родину, кто готов встать на ее защиту?».

Весь зал встает в едином порыве.

Эпизод «Комсомол—новатор» заканчивался выходом на сцену первой женщины—космонавта Валентины Терешковой и обраще­нием ее с напутствием к молодежи.

Форма театрализованного концерта привилась и стала необхо­димой. Однако, готовя такое представление, нужно думать о дина­мике концерта, о его движении. От таких, казалось бы, мелочей, как начало концерта, конец первого, начало второго отделения, финал всего концерта, зависит многое. Как сделать, чтобы зри­тель не ушел в антракте, а вернулся на второе отделение, как ув­лечь, заинтересовать его? Об этом надо серьезно думать режис­серу.

Мне посчастливилось быть участником и руководителем многих постановочных бригад, которые создавали концерты, посвященные самым разнообразным темам и событиям: заключительных концер­тов декад искусства союзных республик на сцене Государственного академического Большого театра Союза ССР; концерта, посвящен­ного съезду комсомола во Дворце спорта; концертов и закрытия молодежных фестивалей в разных городах мира, на разных сце­нах, больших заключительных концертов сельской самодеятель­ности Российской Федерации. Все это важные вехи моей творче­ской биографии. Однако я никогда не ощущал такой ответствен­ности, такого творческого волнения, как в те дни, когда работал над созданием концертов, посвященных 50-летию Советской вла­сти, 100-летию со дня рождения В. И. Ленина, а также концерта для делегатов XXIV съезда КПСС.

Объяснить это можно только тем, что все три события на­столько масштабны, грандиозны и значительны, что известные приемы в организации концертных программ себя не оправдывали. Необходимо было искать такие сценарные и режиссерские реше­ния, которые могли бы выразить величие происходящих в нашей стране событий.

Все помнят, с какой радостью, с каким трудовым подъемом го­товились в нашей стране к празднованию 50-летия Великой Ок­тябрьской социалистической революции. Первое в мире государ­ство рабочих и крестьян, первая страна, вставшая на путь социа­лизма, страна, которая была выпестована великим Лениным, праздновала свой полувековой юбилей. И, конечно, одним из вели­колепнейших проявлений этого юбилея является расцвет нацио­нальных культур народов, которые при царском режиме были об­речены на вымирание. В то же время нельзя было не сказать о грандиозном подвиге рабочего класса, свергшего 50 лет тому на­зад гнет капитализма, разгромившего царскую машину.

Как найти подход к решению в концертной программе этой ог­ромной по своему масштабу и значимости темы?

Я предложил постановочной группе, в которой работали худож­ник Б. Кноблок, режиссер Г. Лехциев и многие другие, поискать решение концерта в партийном гимне — «Интернационал». Слова его от строфы к строфе несут огромный драматургический заряд. Никогда и никто не сказал так ярко и драматично о вековой мечте трудящихся; ни одна песня не была таким действенным призывом к борьбе за осуществление этой мечты. Значит, построение сюжетных эпизодов концерта соответственно строфам «Интернационала» может стать масштабным драматургическим ходом, соответству­ющим, как никакой другой, теме и идее торжественного празднич­ного концерта в честь 50-летия Октября.

И, действительно, вспомним первые строки партийного гимна:

 

«Вставай, проклятьем заклейменный,

Весь мир голодных и рабов...»

 

А вот начало второй строфы:

 

«Никто не даст нам избавленья —

Ни бог, ни царь и ни герой,

Добьемся мы освобожденья

Своею собственной рукой.»

 

И, наконец, третья строфа:

 

«Лишь мы, работники всемирной,

Великой армии труда,

Владеть землей имеем право...»

 

Эти слова «Интернационала», выраженные художественными образами, организуют четкое русло концерта, позволяют сгруппи­ровать художественный материал, правильно расположить его.

Но, чтобы в полную силу прозвучала тема торжества Советской власти, как выполнения заветной мечты пролетариев всех стран, чтобы торжественный концерт стал гимном Ленинской партии ком­мунистов, необходимо было создать пролог и финал, отвечающие главной теме концерта.

