Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Режиссура массового праздника и театрализованного концерта 4 страница
Зрители восторженно приветствовали артистов с первого же их появления на сцене, а к концу выхода всех исполнителей был уже установлен прочный и дружественный контакт. Уходили со сцены артисты уже под скандированные аплодисменты, а на экране вновь появлялась Красная площадь и крупным планом наплывала на зрителя Спасская башня. Сцена наполнялась ярким светом, и первым танцем красноярцы открывали программу. Эпилог был решен необычно, с известным риском, но прошел с громадным успехом. Заключался он в том, что по окончании последнего номера на сцену в последовательности концертной программы выходили исполнители и вместо традиционного поклона или поклона поставленного, что теперь очень модно, исполняли цитату, фразу из своего выступления. Это занимало от 15 до 30 секунд у каждой группы. Перед зрителем в бешеном темпе сконденсированно проходил почти весь концерт. Зрители узнавали полюбившихся актеров и как старым знакомым посылали из зрительного зала свои приветствия, аплодисменты, овации (рис. 9). Этот эпилог продолжил атмосферу праздничной приподнятости, демонстрировал неуемную энергию и жажду творчества наших исполнителей и завершал концерт венком лучших эпизодов всех номеров. Сама программа отличалась обилием жанров, в котором раскрывались все многообразие и красочность народного творчества. 1. Пролог — «Песня о Родине» — вся труппа. 2. Уральская праздничная — Красноярский ансамбль танца. 3. Белорусская народная песня — вокальный квартет Белоруссии — «Купалинка». 4. Украинский лирический танец «Коханочка» — хореографический ансамбль «Таврия». 5. Киргизские мелодии — ансамбль комузистов Киргизской филармонии. 6. Городская полька — хореографический ансамбль Латвии «Ритенитас». 7. Туркменская народная песня — вокально-инструментальное трио Туркменской филармонии. 8. Танец плотогонов — Красноярский ансамбль танца и т. д. Это только половина I отделения концерта. Но какое разнообразие жанров: из 8 номеров — 4 танцевальных, I вокальный
Рис. 8 Рис. 9 акапельный — Белорусский женский квартет, I инструментальный — киргизские комузы, I вокальный — армянская певица и, наконец, туркменское трио. Первый танец, которым после пролога начиналась программа, исполнялся Красноярским ансамблем. Важно было так его начать, чтобы не возникла даже секундная пауза. Поэтому, в то время, когда участники пролога покидали сцену, мужская группа ансамбля выходила из боковых отсеков через резиновые ленты и
Рис. 10 присоединялась к женской группе, которая, оставаясь на сцене, строила исходную мизансцену на большой площадке. Солисты занимали передние малые сцены (рис. 10). Танец, динамично развиваясь, изобиловал виртуозными трюками, мощными прыжками, лихими присядками. Заканчивался он эффектным уходом: танцоры, имитируя русские тройки, убегали со сцены по боковым дорожкам. Яркий праздничный свет постепенно темнел, в световой гамме начинал превалировать голубой тон. За сценой женский голос запевал белорусскую песню, а в проемах, которые образовались в заднике сцены, возникали четыре женские фигуры. На них направлялся свет прожекторов. Исполняя песню, они плавно двигались вперед и занимали край центральной малой сцены. Плавность движения, голубые тона световой партитуры сочетались с ритмической структурой песни, и все вместе создавало особую атмосферу номера, контрастируя с предыдущим. Закончив выступление, певицы уходили по переднему плану сцены, в то время как на заднем — вся 22-метровая поверхность экрана покрывалась яблоневым цветом. Голубая тональность света мягко переходила в розовую, как бы окрашивая яблоневый цвет лучами восходящего солнца, и из гущи яблоневого сада появлялись танцоры в белых свитках украинского коллектива «Таврия». Танец начинался лирическим вступлением. Одновременно с его окончанием яблоневый цвет, проецируемый на экран, вытеснялся нарастающим ярким светом точно в соответствии с развитием драматургии танца, — развивалась его мажорная часть, жизнеутверждающая пляска девушек и виртуозные пируэты юношей, которыми так славится украинский народный танец. И в полном соответствии с настроением финала танца, который строился как уход влюбленных пар парубков и укрытых их свитками девушек, приглушался яркий свет и сценическая площадка погружалась в темноту. Так логически подготавливался следующий номер. На экране как бы в ореоле заходящего солнца возникали просторы киргизских степей и причудливые силуэты скачущих коней. Из темноты к переднему плану сцены двигалась группа киргизских артистов в национальных праздничных костюмах, а за ними русские ребята несли яркие сидения — седла. Начиналось выступление инструментального казахского ансамбля. Лирический финал украинского танца создавал необходимую атмосферу для музыкального номера, и своеобразный выход его исполнителей четко отбивал характер нового выступления от предшествующего. Следует отметить еще одну особенную черту концерта, подчеркивающую его интернациональный характер и оказывающую сильное воздействие на зрителя. Он