Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 18. Железнодорожный вокзал.
Железнодорожный вокзал. Железнодорожный вокзал – сердце нашего города. Именно благодаря железной дороге, наш город живет и развивается. В 1895 году по рекомендации комиссии во главе с министром финансов С. Ю. Витте " Высочайшим повелением" Министерству путей сообщения было дано указание приступить к строительству железной дороги Пермь – Вятка – Котлас протяженностью 812 верст.
Не прошло и четырех лет, как открылось временное движение на линии Вятка – Котлас, а с 1 января 1900 года магистраль начала полноценно функционировать. Уже первые путешественники отмечают здание железнодорожного вокзала как самое примечательное в Котласе. В свидетельствах современников так описана близлежащая к стальному полотну территория: «По обе стороны вокзала находилось пять деревянных одноэтажных домов, где жили служащие конторы участка. Также в районе вокзала были построены каменное здание железнодорожных мастерских и депо. Вокзал станции Котлас имеет два зала – третьего и второго классов. Во втором классе находился буфет для привилегированных пассажиров, а в зале третьего класса стояла большая икона с лампадой и подсвечники для свечей». Но до строительства Северо-Печерской дороги значительного движения грузов не было. Ни одна дорога в Европе не строилась в таких тяжелых климатических и природных условиях, как эта. Уже в конце 1942 года Северо-Печорская железная дорога вступила в строй. Строительство 1600 километров стальных путей завершилось на три года раньше срока, за что многие заплатили высокой ценой – здоровьем и, зачастую, жизнями. В память о первых строителях железной дороги в поселке Вычегодский установлен памятник. «В предутренних сумерках в молочных шарах перронных и уличных торшеров вспыхнули огни. Теплом и светом наполнилось новое большое здание», – так рассказывала об открытии вокзала станции Котлас-Южный передовица «Котласской правды». Строителям потребовалось полтора года и несколько миллионов рублей, чтобы возвести здание площадью более 2, 5 тыс. квадратных метров. В январе 1956 года новый вокзал, поразивший котлашан и гостей города масштабом, распахнул двери: украшенные лепниной, копиями картин известных художников три просторных светлых сводчатых зала для пассажиров пригородного и дальнего сообщений, тридцатипудовые люстры с гирляндами хрустальных подвесок. В здании предусмотрели кассы для транзитных пассажиров, почтовое и телеграфное отделения, телефон и книжно-газетный киоск. Во всех залах располагались удобные овальные диваны, фонтанчики с питьевой водой. Для транзитных пассажиров работал ресторан. Сейчас вокзал совсем не такой. И привокзальную площадь украсил новый памятник – большой паровоз. Для меня же железнодорожный вокзал – это воспоминания… В пору моего школьного детства именно здесь, в единственном месте в городе, можно было в любой день купить мороженое. Продавалось оно в бумажном стаканчике и стоило 13 копеек. К сладкому лакомству, которое мы готовы были есть даже в сильный мороз, выдавалась деревянная палочка…
|