В итоге сложилась следующая сценарная основа:

Пролог, посвященный торжественной дате — полувековому юби­лею Советской власти.

Часть первая, рассказывающая о революционной борьбе про­летариата во главе с партией большевиков и отвечающая теме «вставай, проклятьем заклейменный».

Часть вторая, повествующая о том, как советские люди сража­лись на протяжении полувека за дело революции, отвечающая те­ме «никто не даст нам избавленья».

Часть третья, показывающая сегодняшнее коммунистическое строительство в нашей стране, расцвет социалистических наций и отвечающая теме «лишь мы, работники всемирной, великой армии труда».

Финал, являющийся гимном Коммунистической партии Совет­ского Союза.

Зрительным образом пролога стали пятьдесят установленных на сцене горящих факелов, символизирующих 50-летие нашей страны, истории Советской власти.

Занавес, постепенно раздвигаясь, открывал скульптурные груп­пы, расположившиеся на сцене по барьеру оркестра и на боковых площадках. Первая из них — матросы и красногвардейцы, рабочие 1917—1918 годов, буденновцы, бойцы гражданской войны, незабы­ваемого 19-го. За ними другая группа — строители первых пяти­леток, ударники, рабфаковцы. Новая группа — те, кто принимал участие в Великой Отечественной войне, бойцы Советской Армии, партизаны, герои тыла. И, наконец, люди наших дней — рабочие, колхозники, студенты, все, кто участвует в строительстве комму­низма.

Торжественное оркестровое вступление переходит в тему рево­люции. На огромном экране появляется надпись:

«Все, чего мы достигли, показывает, что мы опираемся на са­мую чудесную силу в мире — на силу рабочих и крестьян» (Ленин В. И. Поли. собр. соч.. Т. 44, с. 234).

Вспыхивает первый факел. Слова В. И. Ленина как бы продол­жает диктор. Звучат стихи о 1917 годе, и вот революционный год сам вдруг как бы оживает на сцене Кремлевского Дворца съездов. Это — рабочие в кожанках, крестьяне в лаптях, солдаты в папа­хах, матросы в бескозырках с пулеметными лентами через плечо, студенты... В центре этой ожившей скульптурной группы В. И. Ленин — вдохновитель и организатор Великого Октября. На­род приветствует вождя криком «Ура!».

Вновь вспыхивает факел, возвещающий о приходе 1918 года — эпохи гражданской войны. Как воспоминание звучит рассказ дик­тора о людях, вставших на защиту завоеваний революции. А вот и сами эти люди, возникшие в лучах прожекторов. Они сомкну­лись кольцом обороны вокруг молодой республики Советов.

Так, в прологе год за годом оживает история страны. Победно нарастает музыка. И вдруг резкий ее обрыв. В полной тишине зву­чит голос диктора: «1924 год. В этом году не стало Ильича, но слово Ленина, дело Ленина, сердце Ленина всегда с нами». Эти слова подхватывают гудки заводов, паровозов, фабрик. Как горя­щее сердце вспыхивает факел. Вновь нарастает в ор­кестре революционная тема, переходящая в песню А. Александ­рова «Святое ленинское знамя», исполняемую сводным хором и оркестром Большого театра Союза ССР под управлением Г. Рож­дественского. По ходу песни, завершающей пролог, вспыхивают все 50 факелов. Вместе с возникшей симфонией огней звучат слова диктора о том, что этот концерт посвящен тем, кто мужественно борется за счастье народа. Он посвящен партии коммунистов, ве­ликому Ленину.

Тему пролога продолжают, как позывные, первые музыкальные фразы «Интернационала». Начинается первая часть концерта (См. приложение 6.). Неожиданно весь зрительный зал заполняется перезвоном колоколов. Открывается занавес, и зрители видят часть земного шара, на которой расположились «властители земли русской», фигуры прошлого: помещики, капиталисты, сверкающие золотом эполет генералы — и над ними распростерший крылья дву­главый орел. Они поют гимн царской России «Боже, царя храни».

Но мелодия постепенно разрушается нарастающим звучанием «Интернационала». В отблесках пламени возникают согнутые фи­гуры рабочих, политзаключенных в кандалах, солдат за колючей проволокой. Как страстный призыв к борьбе звучат слова:

«Вставай, проклятьем заклейменный, весь мир голодных и ра­бов.»