строился так, что исполнители помогали друг другу в оформлении номеров на сцене по ходу концерта. Грузины помогали киргизам, киргизы — украинцам, украинцы — латышам и т. д. Выносили стулья, табуреты, инструменты, другой необходимый реквизит. Все было четко отрепетировано и составляло своеобразную пластическую линию концерта. Эта взаимопомощь производила грандиозное впечатление на французских зрителей своим принципиально отличным стилем в отношениях между людьми нашей страны. Подробное изложение сменяемости номеров концерта приводится здесь для того, чтобы убедительно показать, как можно осуществлять их «стыковку», несмотря на всю разнообразность и контрастность жанров. Мы бываем часто свидетелями бездумного расположения номеров в программе, и тогда исполнителю всякий раз заново приходится завоевывать внимание зрителей и вызывать их интерес к происходящему на сцене. Между тем в руках режиссера огромные возможности цементировать программу и создать атмосферу, при которой внимание зрителя будет непрерывным, а следовательно, и подготовленным к нарастанию. Строя программу парижского концерта, мы искали эмоциональную, если можно так сказать, основу перехода от одного номера к другому и старались проложить темпоритмические мостики между разными по жанру исполнителями. Так бравурный и стремительный финал произведения, исполняемого ансамблем комузистов, давал право на немедленный «выпуск» на большую сцену латвийской городской польки Финальная поза латвийских танцоров, застывших, как на старинных гравюрах под фигурными уличными фонарями, подготовила органичный переход к новому, совсем иному по жанру и (характеру номеру. В темноте, которая поглощала исполнителей польки, красные лучи прожекторов выхватывали яркие ковры и расположившихся на их фоне на самом переднем крае сцены туркменских музыкантов в белых тюльпеках (типа огромных папах) и национальных красных халатах. Они заканчивали выступление, а ковры вытеснялись переливами водной поверхности, и вместо туркменских артистов, исчезнувших за коврами, на сцене появлялись группы плотогонов. Красные туркменские ковры, расплываясь, уступали место голубым, сверкающим на солнце волнам, звучание дутаров и гиджака сменялось звуками оркестра русских народных инструментов, а сдержанная, строгая туркменская песня — вихревым, мужественным танцем плотогонов. Интерес и взволнованность зрителей достигли как бы кульминации Бурными овациями они провожали танцоров, уходивших в зрительный зал после окончания пляски. Можно было бы продолжить рассказ о том, как строилась программа концерта в Париже. Но, думаю, что этого достаточно для того, чтобы пояснить, в чем суть основных принципов работы режиссера над театрализованным концертом, в чем секрет успеха этого вида массовых представлений. Примеры, приведенные здесь, свидетельствуют о том, что нет каких-то готовых рецептов постановки массовых праздников, что каждый концерт, представление могут иметь тысячу самых разно образных решений, могут привлечь самый неожиданный материал Надо быть политически чутким, образованным, любознательным человеком, знающим и профессиональное, и самодеятельное искусство, их исполнительские силы и возможности, иметь единомышленников среди режиссеров и художников для формирования творческого коллектива, способного создать интересное праздничное представление с точки зрения и художественной, и идейной. Деятельность режиссера массовых праздников очень велика, широка по масштабам и увлекательности. Несомненно, театрализованные праздники имеют очень короткую жизнь. Они приходят и уходят. Работа режиссера над ними — это, если можно так сказать, снайперская работа. Сделал театрализованный концерт, сделал массовое представление, — и сегодня представляешь их на суд зрителя. Поэтому к режиссеру этого вида искусства всегда будут предъявляться высокие требования, и готовящим себя к этой деятельности нужно закалять характер для преодоления многих трудностей массовых праздников. Надо уметь мобилизовать все знания, все организаторские способности, не допускать никаких «авось», «приблизительно». Чем точнее, чем убежденнее вы будете в своем сценарии, режиссерском замысле, тем больше оснований на успех. Массовые праздники занимают все более и более значительное место в художественной жизни народа. С каждым годом растет в нашей стране популярность праздников песни и танца, фестивалей, торжественных концертов, вечеров искусств республик. Год от года растет число клубов, Дворцов культуры, стадионов, зеленых театров, которые могут стать и становятся традиционными местами проведения таких праздников. Кипению и темпу нашей замечательной жизни, ее глубоко творческому, созидательному содержанию как нельзя лучше отвечает жизнерадостная природа народного праздника и динамичного массового представления. Для успешного развития этого важного жанра массового искусства, этого действенного средства эстетического и этического воспитания народа, необходимо овладение сложной его режиссурой, путь к которому идет через изучение и обобщение огромного опыта, накопленного в этой области советским искусством. ПРИЛОЖЕНИЕ 1
|