Луч прожектора останавливается на группе рабочих, поющих «Дубинушку». Свет прожектора выхватывает фигуру большевика— агитатора, в его руках прокламация. Артист Е. Матвеев читает ее. Это призыв к революции.

Но его еще не слышат в далеких крестьянских избах. У лучины сидят женщины и поют грустную песню о тяжелой крестьянской доле.

Вновь звучит голос агитатора. Он читает заключительные слова листовки:

«Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»

На последнем слове вступает хор, поющий «Смело, товарищи, в ногу!». На горизонте сцены крупными буквами загораются слова:

«Кипит наш разум возмущенный и в смертный бой вести готов».

Мощно звучит оркестр. Громкое «Ура!» и, сметая ненавистных властителей народ устремляется на штурм. Разваливается двугла­вый орел, движется с транспарантами могучая народная демонст­рация, которая выливается в массовый вокально-хореографический номер «Октябрьская легенда» в исполнении Государственного за­служенного ансамбля танца Украинской ССР.

Художественный образ второй части строится на словах:

 

«Никто не даст нам избавленья —

Ни бог, ни царь, и ни герой,

Добьемся мы освобожденья своею собственной рукой».

 

Она воспроизводила историю борьбы революционного народа со всеми, кто посягал на независимость страны Советов. Как бы из далеких времен гражданской войны обращались к собравшимся со страстными призывами защищать Родину Артем Годун из пьесы «Разлом» Б. Лавренева и знаменитый ординарец В. И. Чапаева — Петька; кавалерийскую пляску Первой конной армии исполняла танцевальная группа Краснознаменного ансамбля песни и пляски Советской Армии. Как гимн героям гражданской войны прозвучал финал Первого концерта для фортепиано с оркестром П. И. Чай­ковского в исполнении Э. Гилельса и оркестра Государственного академического Большого театра СССР под управлением Е. Свет­ланова.

Героическая летопись Великой Отечественной войны открыва­лась песней К. Молчанова «Вот солдаты идут» в исполнении И. Архиповой. Синхронно песне на экранах, установленных на сцене, оживают дороги войны, по которым идут солдаты Совет­ской Армии, освобождая страну от фашистских захватчиков.

Проникновенное исполнение песни И. Архиповой, звучание со­провождающего ее духового оркестра под управлением Г. Смущенко, жизненность документальных кадров — все это вместе взя­тое создавало незабываемую по силе эмоционального воздействия картину.

Эта часть концерта кончалась «Песней о Советской Армии» в исполнении Краснознаменного ансамбля песни и пляски Совет­ской Армии.

Третья часть концерта воспевала сегодняшний день страны, дружбу народов, трудовой подвиг советских людей. Ее эпиграфом были слова «Интернационала»:

 

«Лишь мы, работники всемирной,

Великой армии труда

Владеть землей имеем право,

Но паразиты — никогда».

 

Это был своеобразный песенно-хореографический гимн нашей Родине, исполнявшийся различными, широко известными ансамб­лями и солистами.

Концерт логически завершала величественная песня о Ленин­ской партии, под руководством которой наша страна совершала свой героический и победоносный пятидесятилетний путь, — песня В. Мурадели «Партия — наш рулевой». Ее исполняли все участ­ники концерта.

Таким образом, была сделана интересная и успешная попытка расширить рамки театрализованного концерта путем ввода в его программу драматургии, осмысленной большими этапами жизни народа, выраженную различными видами искусства, дополненную документальным материалом. Все это расширяло рамки театрали­зованного концерта до масштабов большого, подлинно всенарод­ного, праздничного представления.

Иначе решались творческие задачи при подготовке театрализо­ванного концерта, посвященного 100-летию со дня рождения В. И. Ленина.

Я убежден в том, что среди всех самых важных и значитель­ных тем есть одна, которая требует от современного советского художника наивысшего напряжения таланта, способности прони­кать в самую суть явлений, требующая особой глубины замысла, искренности исполнения. Это тема о В. И. Ленине. В ней волнует все: и масштаб его личности, и широта его души, диапазон его знаний и интересов, целеустремленность всей его жизни. Именно с таким чувством, с таким настроением и отношением создавался юбилейный Ленинский концерт.

В основу концерта была положена мысль о том, что В. И. Ле­нин дорог всем народам Советского Союза, что чтят его вся наша страна, все народы и поколения, что величие Ленина в сегодняш­них делах народов национальных республик, всех трудящихся СССР, всех прогрессивных людей мира. Поэтому готовился кон­церт от имени всех союзных республик и тем самым подчерки­вался всенародный характер торжества.

Эпиграфом к концерту были слова писателей с мировым име­нем: Айвора Монтегью:

«Когда наступает час битвы, мы листаем страницы его книг точно так, как перед атакой набиваем патронами пулеметные ленты»; Андерсена Нексе:

«На протяжении веков не было человека, который сумел бы в такой степени привести в движение умы и чувства людей, как Ленин»; И, наконец, Максима Горького, который сказал:

«Для меня исключительно велико в Ленине его чувство непри­миримости и неугасимой вражды к несчастьям людей».

Эти три высказывания и стали своеобразным эпиграфом к ре­шению программы, к подбору репертуара и исполнителей боль­шого концерта.

Звучит торжественно музыкальное вступление А. Локшина, раз­двигается занавес, открывая праздничную, ярко украшенную сцену, на которой расположены 15 полуколонн. Каждая из них слу­жит основанием для герба союзной республики. Около колонн — в национальных костюмах группы исполнителей, представляющих свою республику. В каждой из групп — свой прославленный пе­вец. Все вместе они становятся запевалами песни С. Туликова — «Мы — люди ленинского века» — своеобразный пролог концерта, отражающий его основную мысль.

Им на смену приходят 15 народных артистов Союза ССР, ве­дущих актеров драматических республиканских театров. Каждый из них на языке своего народа читает отрывок из произведений своего национального поэта о великом Ленине. На 15 языках звучит гордое имя ЛЕНИН. И эта многоязычная поэтическая эстафета, передаваемая от одного актера к другому, придала номеру осо­бое по силе выразительности звучание как поэме о Ленине, создан­ной народами Союза республик.

Затем в концерте исполнялись номера, отобранные и специ­ально созданные, но подчиненные единой, главной теме: коллектив­ный рассказ о вожде, коллективный рапорт ему. Выступали и молодые исполнители, и лауреаты международных конкурсов, вос­питанники хореографических училищ, народные ансамбли, прослав­ленные мастера искусств из России, Киргизии, Казахстана, Гру­зии...

Праздничную оду А. Эшпая «Кремлевские куранты» впервые исполнили в концерте сводный ансамбль скрипачей, виолончели­стов и пианистов из многих республик страны; в хореографической композиции Ю. Григоровича на музыку А. Глазунова приняли уча­стие ведущие солисты Большого театра Союза ССР; в финале кон­церта была исполнена «Поэма свершений» В. Мурадели, специ­ально написанная для этого концерта по тематическому заданию сценариста и режиссера.

Многонациональность, сочетание профессионального и самодеятельного искусства — все это дало возможность рассказать в день 100-летия со дня рождения В. И. Ленина о том, что народы, иду­щие по проложенному им пути, достигли большого расцвета куль­туры. Через весь репертуар красной нитью прошла тема верности ленинским заветам, неколебимого стремления идти вперед — к дальнейшим победам.

И еще одна сцеиарно-режиссерская особенность юбилейного ле­нинского концерта, придавшая ему характер рапорта вождю о рас­цвете жизни и культуры народов страны. В нем " прозвучали выска­зывания Владимира Ильича о культуре и искусстве, которые предваряли собой исполнение номера, связанного с мыслью выска­зывания, придавая ему характер рапорта, отчета. И достигалось это своеобразным приемом.

Через микрофон в зрительный зал неслись слова В. И Ленина. Например:

«Вы слышите, что путиловцы хотят?.. Они хотят создавать свою трудовую интеллигенцию... Никаких промедлений, студию надо организовать!». (Цит. по кн.: Ленин и культурная револю­ция. Хроника событий. М., 1972, с. 43).

Это говорил Ленин в 1919 году. И на сцену выходят ученики Московского хореографического училища, выступают дети, при­ехавшие из Литвы. Становилось очевидным, что это указание В. И. Ленина выполнено и имеет повсеместное распространение. В другом эпизоде слова В. И. Ленина о рабочих и крестьянах, получивших право на настоящее, великое искусство, иллюстриро­вали выступления коллективов художественной самодеятельности Домов и Дворцов культуры ряда союзных республик.

Высказывания вождя, проходившие через весь концерт, вместе с эпиграфами — словами о В. И. Ленине, составили идейно-тема­тическую основу юбилейного концерта и дали верный ключ к под­бору номеров.

Программа концерта, посвященного XXIV съезду КПСС, опреде­лялась исторической значимостью обсуждаемых вопросов и приня­тых решений. То, что происходило в исторические дни в Москве, становилось достоянием самых отдаленных уголков нашей страны, вызывало интерес у людей всех стран мира. Программа концерта также обращалась не только к тем, кто сидел в зале, но и к тем, кто отдал жизнь за дело революции, за независимость Родины, ко всем тем, кто и сегодня борется за утверждение и развитие идей коммунизма во всех уголках нашей страны, всей земли.

Специально созданная ода композитора А. Холминова на слова Р. Рождественского «Слушайте все», исполненная чтецами, пев­цами, объединенным хором в сопровождении духового и симфони­ческого оркестров, была обращением к делегатам и гостям съезда, к комиссарам и бойцам фронтов гражданской войны, строителям первых пятилеток, командирам и солдатам Великой Отечествен­ной... Она звучала для всех народов Советского Союза, всего про­грессивного человечества, ею открывали концерт.

Пролог концерта предопределял его дальнейший ход, превратил его в масштабный художественный митинг.

В концерте приняли участие лучшие силы советского искусства, посланцы всех республик. Дух соревнования, стремление добиться чести быть включенным в программу заставили многих думать и создавать новые номера. Среди них хореографическая постановка А. Мессерера «Весенний Таджикистан», выступление коллективов имени М. Пятницкого, Волжского, Сибирского и Воронежского на­родных хоров, слившихся в единый хор «Волга», детского ан­самбля 250 скрипачей, представлявших все республики, руководи­мого Л. Коганом, большого вокально-хореографического ансамбля народной песни и танца Грузинской ССР, Аджарской и Абхазской автономных республик и т. д.

Масштабность коллективов, исполнительское их мастерство, за­интересованность всех в подготовке номеров, понимание того, что они отражают успехи культурного развития страны в целом, сы­грали громадную роль в осуществлении задуманной идеи в про­грамме театрализованного концерта, посвященного XXIV съезду КПСС, содействовали раскрытию политической стороны его содер­жания.

Особо следует остановиться на театрализованном концерте, посвященном 50-летию образования СССР специально подготов­ленном для показа во Франции и занимавшим внимание парижан на протяжении ноября—декабря 1972 года.

Особенности его создания и показа, высокая ответственность, определяемая и значительностью даты, которой посвящался кон­церт, и тем, что демонстрировался он в Париже, в городе, прослав­ленном искусством, потребовали от постановочного коллектива особых творческих усилий. Поэтому в данном театрализованном концерте как бы обобщался весь опыт, накопленный советской ре­жиссурой массовых форм искусства, и о нем должно говорить как об известном этапе в развитии этого нового и чрезвычайно эффек­тивного жанра.

Для нас постановка такого концерта для зарубежной сцены не была делом совсем новым. Опыт их подготовки и показа был у меня как режиссера и у Б. Г. Кноблока как художника.

Однако концерты, которые создавались нами для международ­ных фестивалей и шли на сценах зарубежных залов и дворцов спорта, обращались, в основном, к молодежной аудитории, демон­стрировались по одному разу и всегда попадали в дружественную атмосферу, подготовленную всей сущностью и течением фести­валей.

Теперь же все было иным: во-первых, мы должны были демонстрировать наше искусство в Париже — городе, в котором с огромным успехом выступали прославленные художественные коллективы и солисты советского искусства; во-вторых, в соответствии с соглашением, исполнительский коллектив не должен был превы­шать 200 человек, а на концертные номера отводился 1 час. 50 ми­нут. Цифры для показа искусства всех союзных республик чрезвы­чайно жесткие; в-третьих, концерт должен был обеспечить стойкий интерес парижан: в течение 2 месяцев 64 раза надо было запол­нить огромный (на 4000 человек) зал Дворца спорта.

Первые же раздумья о концерте, его характере, стиле и форме привели нас к мысли о многонациональной программе, включаю­щей в себя искусство всех союзных республик, и показ через нее расцвета национальных культур, дружбы народов, торжества ле­нинской национальной политики.

Отсюда первая задача — отбор коллективов по всему Совет­скому Союзу. Пройдя через серию просмотров, показов, проведя перестройку номеров, создав новые костюмы и другие элементы оформления, мы, наконец, определили исполнительские группы со­юзных республик.

Мы выполнили пожелание французской стороны, которая про­сила включить в программу большой коллектив, способный взять на себя красную строку концерта. Им стал Красноярский ансамбль танца под руководством М. Годенко, молодой, виртуозный состав которого в танцевальных номерах и хореографических миниатю­рах раскрывал своеобразие и прелесть русского народного танца, его удаль и лиризм.

Просмотры репертуара этого одаренного коллектива вызвали необходимость улучшения костюмов, и многие из них были вновь созданы по эскизам Б. Кноблока. Некоторые танцы были очищены от длиннот и статики, в другие вводились дополнительные краски, обогащавшие хореографический язык плясок. Все это стало возможным сделать благодаря тому, что руководитель ан­самбля М. Годенко увлекся идеей концерта, понял пластические возможности сценической площадки и виртуозно их использовал.

В состав создаваемой труппы, кроме республиканских коллек­тивов, были включены артисты Башкирии, ансамбль Корякского национального округа «Мэнго» и якутская певица и исполнитель­ница на национальном инструменте темиркомуз М. Колесова.

Предварительные поездки в Париж, присутствие на концертах во Дворце спорта обрадовали нас тем, что состав зрителей был де­мократичен, непосредствен и энергично выражал свое отношение к происходящему на сцене. Однако весь вид зала, неопрятность сценической площадки, провисшие задники, никак не продуманные для прохода кулисы, примитивное освещение произвели на нас уд­ручающее впечатление.

Радовало то, что французские друзья готовы были оказать нам помощь для преодоления этих недостатков.

Оформление концерта, предложенное Б. Г. Кноблоком, пол­ностью преобразило привычную сценическую площадку Дворца спорта. Она дерзко ворвалась в зрительный зал, приблизив акте­ров и зрителей друг к другу (рис. 5).

В конфигурацию площадки входили четыре сцены: одна боль­шая, на которой проходили все массовые номера, и три малых, где размещались солисты и камерные ансамбли. Ступени, которые спу­скались от малой средней сцены в зрительный зал, давали возмож­ность выходов актеров пряпо в зал и из него. Две «дороги»

СССР

Рис. 5

от центральной малой сцены уходили за пределы сценической пло­щадки и тем самым обеспечивали чистые и динамические выходы исполнителей из-за кулис и со сцены.

Интересным изобретением художника надо считать решение арьерсцены, задней стены нашего автономного сценического хо­зяйства в зале спортивного дворца. Панорама из туго натянутой резиновой ленты размером 22 метра в ширину и 9 метров в вы­соту крепилась на металлической конструкции и давала нам самые разнообразные возможности для оформительских и режиссерских решений. Эта панорама была великолепным экраном, на котором превосходно проецировались диапозитивы и киноролики. В нужный момент она превращалась в многостворчатую дверь, в которую могли сразу войти 20—30 человек. Туго натянутая ре­зина тут же захлопывала проемы и обеспечивала чистоту массо­вых и индивидуальных входов и уходов.

Эта резиновая ленточная панорама обеспечивала легкое и нео­жиданное появление таких колоритных элементов оформления но­мера, как, например, оленьи рога в танце коряков, резные окон­ные рамы изб в танце Красноярского ансамбля, уличные фонари в хореографическом номере латвийских танцоров и многое другое.

Широкое использование элементов прикладного искусства, об­разцов народных ремесел стало принципом оформления концерта. Русское кружево, литовские витражи, костяные изделия народов Севера, чеканка Грузии, резьба по камню Армении, вышивки Мол­давии и многие другие сокровища прикладного искусства укра­шали костюмы, декорировали сцену в соответствии с фольклорным характером каждого исполняемого номера.

Содержательным элементом оформления некоторых номеров стала природа. Так, например, лирический танец «Коханочка» в исполнении очень талантливого самодеятельного коллектива «Таврия» шел на фоне цветения яблони, а комузисты Киргизии выступали на фоне ковыльных степей.

Естественно, что решение каждого элемента оформления выис­кивалось строго, придирчиво, в полном соответствии с характером номера, его тематикой и той атмосферой, которая должна была быть создана вокруг каждого из них. Это была одна из основных задач — отобрать в каждой республике нечто типичное, характери­зующее традиции, особенности культуры народа.

Одновременно надо было обеспечить и разнообразие про­граммы, надо было во что бы то ни стало «уравновесить» удельный вес хореографических, инструментальных и вокальных номеров.

Серьезной задачей оказалось к обеспечение, причем в соот­ветствии с замыслом, аккомпанемента на народных инструмен­тах, — ведь весь коллектив не должен был превышать 200 человек. В республиках была проделана огромная работа по созданию ма­лых ансамблей: два великолепных армянских дудукиста изящно, трепетно и с огромной проникновенностью аккомпанировали та­лантливой певице М. Абовян; квартет казахских народных инстру­ментов с большим мастерством сопровождал пение Б Тулегеновой (рис. 6); объединились в номере с узбекскими танцовщицами во главе с Г. Измайловой братья Алаевы из Таджикистана — подлин­ные виртуозы на дойре.

Кроме живого звучания инструментов широко использовалась в качестве аккомпанемента стереофоническая запись.

Трудно, по постепенно были решены и другие задачи техниче­ского и художественного оснащения концерта. Художник по свету парижского театра Гранд Опера, привлеченный для оборудования зала электроаппаратурой, укрепил на потолке Дворца спорта и на боковых мостиках 700 светоаппаратов. Наши художники света Е. Удлер и А. Васильев создали с их помощью сложную и много­красочную партитуру света и провели все 64 концерта па очень высоком художественном уровне.

В зале были установлены 5 кинопроекторов, которые проециро­вали на экран разные комбинации диапозитивов и двойные син­хронные изображения в кинороликах. Таким образом осуществ-

'

Рис. 6

лялся показ трех диапозитивов: иногда «работал» только средний диапозитив, иногда—два, довольно часто все три. Мало того, диа­позитивы имели свойство вытеснять друг друга. Так, например, из­морозь на окне постепенно сменялась тончайшим кружевом, заин­девевший лес уступал место кадрам с образцами резьбы по кости и т. д.

В программе концерта особое место занимали пролог и эпи­лог.

Пролог должен был как бы перенести зрителей в Советский Союз. В темном зрительном зале звучали Кремлевские куранты и одновременно на экране возникала Красная площадь, московский Кремль. Отсюда панорама уводила зрителей на просторы страны — поля, реки, горные пейзажи сменяли друг друга. Индустриальные гиганты, взлетающие ракеты, луноход и, наконец, необозримое пшеничное поле. Как бы из него, незаметно раздвигая резиновые ленты, на слегка притемненную сцену выходили девушки Краснояр­ского ансамбля. Им навстречу по боковым «дорогам» шли коллек­тивы Украины и Грузии, по ступеням поднимались киргизы, за ними другие коллективы, солисты, одетые в яркие народные ко­стюмы. Море света, величественная мелодия песни И. Дунаевского «Родина», красивые молодые люди в жизнерадостном темпе, вы­ходящие и заполняющие сцену — все создавало неповторимую ат­мосферу праздничности и жизнеутверждения (рис. 7 и 8).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.02 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал